Планируете сменить работу? Позаботьтесь о грамотном резюме:
Немного статистики
Агентства Outside Digital и ResearchMe выяснили, как россияне относятся к работе в IT-индустрии. Подавляющее большинство участников опроса (82%) считают айти привлекательной сферой. В топ преимуществ вошли высокий доход (58%), карьерный рост и развитие (54%), стабильность (41%), обучение и командировки за границу (26%).
Большего всего IT-специальностями интересуются люди от 25 до 35 лет. При этом 75% опрошенных считают, что получить должность в данной сфере крайне сложно, а 45% респондентов старше 45 лет не верят, что в их возрасте это в принципе можно сделать.
52% наших соотечественников выступают «за» самообучение, когда получение знаний идет параллельно с рабочей практикой. На втором месте по популярности онлайн-курсы — им доверяют 21% респондентов. Традиционное высшее образование считают эффективным только 11% россиян.
Какие профессии есть в IT для гуманитариев
Многие думают, что в айти-индустрию можно попасть только имея математический склад ума. Это не более чем миф. Ниже рассмотрим, какую ИТ-специальность выбрать гуманитарию.
Дизайнеры. К ИТ-индустрии относятся следующие специализации:
- Веб-дизайнер. Разрабатывает сайты, интернет-магазины и онлайн-приложения.
- 3D Artist. Занимается моделированием 3D объектов для компьютерных игр.
- Графический дизайнер. Работает с различными видами графики, например, для печатных изданий, буклетов, визиток.
- UI/UX-дизайнер интерфейсов. Делает интерфейс удобным и красивым. Эта специальность выходит за рамки простого дизайна.
Все названные выше профессии схожи: дизайнер подбирает композицию, цвета, текстуры, располагает объекты для удобства использования, а при 3D-моделировании может создавать образ персонажа. Специалист работает с Figma, Photoshop, Blender-3D, Cinema 4d. Он должен знать колористику, типографику, композицию, паттерны поведения пользователей. Главные требования к дизайнеру — чувство прекрасного, знание психологии, креативность.
Срок освоения профессии: полгода — год.
Маркетологи. В эту группу мы отнесем сразу несколько профессий, связанных с продажей и рекламой:
- SMM-маркетолог. Занимается продвижением товара или сайта в социальных сетях, ютубе.
- Таргетолог. Специализируется на рекламе товаров, услуг в Яндекс и Google.
- Интернет-маркетолог. Работает в сфере продвижения продукта, компании, бренда, личности в интернете.
- SEO. Занимается оптимизацией сайта под поисковые запросы.
- Копирайтер. Пишет информационные и продающие тексты.
Почти везде от маркетолога требуется умение анализировать целевую аудиторию, проводить опросы, разрабатывать стратегию продвижения товара, услуги, бренда. Специалист должен быть уверенным в себе, стрессоустойчивым, коммуникабельным, а также обязан разбираться в психологии. Копирайтеру дополнительно необходимо обладать высокой грамотностью.
Срок освоения профессии: полгода — год.
Менеджмент. К айти-индустрии можно отнести профессию product manager. Ее представители занимаются продвижением интернет-продуктов: программного обеспечения, сервисов, платформ и других онлайн-товаров. Задача менеджера — развивать проект, соблюдая баланс между интересами бизнеса и пользователей, а также учитывая особенности процессов разработки.
В обязанности специалиста входит аудит, анализ и бенчмаркинг рынка, постановка задач и составление ТЗ. Product manager полностью отвечает за развитие проекта, поэтому он должен быть ответственным и уметь грамотно вести переговоры.
Срок освоения профессии: 1,5 — 2 года.
Профессии в IT для технарей
Людям с математическим складом ума проще определиться, какую айти специальность лучше выбрать, так как многие профессии из этой области давно перешли в интернет.
Программирование. Самые распространенные профессии в этом направлении:
- Разработчики софта. Создают программы под Windows, Mac или Linux.
- Frontend и Backend. Первые занимаются клиентской частью сайта, вторые — программированием серверной части портала.
- Разработчики игр. Работают с различными движками. Наиболее популярные – это Unity и Unreal.
- Тестировщики. Занимаются тестированием продукта и поиском ошибок в поведении приложения.
- Мобильные разработчики. Создают приложения для iOS и Android.
Как ни странно, но написание кода — это лишь 10-20% всей работы специалиста. Остальное время уходит на продумывание логики программы, а также поиск решений и устранение ошибок.
Разработчик обязан превосходно владеть английским. Во-первых, подавляющее большинство материала пишется именно на этом языке. Во-вторых, его знание поможет при чтении кода.
Срок освоения: 1,5 — 2,5 года.
Data Science Данная область — нечто среднее между аналитикой и программированием. Дата-специалисты обрабатывают разнообразную информацию, связанную с товарами (почему покупают или нет), поведением пользователей, продвижением компании. Здесь нужны знания из сферы разработки, статистики, микроэкономики, бизнес-аналитики, искусственного интеллекта.
Data Scientist занимается анализом поведения пользователей, работает с Яндекс-Метрикой и Google-аналитикой, проводит опросы и A/B-тестирование. Он должен обладать скрупулезностью, усидчивостью, а также владеть английским языком хотя бы на уровне B1.
Срок освоения: 1,5 — 2,5 года.
Финансы Обычно сюда относят бухгалтеров и экономистов, но айти-профессий в данном направлении гораздо больше: трейдеры, страховые консультанты, аудиторы и т.д. Каждый из перечисленных специалистов работает со своим набором программ.
От финансиста часто зависят крупные потоки денег, поэтому главными софт скилами здесь считаются внимательность и усидчивость. Требования к иностранному языку низкие, так как много литературы издается в России.
Срок освоения: 1 год — 3,5 года.
Посмотрите короткое видео, чтобы узнать о самых востребованных айти-специальностях:
Как выбрать профессию в айти
Сосредоточьтесь на процессе, а не деньгах. Распространенная ошибка — идти туда, где больше платят, не оглядываясь на другие критерии. Если мыслить таким образом, то в итоге вы не сможете зарабатывать тех денег, которые получают профессионалы. Для достижения финансовых целей нужно много работать, учиться и вкладывать в эти процессы всю душу.
Выбирайте направление, а не специальность. Профессии появляются и исчезают, работа может просто наскучить. Поэтому делайте выбор так, чтобы в рамках одного направления вам было легче переходить из одной специальности в другую. Так, если вам нравится рисовать, работать с графикой, то можно выбирать любую профессию в сфере дизайна.
Узнайте, какова ваша будущая работа на самом деле. Нередко профессии обрастают множеством мифов. Например, многие думают, что дизайнеры с утра до вечера рисуют прекрасные картины. На деле, это встречается редко. В основном им нужно придумывать простой дизайн для сайтов или визиток. Посмотрите видео на ютубе о том, как обычно проходит типичный день у специалиста. Узнаете много нового.
Выбирайте профессию с прицелом на будущее. За время вашего становления как проофессионала может измениться многое: ваше семейное положение, место проживания, экономическая и политическая обстановка в стране. Уделите внимание тем направлениям, в которых есть перспектива релокации или больше шансов найти удаленную работу.
Есть нюансы при выборе профессии, которые надо рассмотреть отдельно. Они касаются возраста. Сегодня идет много разговоров о том, что не стоит бояться переходить в новую сферу, если вам 30, 40 лет или даже больше. Конечно, успешные истории есть, но надо помнить о двух факторах риска.
Во-первых, молодому специалисту дискомфортно иметь в подчинении стажера, который намного старше него, да и в целом новичку в возрасте сложнее влиться в молодежный коллектив.
Во-вторых, чтобы освоить новую специальность, нужно много времени: как минимум 3-4 часа по будням и 8 часов каждые выходные.
Перейти в айти можно всегда, но не думайте, что все будет легко.
Как выбрать айти специальность в колледже или вузе? Практически во всех образовательных учреждениях проходят дни открытых дверей, где можно получить бесплатную консультацию от специалистов. На этом мероприятии представители учебного заведения, а также выпускники, которые уже имеют практический опыт, рассказывают о профессиях и помогают абитуриентам определиться с выбором факультета.
Не знаете, как выбрать ИТ-специальность? Обратите внимание на профориентационные опросники. С их помощью вы сможете принять верное решение:
- Тест Юнга для определения типа личности.
- Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова.
- ДДО Е.А. Климова в модификации Азбель.
- Тест Говарда Гарднера «Тип интеллекта».
- Тест Потемкиной «Социально-психологические установки личности».
- Тест А.Е. Голомшток «Карта интересов».
- Тест Л. Йовайши «Определение профессиональных наклонностей».
- Карнаух Иван «Тест на психотип».