Как найти работу в области компьютерной графики
У специалиста в сфере компьютерной графики (computer graphics, CG) есть два варианта профессионального развития. Он может устроиться в найм, например, в компанию с корпоративным медиапроектом или студию по производству контента, либо стать фрилансером и брать разовые проекты у разных клиентов.
Давайте посмотрим, что нужно кандидату для получения работы:
- Знание теории. Освоить базу можно в вузе, ссузе или на профильных курсах. Выбор учебных заведений широкий.
- Владение ПО. Для создания и обработки компьютерной графики необходим опыт использования профессиональных программ. Их перечень зависит от специализации в CG.
- Личные качества. Специалисту необходимо умение взаимодействовать с командой и вести переговоры с заказчиками.
- Умение писать резюме. При трудоустройстве приоритет получают соискатели, которые делают отклики на вакансии с учетом запросов работодателя.
- Навыки самопрезентации. Способность подать себя с лучшей стороны необходима для прохождения собеседований.
- Портфолио. Примеры работ станут наглядным подтверждением наличия актуальных навыков и знаний.
А теперь переходим к обзору профессий. Рассмотрим, какие задачи выполняют CG-специалисты разных направлений и что входит в их базовый набор компетенций.
Гейм-дизайнер
Работа этого специалиста схожа с деятельностью режиссера спектаклей и телепередач. Гейм-дизайнер руководит процессами создания компьютерной игры и командой проекта, а еще — взаимодействует с издателями и продюсерами.
Основные задачи:
- анализ трендов;
- разработка концепции;
- планирование;
- определение критериев контроля качества;
- создание прототипов;
- тестирование идей;
- оценка метрик;
- ведение документации.
Несмотря на множество организационных задач, работа гейм-дизайнера не лишена творчества. Именно этот CG-специалист придумывает идею и предварительный сюжет игры, а также определяет отличия продукта от других проектов.
- деловое общение;
- управление командой;
- английский язык;
- навыки программирования;
- генерация идей;
- простые математические расчеты.
Помимо этого, гейм-дизайнеру необходимо владеть Google Docs, Excel, Miro и иметь навык работы в среде для создания игр, например, в Unity. Дополнительным преимуществом станет опыт использования ChatGPT и других нейросетей.
Концепт-художник
Предположим, гейм-дизайнер остновился на какой-то идее и решил заняться ее реализацией. На следующем этапе он составляет техзадание для концепт-художника — этот специалист визуализирует замысел.
Ключевые обязанности концепт-художника:
- подготовка эскизов героев, окружения и других деталей;
- формирование ТЗ для членов команды, которые создают финальный контент.
Концептер занимается предварительной визуализацией на начальном этапе проекта. Помимо геймдева, он может работать в киноиндустрии и смежных сферах, например, делать наброски для комиксов, книг, рекламы.
- производство концептов локаций, персонажей, предметов;
- рисование ключевых кадров;
- разработка изображений на основе фотографий;
- создание 3D моделей из набора 3D деталей;
- увеличение выразительности элементов методом overpaint.
Также концепт-художнику нужно уметь рисовать скетчи от руки, владеть графическим планшетом и пользоваться программами для подготовки эскизов: Photoshop, 3D-Coat, Octane Render и т. д.
2D-художник
Этот специалист получает наброски и техническое задание от концептера, а затем принимается за проработку двухмерных деталей. Он создает конечный контент, который видят пользователи: кнопки в интерфейсе, фоны, персонажей, среду. Основная его задача — подготовка изображений с высокой точностью детализации.
- создание иконок, героев, различных иллюстраций;
- подстройка работ под стиль проекта;
- рисование скетчей, эскизов 2D-объектов.
Начинающему специалисту необходимо освоить ПО для разработки компьютерных игр, например, Unity и утилиту Git, которая записывает историю файлов и позволяет откатиться до нужной версии. Преимуществом при трудоустройстве станет навык применения нейросетей Stable Diffusion и Midjourney.
Текстурный художник
Текстурный художник создает паттерны и накладывает их на объекты. Так в кадре появляются детали с матовой или глянцевой поверхностью, деревянные изделия и металлические. Помимо этого, специалист окрашивает предметы в разные цвета.
Задачи художника:
- исследование исходников для их воспроизведения в виртуальной среде;
- подготовка текстурных карт с нужными параметрами, например, с высоким разрешением, спецэффектами, в определенном стиле;
- наложение текстур на модели и проработка скинов персонажей;
- тестирование результатов;
- оптимизация изображений для улучшения производительности;
- создание и правка UV координат 3D-моделей.
Текстурщик — мастер имитации, придающий объектам реалистичность. Полет его фантазии ограничивает только общий стиль проекта, в который должны вписаться работы.
- стилизация дизайна;
- правка геометрии;
- изменение плотности текстур;
- организация цветового пространства;
- работа с UV развертками.
Если вы планируете освоить специальность текстурного художника, готовьтесь основательно изучить профильное ПО: редакторы трехмерной графики, например, Autodesk Maya и инструменты для изготовления текстурных карт — Substance Painter и т. п.
Художник-аниматор
Еще одна профессия, которая связана с компьютерной графикой и пользуется большим спросом на рынке труда. Аниматор оживляет персонажи и сцены из игр, кино, мультфильмов и клипов. Главная его задача — создание иллюзии движения объектов в определенной последовательности.
Перечень ключевых обязанностей:
- планирование событий;
- динамика сцен, фонов, эффектов;
- монтаж и финальная обработка кадров.
Аниматор должен обладать развитой наблюдательностью и хорошо понимать, какую мимику и жесты нужно использовать в моменте. Ведь именно этот специалист создает характер и настроение персонажей.
- рисование;
- 3D-моделирование;
- чувство композиции;
- изготовление сторибордов;
- раскадровка;
- проработка смен состояний и эмоций героев;
- риггинг персонажей;
- подстройка сцен под звуковую дорожку;
- цветокоррекция.
Чтобы получить работу по профилю, специалист должен владеть программами для создания 3D-анимации. Особой популярностью сегодня пользуются Blender, Maya, ZBrush. Помимо этого, нужно освоить Spine и Unity.
Архитектор
Архитектор занимается проектированием зданий и сооружений. Это могут быть много- и малоэтажные дома, промышленные объекты, храмы, склады, магазины, бизнес-центры, спортивные площадки.
Профессия ответственная. Важно, чтобы объект получился не только красивым, но также экономически выгодным, прочным и безопасным. Поэтому архитектору в работе нужно ориентироваться на расчеты и регламенты.
- знание основ градостроительства;
- владение методами проектирования;
- чтение чертежей;
- понимание инженерной геодезии;
- знание строительной механики и архитектурной физики;
- навыки применения BIM-технологий;
- черчение дизайн-проекта;
- умение составлять техзадания.
Помимо этого, специалисту нужно разбираться в архитектурных стилях и стройматериалах. И, конечно, необходим навык использования программ для черчения планов, деталей и узлов. Популярные инструменты: ArchiCAD, Revit, SketchUp, Photoshop.
Композер
Этот специалист складывает фрагменты, которые создали коллеги из других отделов, в единую композицию и отвечает за финальный визуальный ряд фильма, игры или рекламного ролика.
Ключевые задачи:
- наложение визуальных элементов;
- интеграция спецэффектов;
- трекинг видеоряда;
- контроль качества;
- коррекция и оптимизация изображений.
Если композер находит недочеты других специалистов, то самостоятельно дорабатывает планы/кадры. Конечно, для успешной работы ему необходимы профильные знания и навыки.
- основы композинга;
- художественный вкус;
- цветоведение;
- определение местоположения объектов по времени;
- оформление печатного текста;
- матчмувинг;
- совмещение двух и более изображений (кеинг);
- очистка материала от ненужных деталей.
Помимо этого, специалисту необходимо владеть навыками работы в программах для композинга. В перечень популярных инструментов входят Nuke, Illustrator Advanced compositing, Adobe After Effects.
Графический дизайнер
Этот специалист делает сайты, создает баннеры, буклеты и другой цифровой контент. Главная цель его работы — донести до аудитории идею бренда или коммерческого предложения с помощью изображений.
Ключевые задачи:
- генерирование креативных идей;
- создание прототипов сайтов, мобильных приложений, полиграфической продукции;
- отрисовка презентаций, иллюстраций, инфографики;
- оформление страниц в соцсетях, постов, электронных писем, веб-ресурсов;
- подготовка макетов для печати.
Графический дизайнер должен обладать развитым эмоциональным интеллектом, так как в его работе важно понимать целевую аудиторию и уметь влиять на ее настроение.
- создание макетов;
- работа с цветом;
- насмотренность;
- креативность;
- типографика;
- композиция;
- верстка.
Помимо этого, для работы с растровыми изображениями дизайнеру необходимо освоить Photoshop, а для создания эффектов и анимации — After Effects. Дополнительным преимуществом станет умение собирать лендинги на онлайн-платформе с готовыми решениями, например, Tilda или Webflow.
Инженер-конструктор
Любые механизмы и конструкции появляются благодаря усилиям этих специалистов. Именно они участвуют в разработке компьютеров, смартфонов, автомобилей, подстанций и самолетов.
Задачи инженера:
- проектирование изделий;
- подготовка чертежей, схем, моделей;
- расчеты затрат и нагрузок при производстве продукции;
- испытание образцов и доработка;
- написание инструкций по сборке и эксплуатации.
Как и другие представители профессий, связанных с компьютерной графикой, инженеры-конструкторы следят за трендами, появлением новых материалов и технологий. Это помогает им создавать детали, механизмы и оборудование с оптимальной производительностью и издержками.
- знание ЕСКД (единой системы конструкторской документации);
- техническое мышление;
- математический подход;
- характеристики материалов;
- порядок патентных исследований;
- разработка эскизов, проектов и чертежей;
- составление технологических карт;
- монтаж, наладка, испытание;
- оформление кинематических схем.
Деятельность инженера требует навыков работы с программами, значительно ускоряющими процессы. Одна из популярных систем САПР, которую конструкторы используют для моделирования 2D- и 3D-изделий, — Solidworks.
Еще 10 профессий, связанных с компьютерной графикой
Компьютерная графика постоянно развивается — появляются новые технологии, инструменты, стили, эффекты. Вместе с этим расширяются области ее применения, и мастерства одного человека для создания визуального ряда становится недостаточно. Мы рассмотрели с вами 10 специальностей в CG-сфере подробно, а в таблице ниже — еще 10 вариантов, на которые стоит обратить внимание.
UX/UI дизайнер | Промышленный дизайнер |
Архитектор ландшафтов | 3D-дженералист |
Дизайнер шрифтов | VFX-художник |
3D-риггер | Технический дизайнер |
Бренд-дизайнер | Дизайнер интерьера |