Кто такие айтишники
Многие думают, что айтишник — это волшебник, который утром пишет код, в обед создает игры для смартфонов, вечером чистит компьютеры от вирусов, а перед сном чинит принтер и переустанавливает родственникам Windows. На самом деле, в ИТ много направлений и профессий. И хотя все они связаны с информационными технологиями, каждый специалист занимается своим делом.
Теперь понятно, что IT-специалист — это необязательно программист. В ИТ-сфере заняты также тестировщики, графические дизайнеры, дата-аналитики, инженеры по машинному обучению и многие другие эксперты. Профессий — больше сотни.
Другая ошибка — причисление к айтишникам всех, кто работает за компьютером, в том числе, например, копирайтеров, сотрудников МФЦ, аудиторов. Но статья для сайта, бланк заявления на получение пособия, отчет о подозрительных операциях — это вовсе не IT-продукты, хоть они и сделаны с помощью программных средств.
Тогда что можно назвать IT-продуктом (IT-технологией)? Это, во-первых, оборудование и программы, предназначенные для хранения, обработки, передачи информации. А, во-вторых, сервисы и приложения, разработанные для предприятий разных отраслей. Их используют, чтобы упростить выполнение задач или вовсе заменить труд человека на машинный.
IT-технология (сделано айтишниками) | Не IT-продукт (сделано не айтишниками) |
---|---|
– офисная программа MS Word, в которой был написан текст; – графический редактор Figma, где нарисовали инфографику для статьи; – сервис проверки уникальности | Статья для сайта (даже если автор добавил графические элементы и проверил текст на уникальность через веб-сервисы) |
Автоматизированная информационная система «МФЦ ДЕЛО» для приема, учета и формирования документов | Бланк заявления на получение пособия |
Программное обеспечение Audit XP для автоматизации аудиторской деятельности | Отчет о подозрительных финансовых операциях |
Итак, если говорить простыми словами, айтишник — это эксперт в области информационных технологий, который создает и поддерживает цифровые продукты (сайты, электронные сервисы, мобильные приложения, автоматизированные парковки велосипедов, системы считывания QR-кодов и т. д.)
Где работают IT-специалисты
Капитан очевидность сказал бы: «В IT-компаниях». Но! Компании бывают разные. Условно их можно поделить на три группы:
Продуктовые — предприятия, которые создают и продвигают собственный цифровой продукт, приносящий им прибыль. Например, Google с его поисковой системой, ОС Android, платформой YouTube, почтовым клиентом Gmail и прочими решениями. Здесь айтишники, как правило, занимаются конкретными технологиями и обладают узкой специализацией.
Аутсорс-компании — организации, которые продают услуги другому бизнесу. Они нанимают большое количество специалистов, берут одновременно несколько заказов, создают продукт «под ключ» и поддерживают его в рабочем состоянии. Айтишники «на галере» часто переключаются между тасками и обладают широким спектром навыков.
Компании другого профиля — специализируются не на ИТ-решениях, но нуждаются в айтишниках. Например, в бухгалтерской конторе могут работать системный администратор (поддержка компьютерной сети), 1С-разработчик (настройка программ на базе платформы «1С:Предприятие») и специалист по кибербезопасности (защита системы от взломов).
Как правило, в компаниях имеется свой IT-отдел, в котором локализуется команда айтишников. Сотрудники этого подразделения управляют информационной инфраструктурой. Мелкие фирмы обычно отдают технологические решения на аутсорс или нанимают одного эксперта.
Какими задачами занимаются айтишники
Чтобы было проще понять, чем занимаются айтишники, посмотрим, как начинается работа над очередным IT-проектом. Для примера возьмем создание приложения:
Как видно из приведенного выше примера, профессию в ИТ могут выбрать не только технари, но и гуманитарии — далеко не всегда приходится писать код или заниматься сложными математическими расчетами.
Условно IT-профессии можно разделить на четыре категории:
- Создание и продвижение IT-продукта (бренд-, продакт- и проджект-менеджеры, дата-сайентисты, интернет-маркетологи и другие).
- Дизайн (иллюстраторы, UX/UI-дизайнеры).
- Разработка (мобайл-, фронтенд-, бэкенд- и фулстек-разработчики, тестировщики).
- Саппорт (системные администраторы, sales-менеджеры, специалисты техподдержки).
Теперь посмотрим, какие задачи выполняют айтишники в зависимости от их специализации и сферы деятельности.
Программисты | Создают ПО (веб- и мобильные приложения, игры, офисный софт, операционные системы, базы данных, инструменты для упрощения разработки), устраняют ошибки и улучшают существующее ПО. Для этого они используют языки программирования (С++, Java, C#, Python, Go, JavaScript, PHP, SQL и т. д.) |
DevOps-инженеры | Следят за эффективностью работы команды, чтобы уменьшить временные затраты на создание продукта. Они автоматизируют процессы разработки, тестирования и развертывания ПО. Их задача – улучшить взаимодействие между программистами и администраторами систем |
Сетевые инженеры | Проектируют, настраивают и обслуживают компьютерные сети, обеспечивают беспрерывный доступ к интернету. Также специалисты оперативно устраняют сбои и тестируют системы на проникновение |
QA-инженеры | Тестируют программы перед их выходом на рынок, создают сценарии по поиску багов, обнаруживают ошибки и документируют их |
Аналитики данных | Помогают бизнесу принимать взвешенные решения на основе данных. Они обрабатывают и анализируют огромные массивы информации для извлечения ценных сведений, после чего визуализируют результаты (показывают найденные паттерны и тенденции на графиках, диаграммах) |
Специалисты по кибербезопасности | Предотвращают атаки хакеров и утечку информации. Они мониторят сетевую активность, разрабатывают стратегии защиты, реагируют на взломы и расследуют случаи проникновения |
Дизайнеры | Создают графические элементы (иллюстрации, логотипы, иконки) и разрабатывают визуальную часть пользовательских интерфейсов для приложений и сайтов |
Проджект-менеджеры | Отвечают за проект, связанный с разработкой IT-продукта. Они составляют план, следят за бюджетными расходами, координируют действия участников команды, устанавливают дедлайны, управляют рисками |
Продакт-менеджеры | Обеспечивают успешное внедрение IT-решения на рынок. Они определяют потребности клиентов, управляют этапами жизненного цикла продукта, коммуницируют с командой и заинтересованными сторонами |
Какими качествами должен обладать IT-специалист
«Жесткие» навыки айтишников, необходимые для выполнения работы, определяются профессией. Продакт-менеджер, например, должен уметь анализировать рынок, выявлять потребности пользователей и приоритизировать функции будущего IT-решения. А разработчику нужно писать код, проектировать архитектуру, формировать базы данных, интегрировать ПО с другими сервисами.
Но есть три хард скилла, которые нужны абсолютно всем IT-специалистам. Это:
- Навыки презентации — айтишник должен «продавать» себя бизнесу, делиться идеями, демонстрировать результаты работы.
- Тайм-менеджмент — вопреки ожиданиям, даже программисты не пишут код весь день, придется находить время на митапы, созвоны, планерки.
- Работа в команде — IT-решения редко создаются в одиночку, поэтому важно уметь идти на компромисс, давать и принимать обратную связь.
Что касается списка личностных качеств, то он одинаковый для всех айтишников, независимо от выбранной специальности:
- Коммуникабельность. Закоренелому интроверту будет сложно проходить собеседования, ладить с коллегами и коммуницировать с заказчиком.
- Гибкость. Айтишникам часто приходится возвращаться на начальный этап работы, закрывать проекты и адаптироваться к новым условиям.
- Креативность. Специалистам часто приходится выдвигать идеи для заказчиков, предлагать разные варианты решения проблем и улучшать готовый продукт.
- Логическое и критическое мышление. Чтобы принимать обдуманные решения, нужно проводить фактчекинг и подвергать информацию сомнению.
- Проактивность. Специалисты, выступающие авторами идей и умеющие брать на себя ответственность, быстрее продвигаются по карьере и больше зарабатывают.
- Стремление к саморазвитию. Каждый год появляются новые технологии, поэтому айтишникам нужно постоянно учиться.
Как выбрать прибыльное направление
Чтобы получить представление о средних доходах айтишников, мониторьте статистику от сервиса «Хабр Карьера»:
На момент написания статьи средняя зарплата в IT-сфере составляет чуть больше 156 000 ₽. Но при выборе профессии ориентироваться следует не только на уровень дохода. Обратите внимание на свои предпочтения, способности и длительность обучения. Рассмотрите наиболее интересные для вас специальности и составьте такую таблицу:
Название | Сколько учиться | Зарплата джуна в России |
---|---|---|
Веб-разработчик (фронтенд, бэкенд, фулстек) | От 10 месяцев | 64 000 ₽ |
QA-инженер (ручное или автоматизированное тестирование) | От 4 месяцев | 68 000 ₽ |
Аналитик (продуктовый, дата, UX, веб, бизнес, системный) | От 6 месяцев | 80 000 ₽ |
Не получается выбрать направление? Пройдите профориентационный тест, изучите требования к специалистам в вакансиях. Затем конкретизируйте. Например, если вы хотите стать программистом, рассмотрите вариант веб-разработки, создания мобильных и десктопных приложений. Далее определитесь со стеком технологий — хард скиллами, которые вам понадобятся для выполнения задач. Допустим, JavaScript-девелоперы могут сфокусироваться на Angular, Vue или React.
Следующий шаг — обучение. Есть три способа освоить теорию и попрактиковаться:
- Самообучение. В интернете много материалов — литературы, лекций, видео. Выделите 2 часа в день на учебу, придумайте проект и проявите настойчивость.
- Онлайн-курсы. Начните с бесплатных (пробных) уроков. Если почувствуете желание продолжать, заплатите за наставничество.
- Высшее образование. Ваша цель — фундаментальные знания и привычка развиваться, доводить начатое до конца. Но для таких профессий, как дата-сайентист, диплом бакалавра (а лучше — магистра) обязателен.
Когда вы поймете, что отвечаете требованиям вакансий, начинайте искать работу. Устройтесь стажером, и за год станете джуном (junior). Затем прокачивайте компетенции и повышайте свой грейд до мидла (middle), сеньора (senior) и лида (lead) — так вы добьетесь быстрого роста зарплаты.
Плюсы и минусы работы IT-специалистом
Мы выяснили, что делают айтишники, и как примкнуть к их рядам. Но прежде чем вы решите «войти в IT», оцените преимущества и недостатки этой сферы.
Востребованность специалистов | Высокая конкуренция среди джунов |
Большой выбор направлений | Частые изменения в IT-сфере, необходимость постоянного обучения |
Высокая оплата труда | Большие умственные нагрузки, риск профессионального выгорания |
Разные форматы работы — офис, удаленка, гибрид | Ненормированный рабочий день, особенно при дистанционном формате |
Возможность путешествовать и релоцировать в другую страну | Малоподвижный образ жизни |
Возможность ухода на самозанятость (аутсорсинг, стартап) | Работа под давлением — у бизнеса высокие ожидания, сроки разработки минимальные |
Низкий порог входа в отдельные профессии | Длительный вход в профессии для технических направлений |
Большое количество мероприятий — форумов, митапов, конференций | Ответственность за хранение и конфиденциальность данных |
Большое количество льгот от государства и бонусов внутри компании | Повышенная нагрузка на зрение |
Возможность перехода в смежные направления внутри сферы | Нужно знать английский хотя бы на уровне intermediate (программистам, тестировщикам) и upper-intermediate (менеджерам, бизнес-аналитикам) |