Кто такой UX-редактор
Текст — основа интерфейса любого мобильного сервиса и сайта. За то, насколько простым и удобным он будет, отвечает UX-редактор. Этот специалист создает и изменяет тексты в интерфейсе продукта, формирует tone of voice бренда и совместно с командой составляет Customer journey map («Карту путешествия клиента»).
UX — сокращение от английской фразы «user experience», что в переводе на русский язык означает «пользовательский опыт». Если говорить простыми словами, то это ощущения, которые возникают при использовании продукта. Например, удовлетворение, если интерфейс удобный, или раздражение, если нужный раздел трудно найти.
Часто UX-редакторов называют UX-писателями и UX-копирайтерами. В России четких разграничений по этим профессиям нет — все специалисты пишут пользовательские тексты. Зато разница между UX- и коммерческим редактором колоссальная. Наглядное сравнение поможет во всем разобраться:
UX-редактор | Коммерческий редактор | |
---|---|---|
Что делает | Пишет тексты для интерфейсов сайтов и мобильных приложений, в том числе подсказки, призывы к действию (CTA). | Пишет статьи, тексты для лендингов, презентаций и email-рассылок, разрабатывает креативный контент для рекламных кампаний. |
Для кого пишет | Для пользователей, которые открыли мобильное приложение или сайт. | Для всей потенциальной целевой аудитории. |
С какими ресурсами компании работает | Только с внутренними, с интерфейсом продукта. | С внутренними и внешними. Например, создает контент с нативной рекламой для блогов. |
Общая цель | Сделать использование сервиса максимально простым и комфортным. | Привлечь потенциальных клиентов и довести их до целевого действия, например, до подписки на канал в Telegram или оформления заказа. |
Чем занимается редактор интерфейсов
Откройте любое приложение. Первое, что увидите — слова. Неправильно заполните поле при регистрации, обязательно вылезет ошибка с рекомендацией по устранению. Что это? Слова. Исправите и нажмете «Продолжить» — появятся другие слова. Все их создает и прорабатывает UX-редактор.
Главная цель специалиста — сделать так, чтобы пользователь мог быстро и удобно решить возникшую проблему или задачу. Например, забронировать номер в гостинице, перевести деньги знакомому или заказать доставку продуктов.
Что конкретно делает UX-редактор — перечень обязанностей:
Пишет тексты. Специалист создает полезный контент, который используется в подсказках, CTA, всплывающих окнах, экранах инструкций. Хороший UX-текст легко воспринимается и мгновенно решает задачу пользователя.
Создает tone of voice. UX-редактор формирует голос бренда — стиль общения с целевой аудиторией. Например, UX-райтеры Aviasales используют много сленга и шутки на грани фола, а в «Бургер Кинге» приняты формулировки с долей сарказма и провокации.
Участвует в командной работе над продуктом. Помогает с созданием CJM и UX/UI. Задает тысячу и один вопрос по интерфейсу, чтобы составить хороший текст: от «Для чего эта кнопка?» до «Зачем пользователю это читать?»
Проводит UX-исследования. Специалист собирает информацию о проблемах с интерфейсом от реальных пользователей. Грамотные UX-исследования экономят ресурсы разработчиков. Например, помогают не тратить время и деньги на фичу, которой всё равно не будут пользоваться.
Дело в том, что форма для бронирования гостиниц в Google Hotels называлась «Забронировать». Пользователи воспринимали текст не так, как задумывалось: они думали, что, нажав на эту кнопку, сразу произойдет списание денег.
Когда конверсия оказалась ниже ожидаемого, разработчики стали искать причину. Тогда UX-редактор предложила сменить название формы с «Забронировать» на «Проверить наличие номеров».
Это сработало — количество бронирований выросло на 17%.
Ключевые навыки UX-редактора
Грамотность и умение простыми словами рассказывать о сложных вещах — must have каждого UX-редактора. Хорошие пользовательские тексты состоят из четких, оформленных в едином стиле формулировок. Контент, в котором слово «деньги» то и дело заменяют «средствами» или «ресурсами», не подойдет для интерфейса.
В идеальном, то есть созданном для людей, UX-тексте, доля профессионального жаргона сводится к минимуму. Здесь используются простые слова, которые поймет даже ребенок.
- Визуальный опыт. Важное качество UX-редактора — насмотренность. Хороший специалист анализирует сотни интерфейсов разных сервисов, поэтому четко понимает, какие решения — удачные и помогают пользователям, а какие — только затрудняют взаимодействие с продуктом.
- Базовые основы UX-дизайна. Короткие тексты — часть интерфейса, поэтому хорошему редактору нужно иметь хотя бы примерное представление о том, что такое пользовательский дизайн и из каких элементов он состоит.
- Эмпатия. Умение смотреть на текст глазами обычного пользователя и понимать, где у него могут возникнуть сложности, — полезный скил для UX-редактора. Также для успешного взаимодействия с юзерами пригодится знание поведенческой психологии.
- Графические редакторы. Специалист должен уметь работать с Figma либо Sketch, чтобы собирать сторифреймы, писать тексты в шаблонах будущего интерфейса, самостоятельно менять расположение разных элементов.
- Юзабилити-тестирование. Оценить, насколько эффективно работает интерфейс, помогают разные виды исследований. В их числе: A/B-тестирование, UX-бенчмаркинг, решенческое интервью.
Где учиться на UX-редактора
Платное обучение. Самый простой способ получить релевантные знания — записаться на профильный курс. Как правило, программы включают в себя всё необходимое для быстрого входа в профессию, в том числе рекомендации по поиску работы и списки полезной литературы, которые можно взять на заметку.
- «UX-писатель» от Нетологии. На курсе научат писать короткие тексты, соблюдать tone of voice, оценивать эффективность контента. Учеба рассчитана на 3 месяца. Стоимость обучения на момент написания статьи — 29 995 ₽.
- «Продвинутый курс Главреда» от Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой. Подойдет для редакторов и дизайнеров. Уроки оформлены в виде писем с теорией и примерами из практики. Стоимость обучения на момент написания статьи — 3000 ₽.
- «Бла-Бла-Бла: эффективные коммуникации» от BEsmart. Курс из 6 уроков поможет научиться говорить просто о сложном, управлять вниманием пользователей через тексты, держать логику повествования. Его стоимость на момент написания статьи — 15 000 ₽.
Бесплатное обучение. Кто сказал, что стать UX-редактором можно только на курсах и за деньги? Освоить профессию с нуля под силу каждому самостоятельно. Но будьте готовы, что на это у вас уйдет гораздо больше времени и сил. Обязательно составьте план и не забудьте включить в него знакомство с графическими редакторами.
- Think like an editor от Энн Дитмейер — бесплатный курс для UX-редакторов, который находится в открытом доступе. Увы, обучение проходит только на английском. Но если вы хорошо знаете язык, то без проблем освоите программу и научитесь писать отличные короткие тексты для интерфейсов.
- UX-Writing Challenge. Челлендж на 15 дней с практическими заданиями для начинающих UX-редакторов. Интересно, полезно, но… тоже на английском.
- Книги по пользовательскому интерфейсу, редактуре и копирайтингу. В топе — «Этой кнопке нужен текст» Кирилла Егерева, а также «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой.
- Видео. Где искать? Конечно, на Youtube — здесь много видеоуроков по работе с графическими редакторами (например, Figma), написанию коротких текстов, построению CJM.
- Подкасты— как Youtube, только аудио. Ищите программы о копирайтинге, взаимоотношениях с клиентами, пользовательском опыте. Очень рекомендуем послушать «Редач. Подкаст».
Как UX-редактору найти работу
UX-редактор — новая профессия, поэтому спрос на хороших специалистов будет только расти. Чтобы найти работу, достаточно сделать несколько шагов.
Собрать портфолио
Возьмите за правило, создали интересный кейс — добавили в отдельную папку. Если обучаетесь самостоятельно, берите интерфейсы уже существующих приложений и дорабатывайте тексты в лучшую сторону, чтобы они становились проще и полезнее для пользователя.
Другой вариант — создание собственного сайта. Придумайте свой продукт, сделайте прототипы интерфейсов, разработайте брендбук и tone of voice. Это займет больше времени, но увеличит шансы найти высокооплачиваемую работу.
Составить резюме
Покажите рекрутеру, что у вас есть релевантный опыт, профессиональные навыки и необходимые личные качества. Включите в резюме информацию о пройденных курсах, семинарах, тренингах, а также добавьте ссылку на портфолио.
Хотите сэкономить время, но при этом получить резюме с правильной структурой и оригинальным дизайном? Используйте профессиональный онлайн-конструктор:
Мониторить вакансии
Объявления о поиске специалистов работодатели публикуют на job-сайтах (HeadHunter, «Работа.ру», SuperJob), в Телеграм-каналах, например, «Вакансии и стажировки от MyResume» и профильных сообществах (Хабр, vc.ru, паблики в соцсетях).
Но это не значит, что нужно сидеть и ждать, пока появится подходящее предложение. Не бойтесь проявлять инициативу и отправлять резюме напрямую даже в крупные компании. Найдите контакты на сайте и дайте о себе знать.
- Пройти онлайн-курс или самостоятельно изучить основы копирайтинга, поведенческой психологии, работы с графическими редакторами.
- Объективно оценить, какими навыками UX-редактора вы обладаете, а над чем еще предстоит поработать.
- Грамотно составить резюме. Уделяйте внимание не только содержанию, но и визуальной составляющей.
- Оформить портфолио. Добавьте 3-4 кейса с прототипами интерфейсов и скринами экранов.
- Откликаться на вакансии и писать работодателям напрямую.