Чем занимается продакт-менеджер
Менеджер продукта является своеобразным связующим звеном между разработчиками, аналитиками, дизайнерами, маркетологами и финансистами. На его плечи ложится ответственность за весь жизненный цикл продукта: от зарождения идеи до вывода на рынок.
Перечень обязанностей продакт-менеджера может значительно отличаться в зависимости от сферы деятельности и требований компании.
Но невзирая на то, планируете вы работать в направлении ИТ, банке или фармкомпании, вам придется:
делать конкурентный анализ и мониторить рынок;
проводить CustDev;
определять видение продукта и составлять его дорожную карту;
управлять маркетинговыми бюджетами;
запускать, развивать и реализовывать новые проекты;
управлять командами разработки, дизайна, производства;
контролировать продажи продукта, спрос, разрабатывать мероприятия по продвижению;
устанавливать контакты и сотрудничать с лидерами мысли.
Какие навыки нужны продакт-менеджеру
От работы продуктолога зависит прибыльность бизнеса, поэтому специалист должен иметь хорошую теоретическую базу. Какие же знания понадобятся продакт-менеджеру для выполнения своих обязанностей?
- Аналитика и данные — необходимо уметь проводить a/b-тестирование, анализировать воронки и конкурентов, знать основы юнит-экономики, структуру метрик и инструменты веб-анализа.
- Развитие продукта — понадобится опыт в UI/UX и понимание дизайна, навыки быстрой проверки гипотез, прототипирования, формирования roadmap, постановки задач.
- Организация процессов — product manager должен понимать, как работает команда, формировать ее структуру, иметь маркетинговые и технические навыки, знать о приоритизации задач и бэклога.
- Стратегия развития — продакт-менеджеру потребуется умение изучать потребности целевой аудитории, составлять план создания, развития и продвижения продукта.
Для эффективной работы не менее важны soft skills: целеустремленность и ориентация на результат, системный подход к решению любых вопросов, критическое мышление, коммуникативные навыки, креативность.
С чего начинается карьерный путь продакта
Сложно найти другую профессию, где люди имели бы столь разнообразное образование и опыт работы. Среди продактов встречаются бывшие педагоги, юристы, предприниматели, айти-специалисты.
- менеджерами проектов— 29,5%;
- маркетологами — 11,8%;
- бизнес-аналитиками — 7,5%;
- разработчиками — 6,7%.
Представители смежных специальностей уже имеют часть навыков, которые будут полезны на новой работе. В таблице ниже показано, как стать продактом, если вы решили перейти из другой профессии.
Навыки, которые уже имеются | Что необходимо прокачать | |
---|---|---|
Проджект-менеджер | • управление персоналом; • планирование и составление бюджета; • способность видеть проект в целом, а не отдельные задачи; • отслеживание сроков и технических деталей. | • ориентированность на клиента; • основы маркетинга; • знание целевой аудитории; • ответственность за бизнес-показатели. |
Маркетолог | • творческое мышление; • знание рынка, каналов дистрибуции; • коммуникативные навыки; • использование данных для принятия решений. | • создание продуктов и фич; • построение долгосрочных отношений с клиентами; • построение дорожной карты. |
Аналитик | • общение с клиентами; • анализ рынка; • умение определить проблемы в воронках; • a/b-тестирование; • юнит-экономика. | • UI/UX и дизайн; • маркетинг и продажи; • CustDev; • ответственность за принятие решений. |
Разработчик | • инженерная и математическая экспертиза; • знание технологии разработки продукта; • аналитические способности. | • управление коллективом, постановка технических заданий; • видение проекта в целом; • методы исследования рынка; • ориентированность на клиента. |
Составьте для себя таблицу умений, необходимых продакту, и оцените свои компетенции по десятибалльной шкале. Так вы сможете выявить свои слабые и сильные стороны и понять, в каком направлении двигаться. Выберите способ и установите сроки развития того или иного навыка.
Где получить недостающие знания
Если задумываетесь над тем, как стать успешным продакт менеджером, то наша подборка придется кстати. Обучиться необходимым навыкам можно несколькими путями.
Вариант 1. Образовательные платформы. Получить опыт и практические умения, которые так ценят работодатели, можно на онлайн-курсах. Обучение проводят педагоги, которые уже имеют опыт в профессии и достигли определенных высот.
После прохождения курсов вы сможете получить готовое портфолио, помощь в подготовке резюме и трудоустройстве.
Предлагаем наиболее популярные программы:
- «Профессия Продакт-менеджер» от Skillbox — курс подходит новичкам, специалистам из IT-сферы и представителям смежных специальностей. За 12 месяцев обучения вы научитесь создавать жизнеспособный продукт, анализировать метрики и управлять командой, подготовите дипломный проект для конкретного заказчика. В качестве бонуса вы получите возможность прослушать бесплатный курс «Эмоциональный интеллект и лидерство».
- «Профессия: Продакт-менеджер» от ProductStar — курс предназначен для желающих освоить профессию с нуля. Вы изучите продуктовую аналитику, юнит-экономику, монетизацию, прокачаете soft skills продакта, соберете проекты для резюме и получите возможность трудоустроиться во время обучения.
- «Product manager» от Нетологии — семимесячный курс, где можно освоить азы профессии и получить проект в портфолио. Вы научитесь создавать продукт и искать пути для его улучшения. После получения диплома вы сможете работать в любой сфере — от IT до ритейла.
- Факультет продакт-менеджмента от GeekBrains — слушателям предлагается за 14 месяцев пройти все этапы управления продуктом, получить портфолио с тремя проектами и гарантированно трудоустроиться. Во время обучения студентам оказывают поддержку личный наставник, куратор, HR-менеджер.
- «Симулятор управления продуктом на основе данных» от Go Practice — студентам курса предстоит пойти практику с глубоким погружением в профессию: самостоятельно принимать решения по развитию продукта и видеть их последствия.
Не хотите платить за обучение? Тогда попробуйте бесплатные курсы:
- «Первые шаги в продакт-менеджменте» от ProductLive — семидневный курс, на котором простыми словами расшифруют сложную терминологию, помогут понять, хотите ли вы стать менеджером продукта, и расскажут, как построить карьеру в выбранной сфере.
- «Прокачка навыков для Продактов» от ProductStar — курс из 20 уроков от профессионалов рынка. На протяжении 20 недель вы будете получать на email письма, в которых будут содержаться полезные шаблоны и чек-листы для менеджеров по продукту.
Вариант 2. Самостоятельное обучение. В интернете предлагается огромное количество статей, форумов и обучающих видеороликов. Однако в таком онлайн-образовании есть риск: обучение может оказаться неэффективным, а приобретенные знания — невостребованными.
Вот 5 проверенных ресурсов для самостоятельного обучения:
- Блог Go Practice — здесь вы найдете много полезной информации о продакт-менеджменте, продуктовой аналитике и карьерном росте.
- vc.ru — блог, где пользователи делятся личным опытом в различных сферах: маркетинге, дизайн, технологиях, карьере. Здесь можно узнать последние новости, получить актуальную информацию о компаниях и вакансиях.
- Телеграм-канал «No Flame No Game» Анны Булдаковой — на этом ресурсе успешный продакт-менеджер делится личным опытом, обзорами литературы и анонсами мероприятий, дает советы по тайм-менеджменту, маркетингу и развитию.
- Telegram-канал «Борода продакта» — канал Сергея Тихомирова, на котором размещаются все новости продуктового менеджмента.
- Youtube-канал Epic Growth — на этом канале можно узнать все о росте продукта, познакомиться с продуктовыми исследованиями и послушать интервью с продуктологами ведущих компаний.
Печатные издания всегда считались самым надежным источником знаний. Книги, которые помогут достичь хороших результатов:
Карл Сьюэлл, Пол Браун «Клиенты на всю жизнь».
Элияху Голдратт, Джефф Кокс «Цель. Процесс непрерывного совершенствования».
Марти Каган «Inspired: How to Create Products Customers Love».
Роб Фитцпатрик «Спроси маму».
Вариант 3. Практика. Лучший способ приобрести базовые профессиональные навыки — принять участие в создании продукта. Устройтесь помощником продакта или возьмите на себя часть обязанностей по выполнению продуктовых задач в своей компании.
Сколько зарабатывает продакт-менеджер
По данным портала Работа.ру, средняя зарплата менеджеров продукта в России составляет 156 тыс. руб., в Москве — 171 тыс. руб. Но не стоит надеяться, что, только придя в профессию, вы будете хорошо зарабатывать. Доход продуктологов зависит от объема выполняемых задач и уровня квалификации:
Junior — от 45 тыс. руб.
Senior — от 100 тыс. руб.
Head Product Manager — от 150 тыс. руб.
Director — от 220 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
Плюсы и минусы профессии product manager
Если вы твердо решили стать продакт-менеджером, то должны понимать, что в этой профессии есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Плюсы | Минусы |
---|---|
• перспектива карьерного роста; • достойная оплата труда; • востребованность профессии; • интересные обязанности; • возможность реализовать свой творческий потенциал; • отсутствие рутины и бумажной волокиты; • можно выполнять обязанности дистанционно. | • высокая ответственность; • работа в условиях многозадачности; • повышенные требования к уровню знаний и навыкам сотрудников; • ненормированный рабочий день; • необходимость сглаживать конфликты между членами команды; • сильная психоэмоциональная нагрузка; • возможность выгорания. |
Чтобы стать хорошим специалистом, недостаточно получить сертификат о прохождении курсов, нужно постоянно стремиться к совершенствованию своих знаний.
- Ознакомьтесь с требованиями работодателей в открытых вакансиях на job-сайтах.
- Оцените свои сильные и слабые стороны, составьте план по развитию hard и soft skills.
- Прокачайте недостающие навыки.
- Регулярно следите за новостями менеджмента продуктов, читайте популярные блоги и Телеграм-каналы.
- Изучайте специальную литературу и опыт коллег.
- Участвуйте в форумах и конференциях.
- Освойте программы, которые необходимы для работы продакта: Trello (для планирования задач), Jira (для разработки), Sketch (для дизайна), Slack (инструмент совместной работы), Confluence (хранилище информации), Google Analytics и Яндекс.Метрика (для аналитики).