1. Соберите информацию о компании
Накануне встречи желательно узнать о направлениях развития, ценностях и миссии компании. Такая информированность станет вашим преимуществом. Она покажет работодателю интерес к вакансии и лояльное отношение к организации.
Где получить необходимые сведения:
- на официальном сайте компании;
- на порталах-отзовиках;
- в соцсетях;
- в СМИ и профессиональных сообществах.
2. Не опаздывайте
Пунктуальность — это важно! Опоздания работодатели расценивают как безответственность. Подойдите в офис на 10–15 минут раньше, тогда у вас будет возможность осмотреться, успокоиться и привести себя в порядок.
3. Будьте самостоятельным
Совершеннолетнему человеку не стоит приходить на собеседование в сопровождении мамы и других близких людей. Иначе работодатель может решить, что соискатель — несамостоятельный или слишком застенчивый человек, которому будет трудно без группы поддержки.
Если вы сильно волнуетесь по поводу предстоящей встречи, заранее потренируйтесь с домочадцами проходить интервью. Пара-тройка репетиций помогут вам набраться смелости.
4. Перенесите встречу, если заболели
Почувствовали себя плохо? Напишите или позвоните рекрутеру и объясните ситуацию. Это уважительная причина для неявки на собеседование. Думайте не только о себе, но и о других людях. Вряд ли работодатель скажет вам спасибо, если после вашей встречи со специалистом весь HR-отдел уйдет на больничный.
5. Придерживайтесь дресс-кода
Какой бы высокой квалификацией вы ни обладали, не забывайте — встречают всё-таки по одежке. Ваша задача — с первых секунд показать специалисту по персоналу, что вы — «свой» человек. Определить корпоративный стиль можно по фото сотрудников — обычно компании размещают их на официальном сайте.
Если фотографий нет, задайте вопрос о дресс-коде специалисту по персоналу или сделайте выбор в пользу того стиля, который больше подходит для вашей сферы деятельности. Например, кандидату на должность юриста лучше прийти на интервью в деловом костюме, а претенденту на позицию юриста — в рубашке и классических джинсах.
6. Не нервничайте
Неуверенное поведение не играет на руку соискателям. Волнение мешает сосредоточиться и подобрать правильные слова. Как же успокоиться и успешно пройти собеседование при приеме на работу:
- Позаботьтесь о своем самочувствии. Перед встречей хорошо выспитесь. Обязательно поешьте — что-то легкое, но сытное. Исключите прием алкоголя и успокоительных препаратов.
- Вспомните о сильных сторонах и профессиональных успехах. Уверены, вам есть чем гордиться. Можете составить список достижений и взглянуть на него перед интервью.
- Будьте готовы к отказу. Что случится, если рекрутер не предложит оффер? Ничего страшного. Это не единственная в мире работа. Расценивайте собеседование как возможность получить опыт, и тогда волнение уйдет.
7. Помните о деловом этикете
Знание норм делового этикета — преимущество любого кандидата. Поверьте, рекрутер обязательно обратит внимание на то, как вы общаетесь и отвечаете на непростые вопросы. Ведь без умения грамотно коммуницировать с другими людьми невозможно будет наладить хорошие отношения с коллегами, партнерами и клиентами компании.
Основные правила делового этикета:
- здороваться при встрече и прощаться после беседы;
- уважительно относиться к окружающим;
- соблюдать дистанцию с собеседником в пределах 1–1,5 м;
- обращаться на «вы» к малознакомым людям и тем, кто старше по возрасту;
- не делать акцент в разговоре на «гендерном» различии;
- избегать «острых» тем, которые могут ухудшить настроение собеседника и привести к конфликту;
- не трогать без спроса чужие вещи.
8. Будьте дружелюбным
Никто не хочет видеть в команде нервного и конфликтного коллегу, поэтому на собеседовании важно показать себя с лучшей стороны. Не перебивайте HR-менеджера, улыбайтесь и спокойно отвечайте на вопросы. Сохраняйте самообладание даже в том случае, если вы попали на стресс-интервью, — просто после встречи сделайте выводы, стоит ли идти работать в такую компанию.
9. Не обманывайте
Иногда кандидаты лгут рекрутерам, желая показаться лучше, чем есть: преувеличивают опыт и уровень образования, приукрашивают навыки, дают социально одобряемые ответы. Так делать не стоит. Обман всё равно вскроется, а вам потом будет неудобно за свои слова.
Если вы студент без стажа, вот наш главный совет, как успешно проходить собеседования, — не вводите в заблуждение HR-менеджера. Скажите, что хотите развиваться в профессии и быстро схватываете всё на лету. Интерес к работе и готовность к обучению порой ценится выше, чем опыт, ведь многое можно освоить в процессе. Сложнее добиться максимальной отдачи от человека, которому безразлична его деятельность.
10. Не критикуйте начальство
У рекрутеров есть «красные флаги», по которым они определяют неподходящих соискателей. Например, таким знаком часто становятся токсичные высказывания о предыдущем руководителе. Даже если начальник был невыносим, не сообщайте об этом представителю компании. HR-менеджер может решить, что вы таким же образом будете отзываться и о новом работодателе.
11. Возьмите с собой все необходимые документы
Иногда перед собеседованием рекрутеры просят соискателей заполнить анкету. Чтобы не ошибиться при внесении данных, захватите на встречу паспорт, диплом вуза или ссуза, сертификаты с курсов и трудовую книжку. Также стоит взять с собой резюме — оно поможет вам структурировать рассказ о себе:
Если у вас есть примеры работ, принесите на интервью портфолио. А еще не будут лишними рекомендации от прежнего руководства и клиентов, только заранее предупредите людей, готовых за вас поручиться, что представитель компании может им позвонить.
12. Ориентируйтесь на корпоративную культуру
У многих компаний есть корпоративный кодекс — свод морально-этических норм и правил, которых должны придерживаться сотрудники. Он определяет отношение к сослуживцам и клиентам, необходимые личные качества персонала и т. д.
Это важный документ — его положения рекрутеры обязательно учитывают при отборе кандидатов. И вам нужно быть готовым к оценке на соответствие принятым в компании устоям.
13. Предоставляйте актуальную информацию
Главная задача кандидата на собеседовании — показать, что он хорошо знает свою работу. Так, при трудоустройстве в сеть аптек менеджеру лучше рассказать об опыте продаж медицинских препаратов, учителю — об успехах в подготовке школьников по своему предмету, бухгалтеру — об умении начислять зарплату, директору — о ключевых навыках, которые помогают руководить компанией.
14. Подготовьтесь к вопросам рекрутера
Успешное прохождение собеседования возможно только в том случае, если вы будете готовы к вопросам рекрутера. Как правило, HR-менеджеры спрашивают кандидатов об опыте, технических навыках, личных качествах и карьерных планах.
Прямые вопросы. В них нет скрытого смысла. Главное при ответе — не врать и избегать фраз, которые могут выставить вас в невыгодном свете. Если вы когда-то допустили ошибку в работе, расскажите, как исправили ее, — неприятные ситуации бывают у всех, но не каждый умеет их исправлять.
Предмет оценки | Вопрос | Ответ |
---|---|---|
Приоритеты, ценности | Почему вы выбрали нашу компанию? | «Я читал отзывы бывших сотрудников о вас, и мне они понравились. Кроме того, всегда хотел работать экономистом на таком крупном производстве» |
Мотивы, отношения, конфликты | Почему вы ушли с предыдущей работы? |
|
Карьерные планы, приоритеты | Кем вы видите себя через 5 лет? | «К этому времени мне бы хотелось стать товароведом. Пока я обладаю не всеми необходимыми компетенциями, поэтому в ближайшие годы планирую познакомиться с ассортиментом и особенностями работы в вашем магазине на позиции продавца. А еще с сентября я буду заочно учиться в колледже на товароведа-эксперта» |
Производительность, нацеленность на результат | Расскажите о достижениях на предыдущей позиции консультанта? | «Я всегда провожу консультации с учетом потребностей клиентов. За последний год по моим рекомендациям 93% посетителей банка смогли выбрать подходящий продукт, 90% — обратились за дополнительными услугами» |
Мотивы, ценности | Почему мы должны выбрать именно вас? | «Я уже пять лет занимаюсь логистикой. Отлично знаю этот регион, а также транспортную и торговую инфраструктуру, с которой работает ваша компания. Уверен, что принесу вам пользу и смогу оптимизировать маршруты. Например, на прежнем месте мне удалось снизить расходы на доставку с 70 до 30%» |
Ситуационные вопросы. В этом случае рекрутер предлагает соискателю представить какие-то обстоятельства и просит описать алгоритм последующих действий в них. Обычно эти примеры соответствуют проблемам, с которыми сталкивается сотрудник в профессиональной деятельности. Такой подход позволяет понять, как кандидат поведет себя в работе.
Представьте, что на проекте возникла большая текучка кадров. Как вы разрешите эту ситуацию? | «Сначала я проведу анонимное анкетирование персонала, чтобы понять причины увольнения. Затем разработаю стратегию решения проблемы. Получу согласие руководителя и приступлю к внедрению системы. Для контроля результатов буду проводить опросы сотрудников каждый квартал» |
Вам дали две задачи с одинаковым дедлайном, но вы объективно успеете сделать в срок только одну. Как вы поступите? | «Оценю важность и последствия неисполнения каждой. Определю ту, что нужно выполнить в первую очередь. Приоритетное задание выберу по следующим критериям: влияние на финансовое состояние компании, ее репутацию, ценность клиента и его реакции на срыв сроков. Обязательно согласую новую дату с заказчиком и сообщу о ситуации начальнику» |
Клиент получил под залог кредит и задерживает оплату. Что предпримете? | «Свяжусь с ним и постараюсь вежливо выяснить причины такого поведения. С учетом этой информации предложу несколько решений. Например, подбор более удобного графика расчетов, оформление каникул, изменение размера ежемесячного платежа» |
Проективные вопросы. Метод скрытого анализа, при котором соискателей не спрашивают напрямую, что они думают о ситуации и готовы предпринять. Оценку HR-менеджеры проводят аккуратно с учетом психологии: по реакции на обстоятельства, которые, казалось бы, не имеют отношения к кандидатам.
Почему бармены воруют? | «Я думаю, большинство сотрудников кафе все же честные люди» |
Чем можно оправдать ложь администратора начальнику? | «Ничем. При любых обстоятельствах нужно говорить руководителю правду» |
Нужен ли персоналу ИТ-компании постоянный контроль? | «На мой взгляд, нет. Это может отрицательно сказаться на самостоятельности и инициативности сотрудников» |
Неудобные вопросы. Как правило, этот метод используют для проверки реакции соискателя на нестандартные ситуации. Темы разговора бывают разные: о личной жизни, занятиях в свободное время, внешности, манере одеваться и т. д.
Почему вы до сих пор не замужем? | «Я не готова ответить на этот вопрос. Считаю, что он не касается оценки моих профессиональных навыков» |
Зачем вам деньги? | «Деньги нужны всем. У меня есть несколько статей расходов: содержание семьи, саморазвитие, книги, путешествия» |
У вас есть квартира? | «Нет, но я планирую ее взять через полгода, когда накоплю на первоначальный взнос по ипотеке» |
Если должность предполагает общение с иностранными клиентами или работу в международной компании, будьте готовы к разговору на английском языке. Как правило, в этом случае рекрутер проверяет не только умение понимать речь и грамотно говорить, но и знание профессиональной терминологии.
15. Задавайте вопросы
Интервью — отличный повод узнать больше о вакансии и компании. Не стесняйтесь задавать вопросы. Так вы покажете свою заинтересованность. Полученная информация позволит вам подойти к выбору организации осознанно, взвесить все «за» и «против».
О работе |
|
О зарплате |
|
О перспективах |
|
Условия труда |
|
При общении с рекрутером не обязательно использовать наши шаблоны. Спрашивайте о том, что вас действительно интересует.
Коротко о главном
Успешное собеседование при приеме на работу зависит не от удачи. В этом вопросе важно соблюдать ряд правил: придерживаться норм делового этикета, стремиться соответствовать корпоративной культуре и грамотно презентовать свои навыки. На интервью рекомендуем вести себя дружелюбно, демонстрировать открытость и быть коммуникабельным — тогда рекрутер сделает вывод, что вы идеальный кандидат на должность.