Мы понимаем, что самый очевидный способ выделиться и заинтересовать работодателя – нестандартное оформление.
Казалось бы, «обертка» в продажах важнее содержания.
А резюме – это ведь продажи, правильно?
С одной стороны, да.
Но с другой — вы же не приходите на собеседование в цветном костюме?
Границы вашей креативности зависят от профессиональной сферы и политики компании, в которую вы устраиваетесь.
Например, если вы работаете в банке, в бухгалтерии или юридической компании, то резюме должно быть серьезным, лаконичным и сдержанным.
«Пестрое» и чересчур креативное резюме – повод сомневаться в вашем профессионализме и серьезности намерений. Однако и здесь все не так однозначно.
Например, устраиваясь бухгалтером в какой-нибудь стартап или дизайнерскую контору, креативное резюме бухгалтера так же уместно, как и творческое резюме иллюстратора.
Но мы все же предупреждаем:
По исследованиям 70% работодателей предпочитают традиционное резюме в формате PDF/Word.
К сожалению, это относится даже к «творческим» профессиям.
Это не значит, что на ваши соцсети не будут смотреть.
Если вы твердо решили использовать креативный подход в резюме, подумайте два раза: в каких случаях он сыграет вам на руку, а где будет ошибочным.
Плюсы креативности
Нестандартное оформление идеально подходит для тех, кто ищет работу в «креативных» отраслях.
А видео-резюме полезно тем, кто публикует фильмы, музыкальные клипы, фотографии и другие работы, связанные с их профессиональной отраслью в портфолио.
Онлайн-презентации также помогают интересно и ярко продемонстрировать свои навыки тем, кто занимается веб-дизайном и информационными технологиями.
Хотя все равно потом от вас потребуют стандартное резюме на этапе собеседования.
Также такой формат хорошее решение для фриланса, где портфолио – единственный способ заказчиков оценить вас, как исполнителя.
Размещайте онлайн-резюме у себя на сайте, в блоге, в профилях фриланс бирж – это сильно увеличит доверие к вам и убедит заказчиков в вашей экспертности.
Креативное резюме подходит и тем, у кого нет опыта работы за плечами.
Цель такого формата показать и подчеркнуть навыки кандидата, а не хронологическую историю трудоустройства.
И, да: в какой-то мере отвлечь внимание работодателя от опыта.
И чаще всего такие резюме встречаются во фрилансе, когда внешний вид – единственная возможность «обскакать» конкурентов.
А теперь давайте поговорим о минусах
Уход от стандартных шаблонов становится все более популярным в самых разных отраслях, но это не означает, что данный формат подойдет и вам.
Более того, это не значит, что он даст какое-то преимущество.
Даже в творческих сферах некоторые работодатели хотят видеть стандартное оформление, нежели креатив. Оно более понятно и привычно.
А также не требует много времени для чтения.
Привычный формат – это 1-2 цвета, разделение на блоки, небольшие декоративные элементы, которые не режут глаз.
Российские работодатели все чаще используют систему автоматической оценки резюме и отбора кандидатов (ATS).
ATS ищет ключевые слова из требований вакансии, а также проверяет общее соответствие должности и требованиям компании.
И тогда, даже если вы соответствуете всем требованиям, «живой» рекрутер никогда не увидит вашей анкеты. Согласитесь, обидно.
К тому же избыточная инфографика, рисунки, графики, яркие цвета и другие визуальные эффекты требуют навыков, чтобы все выглядело органично. И, если вы не профессиональный дизайнер, вряд ли у вас это получится.
Плюс, дополнительные элементы затрудняют восприятие, поскольку рекрутеры привыкли к стандарту.
Поэтому при выборе нестандартного формата учитывайте не только профессиональную отрасль, но и политику конкретной компании.
Классическое резюме и креативное сопроводительное письмо
Да, бывают обстоятельства, когда нужен креатив.
Например, если отправка резюме – тестовое задание при трудоустройстве иллюстратором.
Но ведь у вас есть сопроводительное письмо и портфолио.
Почему бы не подстраховаться и не отправить стандартное, понятное резюме и «дизайнерское» сопроводительное письмо?
- Во-первых, вы пройдете ATS, которую используют даже небольшие компании, чтобы сэкономить время штатных рекрутеров, не говоря уже о рекрутинговых агентствах.
- Во-вторых, когда заявка доберется до «живого» HR, вы сразите его «дизайнерскими» фишками.
- В-третьих, если креативность неуместна, рекрутер ее просто проигнорирует – ведь с резюме-то у вас все в порядке.
Самое главное — дать менеджерам по подбору персонала то, что они хотят видеть.
Если они предпочитают видеть документ в формате PDF или Word, отправьте его им.
Иначе вы проиграете эту войну за вакансию, и весь ваш труд в нестандартном, красивом резюме никто не оценит. Вы просто потратите свое время и деньги впустую.
Обычно рекрутеры тратят всего несколько секунд на просмотр отклика, чтобы отобрать тех, кто удостоится телефонного интервью.
Если HR с первого взгляда не может понять, где у вас опыт, а где образование, он просто перейдет к следующему кандидату. Его основная цель — определить ценность, которую вы представляете для компании.
Даже при подаче заявки на творческие профессии, помните, что чаще всего, первым их просмотрит рекрутер в отделе кадров, человек далекий от этих специальностей.
И традиционный отклик будет прочитан легче и быстрее, чем шедевр классического искусства или видео-презентация.
Кроме того, компаниям так же интересно видеть портфолио кандидата и его опыт работы, чтобы понимать с какими клиентами он работал и как долго.
Создаем творчество
Если вы уверены, что вам, а главное, вашему потенциальному работодателю нужно нестандартное резюме, еще раз пробегитесь по требованиям вакансии.
Тем не менее, прежде чем рассматривать нестандартное резюме, проанализируйте отрасль, в которой вы работаете.
Если это маркетинг, дизайн, художественная сфера, игровая, социальные сети, то, возможно, нетрадиционная анкета – хороший выбор.
При этом для фотографий, иллюстраций, клипов и т.д. используйте онлайн-портфолио и презентацию.
Даже если вы делаете ставку на онлайн, размещая онлайн-портфолио в «облаке», добавьте и стандартное онлайн-резюме.
В крайнем случае разместите ссылку в социальных сетях.
В онлайн-резюме добавьте ссылки на портфолио, рекомендации, профиль LinkedIn, биржи фриланса, googleDocs или личный сайт. Такие мелочи экономят время HR и помогают произвести положительное впечатление.
Что входит в «креативность»
- Вместо большого количества текста, используйте картинки, диаграммы, графики. Перенесите туда важные показатели, таким образом, визуализируя свои навыки и достижения. Визуальные элементы лучше «рисовать от руки», например, на графическом планшете.
- Дополняйте навыки и достижения инфографикой или картинками, чтобы акцентировать на них внимание рекрутера. Особенно это касается ключевых навыков для вакансии.
- Используйте сторителлинг. Бездумно добавленные картинки, не связанные единой идеей бессмысленны. Придумайте историю и воплотите ее в резюме. Именно такие анкеты и соискатели запоминаются работодателям.
Составляя необычное резюме, помните, что логическая структура — главная составляющая документа.
Поэтому в творческом отклике всегда с осторожностью относитесь к тому, что хотите показать, а что убрать.
Независимо от того, раскрашиваете ли вы весь лист, рисуете ли каждый ее элемент от руки или используете готовый шаблон, всегда сохраняйте структуру и формат.
Визуальные элементы дополняют формат, они не должны путать рекрутеров.
Если основные элементы опыт-навыки-образование читаются без проблем, то даже ComicSans не испортит впечатление рекрутера.
Не забывайте, работодатель в первую очередь оценивает вас как будущего сотрудника, ему важен опыт, навыки и выполнение тестового задания.
На закуску
Мы понимаем, что вы хотите блеснуть своими навыками уже на этапе резюме. Постарайтесь проявить сдержанность.
Так, вы всегда пройдете ATS и будете уверены, что анкету увидит «живой» человек, который по достоинству оценит ваши креативные навыки.
Не забывайте учитывать сферу деятельности, предпочтения компании или заказчика.
При этом если выбираете «дизайнерские» решения – не переборщите.
Любой креатив «любит» структуру, четкость и визуальную доступность.
Не забывайте о том, что резюме, в первую очередь — это ответ на требования вакансии.
Если мы, конечно, не говорим о создании Wow-эффекта.