Почему руководители следят за сотрудниками
Микроконтроль не возникает из ниоткуда. Прежде чем определиться с планом действий, нужно понять, что движет вашим руководителем. Причин для выбора «жесткого» стиля управления может быть несколько:
- Неуверенность в себе. Вероятно, работа в компании для начальника действительно важна, но он не был готов к повышению и теперь на ходу пытается разобраться со всеми задачами, чтобы не показаться вышестоящему руководству некомпетентным и не потерять авторитет в коллективе.
- Негативный опыт в прошлом. Если когда-то (необязательно в этой компании) менеджера серьезно подвела команда, впредь ему будет трудно перестать контролировать каждую мелочь.
- Нежелание расставаться со старой работой. Забравшись на высокую ступеньку карьерной лестницы, далеко не все чувствуют себя комфортно. Может быть, вашему боссу больше по душе заниматься оперативными задачами, а не наблюдать, как их решают подчиненные.
- Боязнь оказаться в изоляции. Иногда специалисты, у которых карьера идет в гору, переживают, что после назначения на управленческую позицию утратят связь с реальной работой. Из-за этого, оказавшись на посту директора, они стремятся проводить больше времени с коллективом, контролируют все задачи и принимают слишком активное участие в низкоуровневых процессах.
- Потребность в доминировании. Руководитель — это, прежде всего, человек со своими комплексами и проблемами. Кто знает, может, он страдал от гиперопеки родителей или сам когда-то трудился под началом микроменеджера, а теперь перенес такую модель поведения на своих работников.
Что делать, если начальник следит за персоналом
Итак, причины микроменеджмента выяснили. Переходим к активным действиям. Если у вас в коллективе сложились нормальные отношения, попробуйте инициировать с руководителем разговор. Возможно, и бороться со слежкой не придется, — начальник поймет свою неправоту и изменит поведение. Не ваша тактика? Тогда вот еще 5 вариантов, как повлиять на босса.
1. Установите границы
Если микроменеджментом занимается рядовой сотрудник, который мнит себя главным, не поощряйте его поведение. Вежливо, но твердо скажите, что он для вас такой же коллега, как и все остальные.
С уполномоченным управленцем нужно говорить дипломатично. Дайте понять, что вы способны справиться с текущей задачей самостоятельно и будете признательны за некоторую автономность. Для начала объясните, как вы планируете действовать, и предложите периодически оповещать директора о прогрессе.
Встретили сопротивление? Предоставьте начальству наглядные доказательства того, как контроль тормозит рабочий процесс. Например, зафиксируйте, сколько времени у вас уходит на составление отчетов.
Если за микроменеджментом скрывается гиперопека и искреннее желание помочь, мягко скажите о том, что вам сложно исполнять свои должностные обязанности, когда начальник пристально следит за сотрудниками. Попросите дать вам возможность продемонстрировать свой профессионализм.
2. Обеспечьте прозрачность процессов
Тратите слишком много времени на бесполезные отчеты и часто видите босса в отражении монитора ПК? Внедрите систему управления проектами и задачами. Руководитель поймет, что может проверить вашу работу в режиме реального времени, и успокоится. А вы отдохнете от бесконечного потока вопросов в духе «Готово?» и «Чем ты сейчас занят?».
Иногда микроменеджмент возникает из-за того, что руководитель беспокоится о процессах, которые не в состоянии наблюдать. Вместо того чтобы злиться, позаботьтесь о начальнике — пусть он видит важные данные и понимает, на каком этапе вы находитесь:
- Предложите установить систему управления проектами вроде Jira, Asana, Wrike, MeisterTask, Worksection, GanttPro или Битрикс24.
- Создайте прогресс-доску Kanban.
- Поставьте диаграмму сгорания задач Burn-Down chart. Она демонстрирует объём оставшейся и сделанной работы.
- Составьте подробный распорядок вашего рабочего дня и ознакомьте с ним руководителя.
Эти решения хороши тем, что предлагают визуально читаемые метрики и отчеты. Руководитель не придет к выводу о том, что спросить вас или заглянуть через плечо проще, чем пользоваться упомянутым софтом. Учтите, что ваши предложения не должны прозвучать как «вот графики, оставьте меня в покое». Начните пользоваться программами и подождите, пока тимлид оценит их удобство.
3. Просите обратную связь вместо разрешения
А что, если члены вашей команды сами «вырастили» микроменеджера? Такой стиль управления обычно не применяется на регулярной основе, зато он отлично подходит для адаптации новичков, контроля безынициативных сотрудников и решения срочных задач. Возможно, ваша команда постоянно спрашивает у директора разрешения что-то сделать? Если это так, у него возникнут обоснованные сомнения и в вашей способности принимать решения.
4. Добейтесь доверия руководителя
Здесь важно двигаться маленькими шагами и проявить терпение. Микроменеджер не выносит поучений от подчиненных, у него на всё есть собственное мнение (единственно верное, разумеется). Лучше попросите поручить вам маленькое задание, от которого не зависят судьба проекта и отношения с клиентом. Обязательно уложитесь в дедлайн и сделайте всё идеально, вплоть до мелочей. Потом отважьтесь на что-то чуть более серьезное.
После очередного поручения у руководителя сформируется о вас хорошее впечатление. Он попросту «привыкнет» к тому, что задачи выполняются безукоризненно, и ослабит контроль или сфокусируется на других специалистах. Важно продолжать оправдывать ожидания микроменеджера, потому что второго шанса он не даст.
Перед тем как что-либо сделать, проговорите, какие у вас будут задания, и за что конкретно вы несете ответственность. Когда продемонстрируете результат, обращайте внимание руководителя именно на ваш вклад.
5. Покажите, что делегирование — это не страшно
Начальники-микроменеджеры не умеют поручать дела подчиненным. Их главное правило звучит так: «Никто не сделает это лучше, чем я». В итоге они весь день занимаются не своей работой, а стратегические вопросы остаются нерешенными. Такие руководители быстро утомляются, страдают от многозадачности в режиме нон-стоп, хотя и понимают причину происходящего. Помогите боссу!
Беритесь за работу, в которой отлично ориентируетесь, и ставьте начальника в известность. Сообщайте ему о прогрессе раньше, чем он решит наведаться к вам с вопросом «Всё готово?». Не спорьте, делайте именно то, что поручено, даже если у вас есть идея получше, и тогда вам удастся заслужить статус «правой руки» менеджера, а заодно избавиться от чрезмерного контроля.
Как бороться со средствами слежения
У микроменеджера всего одна пара ушей и глаз, но такой руководитель всё равно может следить за каждым шагом сотрудников. Не удивляйтесь, если узнаете, что в офисе давно установлена видеокамера, а корпоративный телефон ежедневно прослушивается. Давайте разберемся, насколько это законно:
- Запись на диктофон. Если речь идет о деловых разговорах и трудовых спорах, руководство может сохранять аудиофайлы и использовать их в суде.
- Видеонаблюдение. Установка камер допустима только в рабочих помещениях, но не в комнате отдыха, туалете, душевой и кафетерии.
- Мониторинг активности на ПК, чтение почты. Закон позволяет следить за действиями персонала в интернете, читать переписки, просматривать соцсети и устанавливать специальный софт, который регулярно фотографирует экран ноутбука.
- Прослушка телефона. Руководство имеет на это право, если сим-карта корпоративная, и смартфон является собственностью компании.
- GPS-трекеры. Закон не запрещает устанавливать джипиэс-навигаторы на мобильный телефон сотрудника, который выполняет работу разъездного характера. Если подчиненный пользуется автомобилем компании или покупает бензин за счет фирмы, транспорт тоже могут снабдить средствами слежения.
Во всех вышеперечисленных случаях разрешение сотрудника на слежку не требуется, но на предприятии должен быть внутренний документ, который содержит разъяснения по поводу того, что за персоналом ведется наблюдение. Руководство обязано под роспись уведомить подчиненных о том, кто отвечает за просмотр материалов, сколько хранится информация и так далее.
Если в трудовом, коллективном договоре или любом другом акте компании не рассмотрены условия наблюдения за сотрудниками, но тем не менее руководитель следит за вами, — это повод обратиться в суд, прокуратуру, инспекцию по труду или Роскомнадзор.
Подведем итоги
Если директор следит за сотрудниками, и договориться с ним не получается, остается только два варианта действий. Первый — уволиться, второй — смириться, но принять меры по «самосохранению»:
- Не позволяйте гиперконтролю пошатнуть вашу уверенность в собственном профессионализме.
- Проявляйте интерес к задачам и будьте активны в работе, тогда босс поймет, что вы ответственный сотрудник.
- Предложите новый способ отслеживания результатов. Ознакомьте руководителя с распорядком своего рабочего дня и планами на неделю. Отмечайте прогресс выполнения задач на канбан-досках.
- Приучите себя к заполнению отчетов для микроменеджера как к ритуалу. С каждым разом это занятие будет вызывать всё меньше негативных эмоций.
- Молча соглашайтесь со всем, о чём вас просит директор. Даже если идея откровенно неудачная, сам себя он винить в провале не станет, зато вы будете у него на хорошем счету.