Кто такой специалист по работе с маркетплейсами
Управление интернет-магазином практически не отличается от ведения бизнеса офлайн. Чтобы дело процветало, нужно мониторить рынок, искать поставщиков, контролировать карточки товаров. Этими и многими другими вопросами занимается менеджер маркетплейсов.
Функционал зависит от профессионализма специалиста и полномочий, которые готов делегировать владелец интернет-магазина своему помощнику.
На профессионалов ложится более высокая нагрузка. Опытные сотрудники решают не только рутинные задачи, но также выполняют роль маркетологов и стратегов.
Сводный круг обязанностей достаточно широк. Чтобы не допускать ошибок и выйти на хорошие показатели, потребуется овладеть большим спектром профессиональных навыков.
Hard skills |
|
Soft skills |
|
По списку ключевых обязанностей и компетенций можно судить о том, насколько серьезная нагрузка ложится на специалистов по работе с цифровыми витринами. Но необходимость постоянно «быть в тонусе» компенсируется весомыми преимуществами профессии.
5 причин работать маркетплейс-менеджером:
- Достойный доход.
- Непрерывное развитие в карьере.
- Присутствие творческой составляющей.
- Высокая востребованность.
- Возможность удаленной работы.
Также к плюсам профессии относятся вовлеченность в нетворкинг и возможность брать дополнительные проекты на фриланс-биржах, то есть потолка по зарплате фактически нет.
Где учиться на менеджера по маркетплейсам
Если вы решили стать специалистом по работе на маркетплейсах, то можете пройти обучение несколькими способами: поступить в университет, записаться на онлайн-курс или освоить азы e-commerce самостоятельно. Чтобы вам было легче определиться с выбором, рассмотрим каждый вариант подробнее.
Вуз
Несмотря на то что менеджер цифровых витрин — относительно молодая специальность, ее уже включили в свои образовательные программы более 40 институтов и университетов страны.
- РАНХиГС, Москва;
- НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург;
- РИЗП, Ростов-на-Дону;
- СГТУ, Саратов;
- Иркутский ГАУ, Иркутск;
- ПГУТИ, Самара.
Возможно, кому-то покажется нерациональным тратить на получение диплома 4-5 лет, но учеба в вузе имеет ряд плюсов. В первую очередь, это сильные программы, предполагающие полное погружение в профессию. Студенты получают не только навыки работы с крупными торговыми площадками, но и осваивают ряд смежных предметов: интернет-маркетинг, основы финансовой грамотности, психологию потребительского поведения.
Студенты старших курсов в обязательном порядке проходят учебную практику, что помогает попробовать себя «в действии» и обзавестись начальным опытом.
Кроме того, дипломы государственного образца высоко ценятся на рынке труда. Поэтому специалист по маркетплейсам, обучение которого проходило в вузе, имеет больше шансов на быстрое и выгодное трудоустройство.
Онлайн-курсы
Если вы не располагаете временем и хотите начать зарабатывать на онлайн-продажах как можно скорее, обратите внимание на профильные курсы. В среднем дистанционное обучение занимает 4-10 месяцев.
- «Специалист по продвижению на маркетплейсах», Skillbox;
- «Менеджер по работе с маркетплейсами», Geek Brains;
- «Продвижение на маркетплейсах», Нетология;
- «Менеджер по работе с маркетплейсами», Eduson Academy;
- «Маркетплейс менеджер», 102 товара.
За онлайн-учебу придется отдать от 20 000 до 70 000 ₽. Суммы не малые, но вложения быстро окупятся. По статистике, новички зарабатывают на маркетплейсах около 50 000 ₽. При полной занятости потраченные средства удастся «отбить» в течение 2-х месяцев.
На курсах студенты выполняют много практических задач, а в завершение обучения сдают итоговые проекты, которые, кстати, можно «упаковать» в портфолио. Поэтому сертификаты об окончании краткосрочных программ ценятся работодателями не меньше вузовских дипломов.
Самостоятельное обучение
Этот вариант подойдет тем, кто не располагает ни временем, ни свободными финансами. Сегодня в сети можно отыскать большое количество полезных материалов по теме работы с цифровыми витринами. Рекомендуем начать с теоретической базы.
Полезные книги для начинающих специалистов по маркетплейсам:
- «История стартап-гигантов», Брэд Стоун;
- «Как открыть интернет-магазин», Александр Верес, Павел Трубецков;
- «Маркетплейс 3.0», Хироси Микитани;
- «Alibaba. История мирового восхождения от первого лица», Дункан Кларк.
Эти бестселлеры написаны признанными профи в области e-commerce, успешными предпринимателями, которые запустили интернет-магазины с миллионными оборотами.
Но на одних книгах, конечно, далеко не уедешь, поэтому параллельно рекомендуем приступать к занятиям на бесплатных онлайн-курсах.
- «Как запустить продажи на Ozon, Wildberries», Smart business;
- «Менеджер маркетплейсов», ИП Воронина О.А.;
- «Как начать продавать на Wildberries», Тинькофф Бизнес;
- «Продвижение в маркетплейсах: как получать больше трафика», Нетология.
Дополнительно посмотрите уроки на Ютубе. Вот несколько интересных плейлистов:
- Курс Менеджер Маркетплейсов;
- Реклама на маркетплейсах;
- Как начать продавать на маркетплейсах;
- Продаю на Ozon.
Владельцы онлайн-магазинов, сотрудничающие с иностранными поставщиками и клиентами, при отборе кандидатов обращают внимание на уровень владения английским языком. Если вы чувствуете себя не слишком уверенно в этом направлении, дополнительно пройдите хотя бы один тематический курс.
При самостоятельном обучении с составлением портфолио, скорее всего, возникнут проблемы. Чтобы завуалировать этот «пробел», оформите 5-6 карточек товаров для разных маркетплейсов. Для начинающего специалиста наличие готовых примеров будет большим плюсом при отборе.
Как менеджеру по маркетплейсам найти работу
Как стать маркетплейс-менеджером без опыта? Вопрос, который волнует всех новичков в профессии. На самом деле, для старта в карьере вполне достаточно иметь образование по специальности. А чтобы устроиться на первую работу, нужно пройти всего 3 этапа.
Составление резюме
Хорошее резюме способно сгладить отсутствие опыта и в то же время подсветить сильные стороны кандидата. Отнеситесь к составлению документа серьезно. Обязательно включите в него разделы, описывающие релевантный опыт, профессиональные навыки, достижения, образование и личные качества.
Менеджер по работе с маркетплейсами специализируется на продажах. Соответственно, ваша анкета должна иметь «товарный вид».
Как оформить привлекательное резюме:
- Постарайтесь уместить информацию на одной странице формата А4. Объёмные документы менее наглядны, поэтому их редко дочитывают до конца.
- Отформатируйте текст. Разбейте информацию на логические блоки. Для придания структуры используйте списки, подзаголовки и абзацы.
- Включите в документ достижения. Помните, что цифры всегда выглядят более выигрышно.
- Сделайте цветные акценты. Как вариант, выделите с помощью спокойных оттенков какой-то отдельный блок или названия разделов.
- Загрузите в резюме инфографику: иконки, диаграммы, таймлайны.
Добавьте в документ профессиональное фото. Если считаете, что выполнить перечисленные рекомендации слишком сложно, используйте для составления резюме готовый шаблон.
Мониторинг вакансий
С поиском предложений от работодателей не должно возникнуть проблем. Маркетплейсеры сегодня очень востребованы, и новые объявления для них появляются каждый день.
Где найти вакансии для специалистов по работе с маркетплейсами:
- Job-ресурсы. Самые популярные сайты: HeadHunter, Работа.ру, SuperJob.
- Telegram-каналы. Например, «Finder.vc: удаленная работа – вакансии», «ФРИЛАНС ВАКАНСИИ | УДАЛЕННАЯ РАБОТА», «Работа маркетплейсы: Ozon, Widberries (WB), Яндекс.Маркет».
- VK. Подходящие сообщества: «Работа на маркетплейсах: вакансии и резюме», «Вайлдберриз | Требуются менеджеры маркетплейсов», «Работа на маркетплейсах | Менеджеры | Дизайнеры».
Пока не наберетесь опыта, лучше откликайтесь на объявления для новичков, — так вы найдете работу гораздо быстрее. Через 5-6 месяцев вы «набьете руку», сформируете приличное портфолио и, соответственно, сможете претендовать на более выгодные предложения.
Прохождение собеседования
Приглашение на интервью — явный сигнал, что вы подходите работодателю по главным критериям. Поэтому отбросьте волнение и уделите внимание подготовке к встрече. Так как менеджер маркетплейсов — удаленная профессия, собеседование, скорее всего, будет проходить дистанционно.
Как подготовиться к онлайн-собеседованию:
- Решите технические вопросы. Убедитесь в стабильном интернет-соединении, скачайте и настройте выбранную для связи программу, проверьте камеру и микрофон.
- Исключите отвлекающие факторы. Отправьте домочадцев на прогулку, отключите уведомления на телефоне, попросите соседей на 30-40 минут приостановить ремонт.
- Выберите комнату с подходящим фоном. Подойдут: просто стена, полки с книгами, картина, часы. Неудачные варианты: ковер, разрисованные или ободранные обои, пестрый интерьер, семейные фотографии.
- Создайте деловой образ. Вряд ли вы произведете хорошее впечатление, если предстанете перед HR-менеджером в растянутой футболке и с «пучком» на голове. Конечно, надевать деловой костюм тоже не стоит. Чтобы быть «на высоте», отдайте предпочтение стилю casual.
Все вопросы на собеседовании для менеджеров маркетплейсов делятся на 2 категории: организационные и технические. Чтобы не растеряться и в полной мере раскрыть свою компетентность, советуем иметь под рукой распечатанное резюме и краткий рассказ о себе.
Организационные | Технические |
---|---|
В каком часовом поясе вы живете? | На каких площадках вы работали? Расскажите об их особенностях. |
Обозначьте уровень желаемого дохода. | Как формируется ассортиментная матрица? |
Сколько часов в день вы готовы уделять работе? | Назовите 2-3 способа увеличения продаж на маркетплейсах. |
Готовы ли к прохождению испытательного срока? | Покажите примеры оформленных вами карточек товаров. |
Это ориентировочный список. Что конкретно будут спрашивать на собеседовании, зависит от площадки, с которой придется работать, а также перечня должностных обязанностей.
Подведем итоги
Аккаунт-менеджер маркетплейсов — профессия для тех, кто обладает творческим потенциалом и в то же время имеет «предпринимательскую жилку». Чтобы стартовать в карьере, придется выделить время, силы, а возможно, и финансы. Но вложения быстро окупятся. За несколько месяцев вы получите опыт и сможете заметно повысить свой доход.
- Пройти обучение по специальности или освоить профессию самостоятельно.
- Оформить портфолио.
- Составить продающее резюме.
- Откликаться на все подходящие вакансии.
- Тщательно готовиться к собеседованиям.
- Добросовестно работать и развивать профессиональные навыки.