В чем суть статуса самозанятого
В тексте российских законов слова «самозанятый» нет — это неофициальное понятие. Так называют граждан, которые организовали какую-либо деятельность, приносящую им регулярный доход, трудятся без работодателя, не нанимают помощников и уплачивают налог на профессиональный доход (НПД). Присоединиться к специальному режиму можно во всех регионах РФ, но действует он в рамках эксперимента до 31 декабря 2028 года, и неизвестно, изменятся ли условия его применения после указанной даты.
А вот кто не может получить статус самозанятого:
- Лица, которые организуют добычу и сбыт полезных ископаемых, реализуют попадающие под ограничения товары (подакцизные и подлежащие обязательной маркировке), перепродают чужую продукцию, сдают коммерческую недвижимость, занимаются агентской деятельностью.
- Физлица, которые хотят перейти на НПД, чтобы оказывать услуги бывшему или действующему работодателю — предпринимателю, организации. С момента окончания трудовых отношений должно пройти не менее 2-х лет. Это ограничение призвано пресекать попытки массового перевода сотрудников на самозанятость ради экономии на платежах в бюджет.
- Налогоплательщики, годовой доход которых составил более 2,4 млн рублей. Если заработок вырос до указанного значения во время применения НПД, нужно в добровольном порядке отказаться от статуса самозанятого в течение 20 дней — предприниматели обязаны выбрать другой специальный режим, а физлица — зарегистрироваться в качестве ИП.
- Продавцы недвижимости и транспортных средств.
- Курьеры, принимающие от заказчиков оплату в интересах продавца продукции.
- Индивидуальные предприниматели, которые нанимают работников по трудовому договору или пытаются совместить НПД с текущим режимом налогообложения. Сперва нужно дождаться, пока закончится срок действия патента (ПСН), или в течение 30 дней после оформления самозанятости уведомить ФНС об отказе от «упрощенки» (УСН) и ЕСХН. Взаимодействие с подрядчиками позволительно.
- Нотариусы, медиаторы, адвокаты, арбитражные управляющие.
Самозанятым разрешено уплачивать налог на профессиональный доход с заработка от продажи товаров собственного производства, сдачи в аренду недвижимости и имущества, оказания разрешенных законом услуг. Причем можно заниматься всеми перечисленными видами бизнеса одновременно — режим НПД не привязан к конкретной деятельности, в отличие от патентной системы налогообложения.
Как, когда и какие налоги платят самозанятые
Прежде чем узнать, как оформить самозанятость, разберемся, сколько денег участникам нового режима предстоит платить в казну. Вся прелесть в том, что перечислять придется только налог на профессиональный доход. Никаких других отчислений не предусмотрено — даже ИП на НПД освобождаются от взносов во внебюджетные фонды.
При этом налоговая ставка будет зависеть от того, с кем сотрудничает самозанятый:
- если оплата получена от физлица — 4%,
- когда деньги поступили от компании — 6%.
Дополнительное поощрение за переход на НПД — налоговый вычет в размере 10 тысяч рублей. Его стоит расценивать как «аванс» от государства, благодаря которому новоиспеченный самозанятый первое время будет платить в бюджет меньше денег.
- 50 000 х 1% = 500 ₽ — вычет с заработка от физлиц.
- 50 000 х 4% = 2000 ₽ — «полная» сумма налога без учета льготы.
- 100 000 х 2% = 2000 ₽ — вычет с дохода от юрлиц.
- 100 000 х 6% = 6000 ₽ — «полная» сумма налога без «бонуса».
- (2000 – 500) + (6000 – 2000) = 5500 ₽ — к уплате.
- 10 000 – 5500 = 4500 ₽ — остаток вычета.
Имейте в виду, что вычет предоставляется один раз в жизни, а не ежегодно. Снятие с учета и последующая повторная регистрация в качестве самозанятого не «обнуляет» льготу — в распоряжении налогоплательщика будет только остаток от ранее предоставленных 10 тысяч рублей.
Взаимодействие с налоговой происходит дистанционного — через веб–кабинет самозанятого (не путать с ЛК налогоплательщика) или мобильное приложение «Мой налог». НПД взимается со всех доходов, которые налогоплательщик отметит как заработок от профессиональной деятельности. Сумма к уплате рассчитывается системой ФНС по истечении каждого месяца — этот промежуток времени называется налоговым периодом.
Уведомления о необходимости произвести оплату будет приходить в личный кабинет до 12 числа следующего месяца. Отправить деньги ФНС самозанятому нужно до 28 числа — чтобы не забыть об этом и не увидеть начисленные пени, в приложении можно настроить автоплатеж.
Как происходит взаимодействие с клиентом
Весь процесс сотрудничества юрлиц и физлиц с самозанятым можно поделить на три этапа:
- Получение услуги или товара.
- Оплата — безналом или наличными.
- Получение чека (по СМС, в мессенджере, на email, через QR–код, в бумажной форме).
Самозанятый выполняет вход в приложение «Мой налог» или веб–кабинет на сайте налоговой — и уточняет статус плательщика (юридическое или физическое лицо). Система автоматически без кассового аппарата формирует чек. Выполнить указанные действия нужно не позднее 9 числа следующего месяца — при получении оплаты по безналу или непосредственно в момент оплаты услуги (товара) наличными. Если чек содержит ошибки, его можно аннулировать.
Плюсы, минусы и подводные камни самозанятости
Помимо возможности легализовать свое дело и «обелить» доходы, оформление самозанятости имеет еще ряд положительных моментов:
Если индивидуальный предприниматель получает доходы от физлиц, ему выгоднее стать ИП на НПД, нежели оставаться на «упрощенке» или общей системе налогообложения (ОСН). В случае с режимом УСН «Доходы минус расходы» нужно принимать во внимание налоговую ставку по региону и среднюю величину расходов ИП.
Минусов у налогового режима не так много, как плюсов:
Некоторые неочевидные моменты тоже могут показаться недостатками режима НПД:
- Если налогоплательщик намеревается платить страховые взносы, ему может быть выгоднее оформиться как ИП. Предприниматели вправе уменьшать налоговую базу на эти суммы, а самозанятые — нет. Правильный выбор поможет сэкономить существенные суммы.
- Всё больше товаров попадает в список маркируемых — за этим нужно следить, чтобы не нарушить закон.
- Банки неохотно выдают займы самозанятым или предлагают им невыгодные условия.
- Если плательщик НПД не работает по трудовому договору, значит, на него нет отчисления по НДФЛ — это исключает возможность получения имущественного, социального и иных вычетов.
- Некоторые виды деятельности не предполагают оформление самозанятости из-за особенностей регулирующих их норм.
Как стать самозанятым: все способы
Перейдем к вариантам, как зарегистрироваться самозанятым. Всего их четыре:
- Оформление самозанятости в России доступно онлайн напрямую через сайт налоговой службы.
- Тем, у кого имеется подтвержденная учетная запись, подойдет регистрация через сервис Госуслуг.
- Услугу также оказывают банки — удаленно и в офисе.
- Самый удобный вариант — загрузка приложения «Мой налог».
Какой бы способ ни предпочел налогоплательщик, ему не придется платить государственную пошлину и ходить в отделение ИФНС. Кроме случаев с предпринимателями, которым нужно перейти на НПД с другой системы — им необходимо подать заявление об отказе от УСН или ЕСХН (лично, почтой или через доверенное лицо).
Ниже мы немного подробнее рассмотрим, как оформить самозанятость в онлайн-формате через приложение «Мой налог» и банковские сервисы.
Через приложение
Это наиболее простой способ зарегистрироваться как самозанятый онлайн хотя бы потому, что в дальнейшем все действия вы будете совершать именно через приложение: здесь формируются счета на оплату для заказчиков, кассовые чеки и акты выполненных работ, а также приходят расчеты сумм НПД к уплате.
- Скачайте приложение на телефон.
- Выразите согласие на обработку персональных данных.
- Выберите способ регистрации.
- Введите код из SMS–сообщения.
- Укажите регион, в котором вы ищете клиентов или проживаете.
- Покажите паспорт в камеру и нажмите «распознать» — это действие актуально только при регистрации через удостоверение личности.
- Просканируйте лицо и моргните.
- Нажмите «подтверждаю» и ожидайте СМС.
- Придумайте и введите пин-код для использования приложения в будущем.
- Перейдите по цепочке «Прочее → Профиль → Виды деятельности» и выберите, какие сферы приносят вам доход (в будущем можно изменить).
Через банковские сервисы
Полный перечень аккредитованных налоговой службой банков можно посмотреть на сайте ФНС. Условия сотрудничества с самозанятыми у всех финансовых организаций свои, но в любом случае устанавливать дополнительное ПО для регистрации самозанятости и последующей работы не потребуется — все операции будут проходить в приложении Сбербанка, Тинькофф Банка, ВТБ, Альфа-банка, МТС, Совкомбанка или другой выбранной вами организации.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, воспользуйтесь базой знаний сайта ФНС.