Начальник не прав? Смотри первый пункт!
Знаете анекдот про должностную инструкцию для образцовых сотрудников? По легенде она состоит из двух положений. Первое гласит: «Начальник всегда прав», второе — «Если директор не прав, тогда смотри пункт первый». В этой шутке есть доля истины, ведь руководители — тоже люди, и им не нравится, когда кто-то указывает им на ошибки. Просто власти у них больше, вот они и пытаются устанавливать свои порядки.
Чтобы не испортить отношения с начальством, подчиненному проще игнорировать заблуждения. Однако такая стратегия не всегда бывает правильной. Если бездействие сотрудника грозит неприятными последствиями для компании, персонала или клиентов, молчать не нужно. Как же поступить в таком случае? Прежде чем принимать решение, ответьте на несколько вопросов:
Даже если руководитель ошибается, не нужно с ним спорить. Он человек, а людям свойственно иногда заблуждаться. Незначительную оплошность можно «не заметить». А если необходимо доказать правоту, лучше сделать это тактично, чтобы не испортить отношения.
Шесть возможных способов решения проблемы — выбирайте:
- Вежливо изложите директору свои соображения. Учитывайте, что понадобятся веские аргументы.
- Опирайтесь на доказательства (нормативные акты, законы, инструкции).
- Привлеките авторитетную персону, например, эксперта отрасли или опытного юриста.
- Предложите идею — например, другой способ привлечения клиентов или организации рабочих процессов.
- Проведите небольшой тест, чтобы увидеть, что получится, если следовать распоряжению руководителя. Затем доложите боссу о результатах.
- Пожалуйтесь вышестоящему лицу, собственнику бизнеса, в надзорное ведомство.
Когда начальник предлагает неправильные решения
Даже хорошие начальники иногда принимают неудачные решения. Это случается по разным причинам. Например, такое бывает из-за недостатка информации и опыта, ошибок при прогнозировании последствий или желания сэкономить там, где это делать не нужно.
Если директор не прав, не стоит говорить с ним при посторонних. Побеседуйте с глазу на глаз или отправьте письменное сообщение. При этом не требуйте ничего и избегайте поучений. Иначе руководитель затаит на вас обиду.
Способ 1. Мягко навести начальника на мысль об ошибке
Например, вы выяснили, что босс допустил ошибку в логической цепочке. Можно обратиться к нему таким образом:
Важно не спорить с руководителем и не навязывать ему свое мнение. Начальник должен сам оценить сообщение и принять решение. Ваша задача — тактично подтолкнуть его к мысли об ошибке.
Способ 2. Прямо сказать начальнику об ошибке
Не делайте акцент на несовершенствах директора. Для доказательства своей правоты подготовьте веские аргументы. Если вы не эксперт в теме, не ссылайтесь на личное мнение. Не стройте разговор на фразах вроде «я думаю» или «мне кажется». Опирайтесь на факты, подтвержденные авторитетными источниками.
Обратиться к боссу можно следующим образом: «Да, я согласен, что покупателей привлекают предложения, позволяющие сэкономить деньги. Но, по данным компании ePochta, эти термины относятся к стоп-словам. Из-за них сообщения попадают в спам. Вот подробная распечатка таких фраз. Посмотрите, пожалуйста».
Когда начальник требует невыполнимого
Бывает, руководитель требует невыполнимого, например, нереального объема продаж или производства, роста аудитории без вложений в продвижение. Вы и рады сделать план, но уверены, что потерпите поражение. Точно знаете, дело не в вас? Тогда есть два выхода из этого положения.
Первый — использовать доказательства
Чтобы отстоять свою правоту, нужно подготовить «сильные» доводы. Собрать убедительные аргументы можно несколькими способами:
- опросить сослуживцев и сторонних экспертов отрасли;
- изучить тематические исследования и кейсы конкурентов;
- провести эксперимент по нормам выработки в присутствии комиссии и зафиксировать результат.
Обратиться к руководителю можно в формате докладной записки. Ниже — пример, как подать информацию, чтобы не испортить отношения:
Второй — предложить решение
Хорошо, если у вас есть не только убедительные аргументы своей правоты, но и конструктивное решение. Готовьте предложение с учетом интересов руководителя. Если он ориентирован на прибыль, лучше оперировать финансовыми показателями. Если важна скорость, говорите о сокращении времени на выполнения работ.
Когда начальник несправедливо критикует
Порой подчиненным приходится слышать от руководителя несправедливую критику. Игнорировать ее — не выход, ведь, делая замечание, начальник рассчитывает, что его слова будут приняты во внимание.
Что делать, если работодатель не прав? Для начала успокоиться. Важно в запале не испортить отношения. Поговорите с руководителем, когда эмоции утихнут.
Представим ситуацию: на общем собрании руководитель неоднократно резко высказывался по поводу вашего проекта. Вот что можно сказать ему после летучки:
Вы дали руководителю возможность объясниться. Показали, что готовы измениться. Если предложения босса не подходят, вежливо скажите об этом. Например, так:
Когда начальник нарушает трудовой кодекс
Иногда управленцы нарушают Трудовой кодекс РФ: задерживают выплаты, перечисляют их раз, а не два раза в месяц или привлекают к работе подчиненных на больничном. Бывают и другие ситуации. Например, когда руководители не вписывают в договор размер оклада, а при увольнении не перечисляют все положенные деньги.
Что делать, когда с вами поступают несправедливо:
- Убедиться в собственной правоте. Изучите статьи Трудового кодекса самостоятельно или возьмите консультацию у юриста.
- Попытаться решить проблему мирным путем. Неправильные действия начальника могут быть связаны с недостаточной квалификацией исполнителей, например, бухгалтера или кадровика компании. Возможно, директор просто не знает о нарушениях. Расскажите ему об этом.
- Если ситуация не изменится, остается три варианта: смириться, уволиться или жаловаться в вышестоящие инстанции. В последнем случае будьте готовы, что отношения с начальником испортятся.
Для отстаивания своих интересов вам понадобятся доказательства ошибочных действий руководителя. Это могут быть трудовые договоры, свидетельства коллег, акты, расчетные листы, должностные инструкции или служебные записки.
В Роструд. Специалисты выслушают вас и подскажут алгоритм дальнейших действий. Связаться с сотрудником ведомства можно лично через региональное отделение или онлайн — у инспекции есть сайт.
В суд. Этот способ подходит, когда нужно опротестовать приказ, восстановиться в должности, добиться, чтобы выплатили положенную компенсацию. Отправить обращение можно по почте или удаленно — через портал ГАС «Правосудие».
В прокуратуру. Такой вариант подойдет, если есть основания для возбуждения уголовного дела или нарушения носят массовый характер, например, зарплату задерживают всему коллективу. Связаться с сотрудниками ведомства можно разными способами: записаться на личный прием, направить бумажное письмо на почту, подать заявление онлайн через портал «Госуслуги» или сайт Генпрокуратуры.
В налоговую инспекцию. Сюда обращаются, когда хотят сообщить о выплате денег «в конверте». Но факт противоправных действий нужно доказать. К тому же есть риск получить штраф самому за отсутствие отчислений с недекларируемого дохода. Подать заявление можно на сайте ФНС и лично в региональном отделении.
Прошу принять меры.
Когда согласие может привести к неприятностям
Фраза «я просто выполнял распоряжения» не поможет, если следование поручениям начальника может привести к большим неприятностям. Например, к аварии из-за неисправности тормозов автобуса с людьми или пожару по причине нарушения регламентов.
Обратиться к руководителю можно в таком формате: «Правильно ли я понял, что вы хотите, чтобы я использовал в деревянном доме гофры ПНД для прокладки проводов? По опыту знаю, эти материалы не устойчивы к возгоранию и легко воспламеняются. Их запрещено применять на таких объектах. Вот, посмотрите, я подготовил выдержки из ГОСТа 50571.15-97. Для проекта отлично подойдут электросварные трубы. Я нашел бюджетный вариант в ближайшем магазине и скачал прайс».
Коротко о главном
Если начальник ошибается по мелочам и это не грозит крупными неприятностями, можно не бороться с заблуждениями. Другое дело — когда распоряжения босса негативно отражаются на работе или финансовом положении подчиненных. В этих случаях молчать не нужно.
Как поступить, если руководитель не прав:
- Убедитесь, что истина на вашей стороне. Сначала проверьте себя. Верно ли вы понимаете ситуацию?
- Объяснитесь с директором. Не нужно высказывать обиды. Сосредоточьтесь на конструктивном решении проблемы.
- Будьте тактичны и вежливы. Снизить напряжение при общении с начальником поможет правило «Бутерброда». Считается, что у хорошей выпечки должно быть три слоя: похвала, критика, просьба. Постройте свое сообщение, используя эту подсказку.
- Используйте убедительные аргументы. Это могут быть комментарии специалистов, данные экспериментов, результаты опросов.
- Если разумные доводы не помогают, подайте жалобу вышестоящему руководителю, владельцу бизнеса или в надзорные ведомства.