Шаг 1. Выберите шаблон резюме
Первое впечатление решает всё, и зависит оно не от содержания резюме, а от его оформления. Чрезмерная креативность и сплошной текст без четкого разделения на блоки затрудняют восприятие информации.
При выборе дизайна бланка отталкивайтесь от своей должности. Например, представителям консервативных профессий (бухгалтер, юрист, учитель, врач) лучше использовать шаблоны в классической черно-белой гамме:
Если вы креативный специалист (дизайнер, маркетолог, event-менеджер), вам подойдут более оригинальные макеты с инфографическими элементами и аккуратными цветовыми акцентами:
Шрифт в резюме тоже важен. Выбирайте варианты без засечек, чтобы ваш документ было удобно читать. Например, Arial, Helvetica или Roboto. Ключевые моменты можно выделить полужирным начертанием. И не забудьте о межстрочных интервалах — слишком плотный текст воспринимается сложно.
Шаг 2. Заполните основные блоки
После выбора шаблона нужно определить структуру документа. На первый план вынесите приоритетную для работодателя информацию. Ниже кратко расскажем, как ее правильно оформить.
Фамилия и имя. Напишите их более крупным шрифтом, чем основной текст. Указывать отчество или нет — зависит от корпоративной культуры, которая принята в компании. Сегодня во многих командах обращаются друг к другу только по имени.
Желаемую должность. Используйте формулировку из объявления работодателя. Если вы составляете резюме для размещения на джоб-сайте, выберите наиболее распространенный вариант.
Верно | Неверно |
---|---|
Уборщик помещений | Фея чистоты |
Маркетолог | Гуру маркетинга |
Желаемая должность в резюме должна быть одна. Если вы рассматриваете варианты трудоустройства на разные позиции, под каждую подготовьте отдельный отклик. Так вы покажете, что вам не всё равно, кем работать.
Пожелания к работе. Здесь нужно обозначить формат занятости и график, которые для вас оптимальны. Например, полный день удаленно или парт-тайм посменно. Также вы можете указать свои зарплатные ожидания — но реальные, иначе трудоустройство затянется. Ориентируйтесь на рыночную ситуацию.
Контакты для связи. Не ограничивайтесь адресом электронной почты — вы можете случайно пропустить письмо от работодателя — например, если оно улетит в папку «Спам» или если вы забудете проверить почтовый ящик.
- Номер телефона.
- Мессенджеры, которые к нему привязаны.
- Никнеймы в соцсетях.
- Ссылку на экспертный блог.
- Ссылку на портфолио, например, на GitHub.
Чтобы рекрутер понимал, сколько времени у вас займет дорога до офиса, или в каком часовом поясе вы живете (если речь идет об удаленке), обозначьте свою локацию. Полный адрес в резюме писать не нужно. Только город и ближайшую остановку общественного транспорта.
Опыт работы. Релевантный или смежный. В обратном хронологическом порядке. Укажите название компании, позицию, которую вы занимали, период трудоустройства, 8–10 ключевых должностных обязанностей и несколько профессиональных достижений. Причины увольнения писать не нужно. Успехи по возможности выражайте цифрами.
Верно | Неверно |
---|---|
Заняла 1 место в конкурсе «Учитель года» | Успешно выступила на конкурсе «Учитель года» |
Перевыполнил план продаж на 45% | Принес хорошую прибыль компании |
Сделал MVP мобильного приложения за 2 месяца с нулевым бюджетом | Сделал MVP мобильного приложения |
Образование. Базовую профессиональную подготовку при устройстве на работу нужно указывать любую, пусть даже она и не связана с желаемой должностью. Диплом вуза или ссуза — это всегда плюс. А вот курсы в резюме должны быть только профильными и свежими. Законы и технологии быстро меняются, поэтому важно поддерживать актуальность своих знаний.
Профессиональные навыки. Прежде всего, перечислите компетенции, которые рекрутер указал в объявлении. Затем добавьте другие релевантные и смежные умения, которыми вы обладаете. Эту информацию рекомендуем оформить списком — так представителю компании будет проще в ней ориентироваться. Рядом с ключевыми скиллами обозначьте уровень владения.
Пример блока «Навыки» в резюме для работодателя:
Шаг 3. Добавьте дополнительную информацию
После заполнения основных блоков у вас, скорее всего, еще останется место в бланке. Не спешите отправлять резюме. Используйте свободное пространство с пользой — добавьте дополнительную информацию.
О себе. Здесь не нужно рассказывать о личном. Весь текст должен быть напрямую или косвенно связан с работой. Напишите о профессиональных интересах, карьерных целях, мотивации к трудоустройству и планах на обучение.
В резюме для отправки на вакансию работодателя нужно указывать информацию, которая может подчеркнуть вашу компетентность.
Рекомендации. В этом блоке можно указать контакты бывших работодателей, заказчиков и отраслевых экспертов, которые могут дать вам положительную характеристику.
Хобби. Не каждое увлечение стоит включать в резюме. Подберите такие, которые могут подчеркнуть ваши сильные личностные качества и интерес к профессии. Red флаг для любого работодателя — экстремальные виды спорта и азартные игры.
Публикации. Ссылки на статьи и комментарии в СМИ покажут работодателю, что вы не только хороший специалист, но и признанный эксперт в своей сфере. Логика простая — журналисты не берут материалы у тех, кому они не доверяют.
Личные качества. Софт скиллы играют важную роль в работе. Можно много знать, но не уметь общаться с клиентами, — и это не пойдет на пользу бизнесу. Или другой вариант — можно классно писать тексты, но надменно общаться с коллегами, что тоже плохо скажется на результатах команды.
Покажите рекрутеру в резюме, что вы обладаете всеми необходимыми для работы чертами характера. Например, стрессоустойчивостью, коммуникабельностью, проактивностью и гибкостью. Но будьте готовы подтвердить их наличие на собеседовании.
Шаг 4. Проверьте резюме
Прежде чем отправлять резюме работодателю, еще раз внимательно его прочитайте. Даже если вы обладаете релевантным опытом, ошибки и расхождения по фактам могут создать негативное впечатление о вашей кандидатуре.
Начните с оценки содержания: убедитесь, что ваши навыки, опыт и достижения соответствуют требованиям работодателя. Затем переходите к технической стороне — проверьте орфографию, форматирование и читаемость текста.
Шаг 5. Отправьте резюме работодателю
Завершающий, но не менее важный этап. Сначала посмотрите, в каком виде работодатель принимает резюме, — эта информация точно должна быть в вакансии. Внимательно прочитайте текст объявления даже в том случае, если вы делаете отклик на джоб-сайте. Часто рекрутеры просят прислать информацию о себе на email, а не через стандартную кнопку на платформе:
К резюме добавьте сопроводительный текст. В нем коротко расскажите, кто вы, на какую вакансию подаете заявку и почему работодатель должен рассмотреть вашу кандидатуру. Примеры формулировок мы давали в этой статье.
Коротко о главном
На этом всё. Если вы будете следовать нашей инструкции, подготовка резюме для работодателя не займет у вас много времени. Главное — выберите правильный шаблон. Это уже сэкономит вам пару часов. Затем определитесь с блоками и внесите информацию, которая будет соответствовать ожиданиям рекрутера. В завершение проверьте текст и отправьте документ. Желаем успехов!