Виды и требования к оформлению резюме
Любой из перечисленных выше типов может как помочь кандидату, так и сыграть с ним «злую шутку». Польза каждого из форматов будет зависеть от опыта и навыков претендента на должность. О преимуществах и недостатках мы расскажем позже, а пока сделаем краткий обзор по характерным особенностям документов.
Хронологическое | Функциональное | Комбинированное |
---|---|---|
Упор на опыт. Как правило, соискателей просят указывать места, где они трудились в обратном порядке (т.е. начиная с последнего). | На первый план выносятся навыки и сильные стороны личности кандидата. | Гибкость и сила обоих видов резюме. |
Выбирая формат, отталкивайтесь от своей профессиональной истории и позиции, которую стремитесь «покорить». Изучите вакансию: что работодатель хочет видеть в «идеальном» сотруднике – релевантный опыт, наличие курсовой подготовки, специальные навыки или какие-то определенные черты характера? Это важный момент. Не исключено, что для одинаковых позиций в разные компании вам придется составлять документ в двух вариантах.
Перед вами вакансия на позицию «учитель английского языка». Обратите внимание на требования, предъявляемые к потенциальному работнику:
А вот как соискатель грамотно транслировал ключевые навыки из вакансии в свой документ:
Несмотря на то что человек изначально подходил на должность по имеющемуся образованию и профессиональному опыту (конкретно – в Москве), он сделал акцент на умениях, которые были описаны в объявлении: проведение открытых уроков, индивидуальных и групповых занятий, работе в МЭШ, знании ФГОС и владении ПК. В разделе «о себе» упомянул о наличии высшей квалификационной категории, о том, что не привлекался к уголовной ответственности и имеет на руках необходимые справки. Такой подход к презентации себя как «идеального» сотрудника считается правильным.
Структура основных видов резюме и требования к оформлению в целом схожи:
- объем – 1-2 страницы листа A4;
- документ разделен на блоки, у каждого есть название;
- фото выполнено в деловом стиле;
- текст написан официальным языком.
Ниже рассмотрим плюсы и минусы основных видов резюме, а также в каких ситуациях их целесообразно использовать.
Хронологическое резюме
Хронологический формат выигрышно подчеркивает профессиональное развитие в определенной области. Иногда даже одно только упоминание бренда в описании трудовой биографии может оказать решающее значение.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Легко писать. Подчеркивает стабильный трудовой стаж. Рекрутерам нравится видеть названия должностей, компаний, уровень ответственности и период работы. | Обращает внимание на пробелы в занятости. Иногда возникают сложности в определении нужных навыков, если они не указаны в вакансии. |
Не используйте данный тип резюме, если у вас имеются пробелы в опыте работы, длинный карьерный путь «намекает» на ваш солидный возраст, часто меняете места, сферы деятельности, выходите на рынок труда впервые или после длительного перерыва.
Информация в хронологическом резюме, как правило, указывается в таком порядке:
- цель;
- контактная информация;
- профессиональный опыт;
- обязанности и (или) навыки;
- образование;
- иные сведения (например, хобби и личные качества).
При наличии большого трудового стажа рекомендуем включить в документ сведения о последних 10 годах работы, а остальной опыт – сократить. Если же прошлые места вашей деятельности никак не соотносятся с должностью, на которую вы претендуете, то лучше эту информацию не урезать, а вовсе опустить.
Функциональное резюме (на основе навыков)
Если требуется подчеркнуть навыки, полученные на стажировке или практике, функциональное резюме – беспроигрышный вариант. Также оно подойдет для новичков, людей, имеющих небольшой трудовой стаж, часто меняющих сферы деятельности, внешних совместителей или соискателей, которые не хотят привлекать внимание к своему возрасту.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Делает незначительный акцент на истории работы. Выделяет конкретные сильные стороны и навыки, которые могут быть неочевидными при изложении в хронологическом порядке. | Детальной истории трудовой деятельности нет, что не по нраву многим работодателям. Это заставляет их думать, что кандидат пытается скрыть свой возраст, пробелы в работе, отсутствие соответствующего опыта или неполную занятость. |
Функциональный формат – плохой выбор для тех, кто планирует сделать акцент на карьерном развитии, или если обязанности человека и его ответственность на прошлой работе были ограничены.
Функциональное резюме обычно включает в себя следующие сведения:
- цель;
- контакты;
- навыки;
- трудовой стаж (кратко);
- образование;
- дополнительная информация (например, гражданство, волонтерская работа и увлечения).
При выборе блоков опирайтесь на специфику вакантной должности. Так, резюме руководителя IT-направления может содержать данные о работе в сфере информационных технологий, управленческом опыте, ключевых проектах и технических навыках.
Комбинированное резюме
Используйте его, чтобы продемонстрировать навыки, вместо простого перечисления прежних должностей. Данный формат отлично подойдет при смене профессии и в случаях, когда названия компаний, в которых доводилось трудиться, могут быть неочевидны для потенциального работодателя.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Демонстрирует большой послужной список и высокую мобильность. Помогает показать, как навыки, которые соискатель использовал в прошлом, применимы к работе, которую он ищет на данный момент. | Нередко сложно уместить всю информацию на 1 странице. Есть риск, что рекрутер не будет дочитывать анкету до конца. |
Комбинированный формат – самый гибкий. Здесь вы самостоятельно определяете, что указать в первую очередь – навыки или профессиональный опыт. Опирайтесь на то, что важно для конкретной должности. А уже потом добавляйте иную информацию вроде хобби, личных качеств, публикаций и т.д.
Если ваш опыт работы минимален, или в трудовой биографии имеются большие пробелы, то комбинированное резюме – не самое лучшее решение.
Такой формат хорош, если соискатель делает небольшой переход в карьере либо у него имеется разнообразный стаж работы, в котором соответствие желаемой для трудоустройства должности, может быть не сразу понятно.
Почему данные форматы попали в рейтинг лучших видов
Мы рассмотрели, какое бывает резюме. Эти три вида являются универсальными. Их популярность в числе прочего обусловлена удобочитаемостью. Ежедневно рекрутеры просматривают от 10 до 100 резюме. Ориентироваться в стандартном формате проще, так как специалисты уже знают, где им найти необходимую информацию.
Кроме того, перечисленные виды и структура резюме, которая предполагается при составлении, проходит проверку системой ATS без критических ошибок. Эти форматы просты и понятны не только человеку, но и «умным» системам.
Как и где составить резюме разного вида
Если вы не знаете, с чего начать составление резюме, предлагаем вам воспользоваться бесплатным онлайн-конструктором. На сайте MyResume можно не только выбрать и скачать понравившийся шаблон, но и составить документ на основе образцов, которые подготовлены экспертами в области подбора и оценки персонала, для каждой профессии в отдельности. Примеры анкет послужат ориентиром, как правильно презентовать свои навыки и опыт.
Как показала практика, люди, идеально подходящие на должность, зачастую не умеют представить себя в выгодном свете перед работодателем. Сомневаются, какие умения указать, как грамотно сформулировать, чем занимались на прошлом месте. Мы позаботились об этом и создали «генератор навыков» и алгоритм, помогающий подобрать обязанности.
Есть еще один вид письма, который полезно приложить к резюме – рекомендательное. Попросите бывшего руководителя составить о вас краткую характеристику с указанием сильных сторон. Если опыта работы нет – подойдет документ из вуза, техникума, колледжа, места, где проходили стажировку или практику.
Вывод
Одно из основополагающих решений, которое следует принять перед тем, как сделать отклик на вакансию – выбрать формат документа для презентации своей кандидатуры. Есть три основных вида резюме: хронологическое, функциональное и комбинированное.
Независимо от того, какой из них вам приглянется больше, необходимо тщательно спланировать последовательность изложения, стиль, дизайн, определить, какие ключевые навыки стоит включить в документ и, безусловно, написать отличное сопроводительное письмо.