Но для начала давайте ответим на вопрос: что такое сопроводительное письмо к резюме?
Всегда ли нужно его писать?
Как правильно отправить?
Как увеличить шансы на успех с помощью сопроводительного листа?
Не сомневаемся, что у вас много вопросов – постараемся ответить на все.
Зачем нужно составлять письмо к резюме
Так что же такое корректное сопроводительное письмо?
Если резюме – это краткая характеристика кандидата, сопроводительное письмо — это ответ на вопрос: «почему именно вы подходите для этой вакансии».
Этот документ дает вам больше возможностей при поиске работы, поэтому мы рекомендуем составлять его (хотя бы в кратком виде) для любой вакансии.
Бывают случаи, когда без него ваше резюме не будут даже смотреть:
- Требование вакансии. Вполне логичный ход работодателя. Обычно об этом пишут в объявлении вакансии.
- Международная компания. В Европе принято писать сопроводительные документы – без него невозможно оценить ваш практический опыт.
- Поиск работы без опыта, или при смене деятельности. Если в резюме вы можете похвастаться опытом работы в любой сфере, кроме нужной — беритесь за сопроводительное письмо. Так вы покажете мотивацию и стремление к развитию, что заинтересует работодателя.
Какие преимущества дает хорошее сопроводительное письмо к резюме
В первую очередь – это дополнительное внимание рекрутера и обоснование вашего практического опыта и навыков.
До сих пор многие ведут споры о том, стоит ли прилагать этот документ, поэтому используют его далеко не с каждым резюме.
А значит, для вас – это возможность выделиться: расписав свои компетенции и навыки, вы уже покажете HR’у, что настроены серьезно. Кроме того, вашу кандидатуру оценят по практическому опыту, которого часто гораздо больше, чем формального опыта или образования.
Помимо прочего, сопроводительное письмо – это ответ на требования вакансии.
В «сопроводиловке» напишите конкретные проекты, которые вы проектировали в AutoCAD’е, опыт работы с этой программой, пройденные курсы.
Так работодатель поймет, что вы не просто профессионал своего дела, но у вас есть практический опыт решения будущих задач.
Кроме этого, вы устанавливаете личный контакт с рекрутером.
Но не думайте, что у вас получится надавить на работодателя — не ставьте под сомнение профессионализм рекрутера, в какую бы компанию вы ни устраивались.
Воспринимайте «сопроводиловку» как вашего заместителя при общении с HR.
А если вы студент, выпускник или кандидат без опыта работы, сопроводительное письмо – единственный шанс рассказать о вашей кандидатуре.
Требования к сопроводительному письму
Для сопроводительного письма справедливы все принципы делового общения.
- Простота. Деловой стиль – это краткое изложение сути, без вводных слов, лишних прилагательных и «воды»
- Классическая структура. Вступление, «тело» (суть) и заключение.
- Нейтральный характер. Оставьте эмоции за пределом деловой речи.
- Точность формулировок. В официальном общении недопустима неоднозначность. Иначе вас могут не так понять.
- Грамотность. Ошибки и опечатки в сопроводительном листе покажут HR’у, что для соискателя поиск работы значит меньше, чем беседа за чаем. Такой эффект сведет на нет ваши старания, поэтому всегда проверяйте правописание, хотя бы в Word’е.
Как составить сопроводительное письмо к резюме
Если вы хотите получить дополнительное внимание к вашей кандидатуре, сопроводительный лист — хороший вариант. Однако, есть риск обратить этот эффект против себя.
Сопроводительное письмо помогает привлечь внимание рекрутера. К сильным сторонам или слабым — зависит только от вас.
Одних лишь правил делового общения недостаточно. Мы подготовили 5 рекомендаций, которые помогут сделать ваш сопроводительный лист ключом к работе мечты!
- Сильный старт. Рекрутер точно прочтет первый абзац. Второй — возможно.
- Будьте кратким. Объем не регламентирован, но шокировать HR’a простыней текста мы не рекомендуем.
- Избегайте клишированных формулировок. Писать о своей «целеустремленности» и «стрессоустойчивости» нет смысла.
- Потратьте время на изучение компании. Ничто не покажет вашей заинтересованности и энергичности лучше, чем понимание деятельности фирмы. Работодатель отметит это и добавит вам плюсов на собеседовании.
- Не дублируйте информацию из резюме. Сопроводительный лист должен дополнять и расширять список компетенций, а не повторять их.
Если там не будет чего-то важного, то к третьему он начнет зевать и отложит резюме в сторону. Чтобы этого не произошло, рекомендуем внимательно читать требования вакансии. Акцентируйте внимание на опыте и компетенциях, которые сделают из вас идеального кандидата.
Изложите суть, не уходя «на глубину». В этом вам помогут наш пример, который можно использовать как образец сопроводительного листа.
Либо подтверждайте каждое заявление фактами и цифрами, либо рекламируйте качества в своих достижениях в резюме.
Теперь, когда вы собрали всю нужную информацию, осталось лишь соединить ее в одном документе.
Как это правильно сделать?
Поясним на примере.
Представьте, что Иван Васильевич снова меняет профессию, и теперь он желает устроиться в ООО «Грозный» руководителем отдела маркетинга. Посмотрим на его текст.
от И.В. Иванова
кандидата на должность руководителя отдела маркетинга»
Иван не знает имени и отчества своего адресата, поэтому использует нейтральное обращение. Это вполне допустимо, но если у вас есть возможность, обращайтесь лично: «Уважаемый Роман Романович».
«Я долгое время следил за деятельностью компании и был крайне воодушевлен, увидев возможность поучаствовать в ее развитии. Уверен, что смогу помочь добиться высоких результатов для новых филиалов: на предыдущей работе в «Myresume.ru», я выполнял аналогичные задачи по продвижению сервиса подготовки резюме».
Здесь он демонстрирует осведомленность о работе фирмы. Для него не секрет, что вакансия появилась из-за открытия нескольких новых филиалов.
«В «Myresume», в ходе моего руководства отделом маркетинга, количество звонков и откликов на предложения выросло на 23% за квартал».
Этих достижений не было в резюме Ивана Васильевича, потому что он приберег их для сопроводительного документа.
«Кроме этого, в 2018 году отдел под моим руководством помог компании совершить рывок в развитии:
- Согласно аналитическому отчету, осведомленность о компании выросла до 78%. 72% опрошенных сообщили, что узнали о «Myresume» через рекламные кампании.
- С сентября по январь 2018 года было проведено 12 промо-акций с бюджетом более 200 тыс. рублей. Средняя конверсия оказалась на 11% выше, чем было запланировано».
В этих двух частях Иван Васильевич показывает, что он идеальный кандидат. Конкретика и цифры — сильный инструмент, чтобы получить желаемое. В данном случае он заинтересовал рекрутера своими навыками.
Возможно, в компании «Грозный» нужно будет заниматься интернет-маркетингом, но Иван уже зарекомендовал себя как целеустремленного и результативного профессионала.
«Я знаю, что в планах компании развитие сети точек на территории Центральной и Южной России. Этот проект сочетается с моими личными и профессиональными стремлениями, я вижу его как идеальную возможность продемонстрировать свои навыки, поднявшись на следующую карьерную ступень.».
Важно не только показать себя идеальным кандидатом на должность, но и продемонстрировать, что эта компания — лучшее место для вас, как для профессионала.
Любой рекрутер понимает, что если вы не будете расти в личностном и карьерном плане, вы быстро потеряете интерес к работе и уволитесь. Иван Васильевич доказывает, что заинтересован не только в величине зарплаты — не забывает он и о целях фирмы.
«Буду признателен за возможность обсудить продуктивное сотрудничество. Прилагаю резюме с подробной информацией о моем опыте работы и контакты.
Благодарю за уделенное время.
С уважением, Иван Васильевич».
Иван Васильевич избегает формулировок, вида: «Посмотрите мое резюме!». Это не нужно, если вы уже заинтересовали работодателя своими успехами. Вместе с этим, он использует привычные выражения, чтобы построить формальное заключение.
С таким сопроводительным документом, Иван Васильевич, скорее всего, получит приглашение на собеседование.
Однако, его структура немного сложнее, чем стандартное «вступление, «тело», заключение».
Предлагаем вам подробную структуру и план сопроводительного письма, чтобы вы понимали, какую информацию ждет рекрутер.
№ | Элемент структуры | Описание |
---|---|---|
0 | Кому, от кого | Название компании, ФИО и должность должностного лица, вакансия на которую вы устраиваетесь. Ваши контакты и ФИО. |
1 | Приветствие | Формальное приветствие. Используйте привычнее выражения из делового этикета, обращайтесь по ФИО, на «вы». |
2 | Зачем рекрутеру читать дальше | Самая важная часть документа. Обоснуйте каждое заявление, ответив на требования вакансии и работодателя. |
3 | Почему вы — идеальный кандидат | Перечисляйте достижения, которых нет в резюме — какие-то из них будет лучше приберечь для письма. |
4 | Почему эта компания — идеальное место для вас | Расскажите, что будущая работа способна дать лично вам, кроме денег. Работодатель должен оценить ваш потенциал. |
5 | Заключение | Подойдет любой вариант формального заключения |
Эта структура универсальна, потому что основана на базовых принципах управления вниманием.
Как оформить и отправить сопроводительное письмо к резюме
Самый распространенный способ отправить отклик на вакансию — электронная почта. Хотя сегодня email прочно вошел в деловую переписку, не забывайте об алгоритмах его работы, чтобы резюме не попало в «спам».
Представим, что письмо уже написано. Что делать дальше?
- Заполните поле темы. Это не только даст понять, что его стоит прочитать, но и поможет пройти спам-фильтр.
- Сопроводительное письмо и резюме сохраните в pdf и не забудьте приложить к сообщению.
- Заполните тело электронного сообщения: укажите название вакансии, ФИО, кратко (1-2 предложения) распишите свой опыт. Пустое сообщение с приложенными документами — дурной тон.
- Прикрепите резюме к письму. Удостоверьтесь, что вложили нужную версию документа, в правильном формате и с корректным названием. Подробнее о том как оформить и отправить резюме читайте здесь.
- Еще раз проверьте текст на грамотность. Пропустить опечатку легко, а обнаружить — гораздо сложнее. Лучше 10 раз проверить, чем получить 1 отказ.
- Заполните адрес получателя. Заполняйте адрес в последнюю очередь, чтобы случайно не отправить сообщение в процессе редактирования. Такое может случиться с каждым, но эффект один — некорректный отклик на вакансию.
- Согласно данным с hh.ru, письма, отправленные вечером или рано утром, имеют больше шансов пробиться к глазам HR’а первыми. Отправьте заготовленное сообщение после 20:00 и до 08:00.
Чего не стоит указывать в сопроводительном письме
Существует ошибки, которую нельзя исправить даже с помощью шаблонов.
Имя ей — «лишняя» информация.
Что лучше оставить для собеседования, а о чем вообще стоит умолчать?
Давайте разбираться.
- Ваши минусы. Негативная информация о себе в сопроводительном документе — предвестник отказа в собеседовании. Жалость — это далеко не лучший способ получить желаемую должность, на что вам намекнут пустые почтовый ящик и список звонков.
- Голословные заявления. Любую работу и опыт можно конкретизировать — этого и ждет от вас рекрутер. Если вы собираетесь зацепить его значимым достижением, приведите цифры или грамоты в качестве доказательств.
- Просьбы прочитать резюме. Будьте уверены, HR его рассмотрит и без вашего напоминания. Цель сопроводительного документа — сделать так, чтобы он загорелся желанием его прочесть, поэтому просьбы здесь неуместны.
- Юмор. Нет абсолютно никаких причин включать это в официальный текст. Шутки не просто субъективны — они противоречат деловому стилю. Несмотря на это, соискатели продолжают лоббировать комичность в официальных документах. А вот если вы претендуете на творческую позицию, где чувство юмора приветствуется — игнорируйте это правило.
Распространенные ошибки
Кроме лишней информации, существует еще много проблем в сопроводительном письме, с которыми постоянно сталкиваются соискатели.
Мы подготовили список из 5 типичных ошибок и обнаружили, что большинство из них могут быть и в резюме. Будьте внимательны!
- Изложение биографии. Хотя для приема на работу нужен паспорт, рекрутера не интересует, где вы родились, и кем работали ваши родители. По крайней мере, на этапе оценки резюме.
- Вопросы. Задавать их в официальном письменном обращении к работодателю абсолютно неуместно. Оставьте вопросы для личного звонка или собеседования.
- Сомнительный интерес. Если вы рассматриваете вакансию как спасательный круг «на всякий случай» — это последнее, что нужно знать работодателю.
- Не забывайте о приветствии и заключении. Все-таки это деловое письмо.
- Слабое начало. Затянутый, полный воды и длинных формулировок первый абзац отобьет желание читать текст. Честность, простой язык и факты — вот ключ к пробивному старту.
Вывод
Правильно составленное и отправленное резюме — важный инструмент для получения должности.
Но его эффект можно усилить с помощью сопроводительного письма.
Сместите фокус внимания работодателя на выгодные для вас аспекты. Покажите, что все задачи, которые предстоит решить на новой должности, вы уже решали в прошлом.
Но не останавливайтесь на этом:
Привлечение интереса и обоснование кандидатуры — вот что такое сопроводительное письмо к резюме.
Используйте его, чтобы повысить ваши шансы и получить работу мечты!