Знаете как написать сопроводительное письмо, чтобы у работодателя не осталось сомнений, что вы – идеальный кандидат?
«Да кому это нужно, меня и так возьмут», — скажете вы.
Только вот сопроводительное письмо – это не просто очередная бесполезная фишка.
Хотя в России, в отличие от Европы, резюме принимают и без него, грамотное составленная «сопроводиловка» повысит ваши шансы получить работу.
А в условиях нынешнего кризиса — это и вовсе один из немногих оставшихся инструментов воздействия на работодателей.
Что такое сопроводительное письмо и зачем его писать
Можете считать сопроводительное письмо комментарием к резюме.
Не будет же рекрутер звонить каждому кандидату, когда захочет подробней услышать об опыте или реализованных проектах.
Если резюме – это все четко, по форме и по делу, то сопроводительное письмо – это проза и вольный стиль.
Только это не значит, что можно «лить воду».
Фактически, придется написать сочинение на тему «почему я лучше всех подхожу для этой должности».
Сможете заинтересовать рекрутера и привлечь его внимание — попадете на аудиенцию к работодателю.
На сакраментальный гамлетовский вопрос «писать или не писать» кадровики отвечают однозначно:
«Придется»
Максимальный эффект от сопроводительного письма вы получите:
В начале карьеры.
Понятно, что выпускнику университета или колледжа похвастаться нечем, кроме документа об образовании. Но наверняка за годы учебы не обошлось без достижений. Расскажите о них так, чтобы о вас сложилось исключительно положительное впечатление.
Привлеките внимание рекрутера искренним интересом к профессии и желанием принести пользу компании.
Если кардинально меняете деятельность.
По сути, это то же, что и начало карьеры. Разница только в том, что у кандидата есть хоть какой-то опыт.
Напишите, как накопленный на старой работе багаж знаний пригодится на новом месте. Умение договариваться, работать в режиме многозадачности, общаться с людьми – те качества, которые требуются везде.
Если не полностью соответствуете требованиям вакансии.
Формально вы можете не подходить под заявленные требования. Но если вы уловили всю суть ваших будущих обязанностей, умеете расставлять приоритеты и ладите с людьми, вы вполне можете предложить свою кандидатуру.
Расскажите об этом в письме, и не забудьте добавить, что готовы учиться. Помыкавшись в поисках идеальной кандидатуры, работодатели часто снижают планку и вспоминают:
«попадался же подходящий кандидат».
Если у вас недостаточно опыта.
Если претендуете на вакансию выше, чем предыдущая, сопроводительное письмо – действенный инструмент конкурентной борьбы. Задача – доказать HR, что вы полны энтузиазма и готовы горы свернуть, лишь бы оправдать доверие. Работодатели предпочтут активного и амбициозного кандидата, пусть даже опыта у него недостаточно.
Если метите в ТОПы.
Умение убеждать – важное качество руководителя. Начните с HR. Докажите профпригодность в сопроводительном письме!
Если устраиваетесь на любую творческую или нестандартную работу.
Это тот случай, когда сопроводительное письмо важнее резюме. Стиль изложения, креативность, умение выйти за рамки обыденности скажут о вас больше, чем сухая анкета. Настало время вспомнить о красноречии!
Если вы устраиваетесь кассиром в супермаркет или оператором колл-центра, одного резюме вполне достаточно, однако сопроводительным письмом вы повысите свои шансы получить работу.
Принципы составления письма
Перед тем как приступать к написанию «сопроводиловки», у вас должно быть три цели:
- выделить свое резюме из массы откликов,
- продемонстрировать заинтересованность в работе,
- коротко и ясно, в 10-15 предложениях, доказать собственную ценность для работодателя.
«По исследованиям HH.ru, 80% работодателей важны причины и мотивы интереса соискателя к работе. 53% оценивают кандидата с точки зрения пользы для компании. 33% делают упор на достижениях. Только 17% акцентируют внимание на опыте, а 11 % — на сильных и слабых сторонах»
Структура
Особой структуры у сопроводительных писем нет, все как в школьных сочинениях:
- Введение
- Основная часть
- Заключение
Только не забывайте указать контакты и ФИО, чтобы HR не искал ваше резюме.
Если только вы не сценарист или не ведущий литературной колонки, будьте лаконичны и пишите строго по делу.
Вольный стиль письма для кандидатов на творческие вакансии – это особая тема. Не нужно изо всех сил пытаться быть оригинальным или смешным.
Это же не конкурс стенд-апов.
Введение
Поздоровайтесь с человеком, которому адресовано письмо, обратившись по имени-отчеству.
Не забудьте про название компании и должность.
Укажите вакансию, на которую претендуете. Сообщите, откуда узнали о ней (работодатели ведут мониторинг действенности рекламных площадок).
Основная часть
Следующие несколько абзацев – это то, ради чего существуют сопроводительные письма. Постарайтесь уместить в нескольких предложениях:
- чем привлекает эта вакансия;
- какую пользу вы принесете компании;
- какой опыт приобрели;
- готовы ли развиваться на предложенной позиции.
Смысл не в том, чтобы перечислить проекты, в которых вы работали, а в том, чтобы наглядно ответить на требования вакансии.
Представьте, что объявление о вакансии – это список вопросов, на которые вам нужно ответить:
Требуются стрессоустойчивые люди?
— 3 года работал в отделе клиентской поддержки, последние полгода перевыполнял ежемесячный план на 15%-25%.
Нужно знание Microsoft Office?
— Вел бюджет организации и разработал шаблон для создания накладных в MS Office
А теперь время для самого интересного
У вас есть еще один абзац, чтобы написать, чем конкретно вы будете полезны компании и что (конечно, кроме ) даст вам работа в этой компании.
Заключение
Не спешите прощаться
Заключение – это раздел, в котором вы должны установить дальнейшие шаги.
Фактически, это призыв к действию:
Если вас заинтересовало мое предложение, предлагаю запланировать телефонную конференцию, на которой я бы ответил на все ваши вопросы о моем опыте и потенциале, а также подробнее рассказал о решениях, которые я предлагаю для увеличения продаж в вашей компании. |
Так рекрутеру, даже если ваша кандидатура его не заинтересует, придется ответить на него.
Кроме того, у вас будет повод позвонить и лично узнать решение работодателя.
Чтобы закончить письмо, поблагодарите за проявленное внимание и попрощайтесь. Теперь можно.
Не забудьте заполнить контакты для связи. Причем лучше всего разместить их в верхней части листа.
Чтобы завершить письмо, используйте P.S. – этот прием отлично привлекает внимание. Например, можете запросить обратную связь.
Чего не стоит указывать в сопроводительном письме
А теперь настало время для «вычеркните это немедленно»:
- Не повторяйте сведения, приведенные в резюме. Кадровик не собирается заучивать их наизусть.
- Не путайтесь в показаниях: информация в письме не должна противоречить резюме. Не рассказывайте биографию. Это не мемуары.
- Не задавайте вопросов. Сделаете это на собеседовании, когда до него дойдет.
- Не используйте заезженных формулировок, канцеляризмов. Деловое письмо – не протокол осмотра места преступления.
- Красивые обороты, «ибо», заумные слова – забудьте про все это.
- Не пишите о качествах и умениях, бесполезных для новой должности.
- Не выдавайте пусть даже горячо желаемое за действительное. Правда – лучший друг кандидата.
- Избегайте неуместного юмора. «Шутку, как и соль, должно употреблять умеренно» (Пифагор).
- Не стремитесь вызвать жалость. Нужна жилетка для слез – сходите на сеанс к психоаналитику, ему за это платят.
Краткое или подробное сопроводительное письмо?
Заполняя заявку на сайте работодателя или подготавливая письмо самостоятельно, помните:
чем крупнее компания, тем больше вероятность, что им придется отправить подробное сопроводительное письмо с описанием всего подходящего опыта и проектов, в которых вы работали.
краткий текст объемом в 10-15 предложений подходит для дополнения стандартных резюме в небольшие компании или на вакансии среднего уровня.
Как ошибки влияют на вероятность трудоустройства
Распространенные ошибки | Как к ним относятся рекрутеры (по данным hh.ru) |
---|---|
Орфографические, пунктуационные ошибки, «корявый» стиль | 91% отмечают пробелы в грамматике и стилистике как главный недостаток кандидата |
Небрежное отношение к правилам деловой переписки | 84% негативно оценивают незнание делового этикета |
Заискивание перед работодателем | 70% отрицательно воспринимают лесть |
Слишком длинный текст | 58% не дочитывают тексты длиннее полутора десятков кратких предложений |
Нет последовательности при изложении мыслей | 57% не доверяют письмам с размытыми формулировками и нечеткой структурой |
Неформальное обращение, неуважение к адресату, шутки не к месту, излишняя оригинальность | 57% не приемлят неформального стиля. В творческих сферах деятельности креативность только приветствуется |
Шаблонный текст по образцу, где изменены только имя и фамилия | 38% отвергают кандидатов с шаблонными текстами |
Примеры сопроводительного письма к резюме
Пришло время применить полученные знания на практике и составить сопроводительное письмо.
Грамотность, корректное содержание, правильное оформление – придерживайтесь базовых правил и все получится.
Банка «Арьергард»
О.Н. Белову
Уважаемый Олег Николаевич!
Направляю вам мое резюме на должность специалиста кредитного отдела банка. О вакансии узнал из объявления на сайте Zarabotay.ru. За 5 лет работы в «@Bank» вырос с кредитного консультанта до кредитного эксперта. Занял 2 место в межбанковском конкурсе андеррайтеров. Трижды повышал квалификацию в ВШЭ. Поддерживаю контакты со специалистами «Банка России».
В требованиях вашей вакансии указано, что вам нужны специалисты, готовые проводить оценки субъектов кредитования. Для этого я готов использовать свой практический опыт, который получил за последние 2 года работы в «@Bank». Считаю, что ваша вакансия – прекрасная возможность для моего дальнейшего развития в сфере банковских услуг.
Если у вас остались какие-либо вопросы, буду рад рассказать о моем профессиональном опыте и решенных задачах в телефонной или личной беседе.
С уважением,
Алексей Суворин,
тел. 8 (923) 456-78-90.
E-mail: [email protected]
P.S. Буду очень признателен, если вы сообщите результат вашего решения по указанному мной телефону или направите по электронной почте.
Вывод
Рекрутеры неспроста любят «сопроводилки»:
Ведь если вы знаете, как написать сопроводительное письмо к резюме, чтобы вас взяли на работу, вы наверняка обладаете опытом и компетенциями для любой трудовой деятельности.
Докажете, что знаете о нуждах компании и сможете помочь, тогда и компания не оставит вашу кандидатуру без внимания.
Удачи!