Что входит в обязанности интернет-маркетолога
Специалист занимается позиционированием и продвижением проектов, товаров и услуг на электронном рынке (e-commerce). Он анализирует спрос и предложение в нише, определяет способы продвижения и виды рекламы, строит гипотезы по увеличению продаж и тестирует их на практике.
- поиск целевой аудитории на цифровых площадках;
- разработка уникального торгового предложения;
- повышение узнаваемости бренда;
- привлечение потенциальных клиентов к продукту.
Интернет-маркетолог должен продумать и организовать продвижение, затем распределить задачи по узким специалистам, которые будут заниматься созданием контента, SEO-оптимизацией, ведением страниц в соцсетях и на других площадках.
Какие знания и навыки необходимы интернет-маркетологу
Чтобы стать профессионалом, нужно научиться разрабатывать стратегию развития бизнеса в Сети и тактический план для ее реализации на практике. Вам потребуется познакомиться с цифровыми площадками, на которых присутствует аудитория, изучить форматы подачи информации о продукте и способы стимулирования пользователей к покупке.
Какие еще области деятельности необходимо освоить:
- маркетинговые исследования рынка, конкурентов, потребностей и «болей» аудитории;
- разработку технических заданий для таргетологов, копирайтеров, дизайнеров, менеджеров отдела продаж;
- особенности каналов продвижения (сайтов, лендингов, email, контекстной рекламы, блогов, соцсетей, форумов);
- планирование и распределение бюджета на продвижение, расчет стоимости лидов;
- организацию рекламных кампаний, анализ эффективности, оптимизацию расходов;
- управление репутацией.
Чтобы взаимодействовать с другими участниками команды и в принципе иметь общее понимание технологий продвижения, вам придется разобраться со смежными диджитал-отраслями:
- Контент-маркетинг — коммерческие тексты, видео, сторис, планы публикаций, SEO-оптимизация, лендинги, дизайн.
- Таргетинг — ведение соцсетей для бизнеса, реклама в сообществах и ленте.
- Технологии продаж — автоворонки, чат-боты, рассылки, формы для сбора заявок от лидов, мессенджеры, CRM-системы.
Перечень востребованных навыков, которые обычно ждут от интернет-маркетологов работодатели, можно посмотреть в вакансиях.
Анализ аудитории | Сегментация клиентов |
Оформление портрета ЦА | Разработка стратегии |
Подготовка плана продвижения | Планирование бюджета |
Формирование ТЗ | Ведение бизнеса на маркетплейсах |
Запуск и ведение кампаний | Контекстная реклама |
Веб-аналитика | Call-tracking |
Email-рассылки | Создание программ лояльности |
Как получить профессию: вузы, ссузы и онлайн-школы
Высшие заведения. Необходимые знания на уровне бакалавра дают многие российские вузы, например, МТИ, МОИ, РосНОУ. На освоение профессии потребуется 3-4,5 года.
Средние специальные учреждения. Обучение в ссузах проводится от 1 года 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев. Профессию можно получить в техникумах и колледжах, например, в «Синергии», DIOBRAZ, МИДИС.
Центры дополнительной профессиональной подготовки. Гораздо быстрее можно освоить профессию интернет-маркетолога на курсах.
Учебное заведение | Онлайн/Очно | Срок |
---|---|---|
Яндекс.Практикум | +/- | 8 мес. |
Нетология | +/- | от 2-3 недель до 11 мес. |
Skillbox | +/- | 6 мес. |
GeekBrains | +/- | 13 мес. |
SkillFactory | +/- | 12 мес. |
МШП | +/+ | 6 мес. |
У профессиональной подготовки в вузах, ссузах и онлайн-школах есть ряд плюсов:
- возможность задавать вопросы преподавателям и получать обратную связь;
- отработать полученные знания на практике;
- получить документы, подтверждающие прохождение обучения.
Но это еще не все преимущества. Так, в SkillFactory, Yandex, Нетологии, GeekBrains и Skillbox не только рассказывают о том, как стать хорошим интернет-маркетологом с нуля, но и помогают найти работу.
Как получить профессию: самообразование
Необходимый набор теоретических знаний можно получить из книг. При выборе издания лучше ориентироваться на выпуски последних лет: ситуация на рынке e-commerce часто меняется, поэтому информация быстро устаревает.
Перечень учебников, которые помогут освоить профессию:
- «Настольная книга интернет-маркетолога. Воронки продаж, вебинары, SMM» Солодар Марии Александровны, 2020. Из пособия известного спикера вы узнаете, как организовать онлайн-продажи и построить длительные отношения с клиентами.
- «Интернет-маркетинг. Настольная книга diqital-маркетолога» Федорова, Гаврикова и Давыдова, 2019. Здесь содержится информация о стратегическом планировании, анализе рынка, бизнес-решениях, экспериментах, оценке результатов, способах изменения тактики продвижения.
- «Маркетинг и менеджмент» Филипа Котлера и Кевина Келлера. Авторы учебника знакомят читателей с теорией продвижения бизнес-проектов и приводят примеры из практики. По мере изменений на рынке издание корректируется. Сейчас в продаже представлен 15 выпуск (2018 г.).
- «Идеальный маркетинг: О чем забыли 98 % маркетологов» профессора Нираджа Давара. Из пособия вы узнаете, как формировать конкурентное преимущество компании. Книга 2013 года, но до сих пор не теряет актуальности.
Представление о деятельности специалиста можно получить из вебинара от Skillbox «Профессия интернет-маркетолог. Что он делает и как им стать?». Спикером на мероприятии выступил Николай Смирнов, директор агентства Active Traffic.
Бесплатные курсы — еще один способ познакомиться с миром digital и приобрести базовые знания для работы. Вот несколько полезных программ:
- «С нуля до специалиста по интернет-маркетингу». Курс агентства Completo содержит 26 коротких занятий, на которых представители нидерландского института NIMA рассказывают все о профессии: от создания маркетинговой стратегии до работы в рекламных кабинетах. По окончании подготовки студентам выдают сертификаты.
- «Интернет-маркетолог». Образовательная программа онлайн-школы GeekBrains состоит из 6 уроков. Здесь можно познакомиться с контекстной рекламой, ведением бизнеса в соцсетях, веб-аналитикой, SEO-оптимизацией и контент-продвижением.
- «Основы интернет-маркетинга: старт в профессии». Программа образовательного центра «Нетология» о том, как начать работу в сфере диджитал. Всем участникам предлагается пройти тест на определение профессиональных склонностей. По окончании курса выдается сертификат.
- «Интернет-маркетинг за 40 минут. Бесплатно». Программа онлайн-школы SMM.shool из 8 уроков предназначена для самостоятельного обучения. В материалах содержится информация о базовых принципах продвижения в Internet, методах анализа конкурентов, правилах формирования конкурентоспособного предложения.
- «Основы интернет-маркетинга». Курс подготовлен представителями проекта «ПроНавыки», организованного при поддержке Минобрнауки. На 15 занятиях общей продолжительностью 5 часов слушателям рассказывают о профессии и каналах, которые интернет-маркетолог использует в работе.
Помните о том, что книги и бесплатные курсы не дают возможности приобрести весь спектр навыков и получить обратную связь от преподавателя. Но задать вопросы можно в профильных сообществах маркетологов, например, во «ВКонтакте» — «Реальный директолог» и «Подслушано | Интернет-маркетинг». Никто так хорошо не расскажет о применении теории на практике, как специалисты с опытом.
Как и где интернет-маркетологу искать работу
Мы разобрались с теорией и навыками, теперь пришла пора подумать о трудоустройстве. Чтобы приступить к поискам работы, придется подготовить хорошее резюме. Для создания документа удобнее использовать готовые шаблоны.
Как стать интернет-маркетологом с нуля самостоятельно, если уже есть базовые знания? Пишите в анкете только о том, что интересно работодателю:
- о знании принципов продвижения бизнеса в конкретной нише (одежда, технологии, онлайн-школы…);
- об опыте взаимодействия с аудиторией через каналы, используемые компанией (сайты, соцсети, мессенджеры…);
- о знакомстве с рекламными сетями, которые применяет организация (MyTarget, Google.Ads, Yandex Direct, Begun…).
При отсутствии навыков стоит присмотреться к вакансиям для стажеров. Объявления о наборе специалистов без опыта можно найти на job-сайтах, например, на hh.ru или superjob.ru, либо в Телеграм-каналах.
Чтобы собрать более полную информацию, используйте сервис Shikari. Парсер находит и систематизирует запросы работодателей с большей части площадок: ВК, Twitter, Одноклассников, Telegram, OLX, ЖЖ, форумов, досок объявлений, бирж для фрилансеров, а также заблокированных в РФ соцсетях. Не удалось найти место? Разошлите резюме напрямую в маркетинговые агентства, предварительно изучив о них отзывы.
Подведем итоги
Для работы интернет-маркетологом нужны профильные знания и навыки. Приобрести компетенции можно самостоятельно по книгам и бесплатным программам или в учебных заведениях. Срок профессиональной подготовки зависит от степени погружения в тему: курсы — самый быстрый способ освоить специальность.
Как стать интернет-маркетологом: 7 первых шагов
Изучите вакансии. Подготовьте список навыков, которые востребованы работодателями.
Подберите источники для освоения теории: книги, видеозаписи, курсы.
Пройдите подготовку самостоятельно или в образовательном учреждении.
Вступите в тематические сообщества.
Оформите резюме. Сделать это удобнее по готовым шаблонам.
При необходимости для сбора заявок воспользуйтесь парсером «Шикари».
Откликайтесь на вакансии, не забывая каждый раз адаптировать содержание резюме.