Что входит в обязательные блоки резюме
Начнем с разделов, необходимых при устройстве на любую позицию. Всего их 5 — каждый рассмотрим подробно. Кроме этих блоков, есть еще ряд важных полей, которые нельзя объединить по общему признаку, — им мы тоже уделим внимание.
Что обязательно должно входить в состав резюме:
- Ключевая информация — шапка документа.
- Контактные данные.
- Опыт работы.
- Образование — основное и дополнительное.
- Навыки.
- Ожидания по формату и доходу.
- Портфолио (для отдельных позиций).
Шапка резюме
Небольшой базовый блок, расположенный в верхней части документа. Состоит из двух строк. В первой нужно указать свои персональные данные: фамилию и имя — обязательно, отчество — по желанию. Шрифт для этой информации лучше выбирать крупный. Капслок тоже приветствуется.
Вторая строка — должность, на которую вы претендуете. Обратите внимание, что позиция должна быть одна. Если вы откликаетесь на конкретную вакансию, используйте формулировку работодателя. Планируете разместить резюме на джоб-сайте — выбирайте любую, но общеупотребительную.
Контакты
Без контактных данных никак, в противном случае работодатель не сможет с вами связаться. И именно по этой же причине лучше подстраховаться и указать несколько вариантов. Вдруг в ответственный момент телефон будет недоступен или письмо на email попадет в папку «Спам». В общем, вы поняли
Пример, что должно быть в резюме:
- номер телефона;
- адрес электронной почты;
- никнеймы в мессенджерах;
- ссылка на профили в соцсетях.
Информация о месте проживания — город + станция метро или район — тоже будет не лишней. Если вы устраиваетесь на офисную позицию, работодатель сможет рассчитать, сколько времени у вас займет дорога до здания компании. Если на удаленку — понять, в каком часовом поясе вы находитесь.
Опыт работы
В этом блоке нужно указать релевантный опыт работы. Обычно за последние 5 лет. Конкретный период зависит от ситуации. Например, иногда важно показать карьерный рост — в таком случае не стоит ограничиваться пятью годами.
Формат заполнения раздела:
- Должность.
- Название компании.
- Период трудоустройства.
- Ключевые должностные обязанности.
- Несколько профессиональных достижений.
Если релевантного опыта нет, указывайте смежный. Например, для маркетолога подойдет стаж работы на позициях SMM-специалиста и контент-менеджера. Только писать о нем нужно кратко — акцент делайте на важных для компании моментах.
Блок «Опыт» — это то, что обязательно должно быть в резюме. И в него необязательно включать исключительно официальный стаж. Здесь также будет уместна информация об учебных проектах, волонтерстве, стажировках, практике и фрилансе.
Образование
Информацию о пройденном обучении лучше разделить на два блока. В одном написать о базовом профессиональном образовании, в другом — о курсовой подготовке. Причем диплом вуза или ссуза может быть и непрофильным, а вот сертификаты нужно указать исключительно подходящие для должности.
В блок «Курсы» не нужно включать много программ — подберите пару таких, которые помогут вам продемонстрировать максимальное соответствие требованиям работодателя. Не забывайте об актуальности — знания быстро устаревают. Сертификаты должны быть свежими — за последние 3 года.
Навыки
Последний обязательный раздел в нашем списке, но первый по важности при отборе. Информацию здесь нужно подавать лаконично и емко. В идеале каждый навык должен занимать одну строку. Рядом с ключевыми умениями рекомендуем проставить уровни владения:
Чтобы резюме наверняка прошло автоматизированный скрининг, hard skills необходимо формулировать так же, как и в тексте вакансии. Это своего рода ключи, по которым ATS отсеивают неподходящие отклики. Количество компетенций зависит от требований работодателя и целевой должности.
Несколько лайфхаков по заполнению блока:
- Если у вас не хватает компетенций, пройдите 2–3 бесплатных курса. Несколько часов теории, немного практики — и вот вы уже владеете навыком на базовом уровне.
- Объединяйте технологии и программы. Сэкономите место. Например, сервисы для командной работы Trello и Kaiten вполне можно указать через запятую, так как суть у них одна.
- Не пишите очевидное. Допустим, программисту не стоит указывать в «Навыках» знание ПК, учителю — умение объяснять материал, а специалисту по продажам — фокус на результат.
И еще кое-что важное
Желаемая зарплата. Если вы хотите сузить круг поиска работы, укажите, на какой ежемесячный доход рассчитываете. При определении суммы ориентируйтесь на средние значения по вашему региону и уровень своей компетентности.
Формат и график работы. Специалист по найму должен понимать, какая занятость для вас актуальна: гибрид, удаленка или офис; полная или частичная; проектная или постоянная. Также можно написать о готовности к командировкам и переезду.
Портфолио. Актуально сегодня для многих профессий, причем не только творческих. Оставьте ссылку на веб-ресурс с примерами своих работ в блоке «Контакты» или разделе «О себе». Подберите кейсы, которые могут быть интересны потенциальному работодателю.
Что входит в дополнительные блоки резюме
После заполнения основных разделов у вас в резюме наверняка останется свободное место. Используйте его, чтобы подсветить свои сильные стороны и отстроиться от конкурентов. Тем более вариантов для этого много.
Личные качества
Софт скиллы на 50% определяют эффективность сотрудника, поэтому работодатели всё чаще стали предъявлять требования к их наличию. Например, на позицию менеджера по продажам обычно ищут настойчивых и коммуникабельных кандидатов, а на управленческие должности — соискателей с сильными лидерскими качествами и развитым аналитическим мышлением.
Информация о себе
Блок «О себе», как правило, вызывает наибольшие затруднения при заполнении. Многие кандидаты воспринимают его буквально, поэтому рассказывают в нем о личном. Не повторяйте эту ошибку! Вот что должно входить в правильное резюме:
- Саммари по тексту — акцент на информации, которая наиболее важна для работодателя. Например, о наличии профильного диплома, окончании конкретного вуза или стаже.
- Стремление к обучению. Концепция lifelong learning сегодня в тренде. Покажите, что вы ее придерживаетесь. Можно указать недавно пройденные тренинги или поделиться, какой курс планируете освоить в ближайшее время.
- Профессиональные и карьерные планы. Даже в шутку не пишите, что хотите занять кресло гендиректора, — вас неправильно поймут. Здесь можно сказать о стремлении к расширению экспертизы и зоны ответственности.
- Участие в конкурсах, хакатонах и конференциях. Дайте работодателю понять, что вы — человек, который не боится профессиональных вызовов и готов защищать имя компании на внешних мероприятиях.
Пользователи сервиса MyResume могут не переживать за блок «О себе». В онлайн-конструктор встроена нейросеть, которая за пару секунд поможет сформулировать связный лаконичный рассказ. Рекомендуем запускать эту опцию после внесения всех данных, тогда подсказки ИИ будут более персонализированными:
Публикации
Блок, который необходим в двух ситуациях: при устройстве на позиции, связанные с созданием контента, и при отклике на вакансии, где плюсом будет развитый личный бренд. Формат заполнения простой: название статьи (можно со ссылкой) — издание — дата размещения.
Много материалов перечислять не нужно. Если вы регулярно делаете публикации в СМИ, напишите об этом в блоке «О себе» или соберите статьи в один список, например, в Гугл документах, и дайте на него ссылку. Специалистам по контенту лучше оформить всё в виде портфолио.
Рекомендации
В отдельном блоке можно указать контакты людей, готовых за вас поручиться: Ф. И. О., место работы, должность, email и телефон. В список рекомендателей обычно включают руководителей, заказчиков, преподавателей и отраслевых экспертов. Только не забудьте предупредить своих протеже о том, что оставили их персональные данные в резюме:
Что еще можно включить в резюме
Хобби. Выбирайте увлечения, которые будут напрямую или косвенно связаны с будущей работой. Об азартных играх и экстремальных занятиях в свободное время писать не стоит — они могут вызвать у работодателя неоднозначную реакцию.
Цель. Акцентный раздел. Используйте его, если хотите привлечь дополнительное внимание к своей кандидатуре и показать мотивацию к трудоустройству в выбранную компанию. Образцы формулировок можно посмотреть здесь.
Знание языков с указанием уровня. Маст-хэв для кандидатов на вакансии иностранных компаний и преимущество при устройстве на работу для всех соискателей. Показывает стремление к обучению и профессиональному росту.
Коротко о главном
Итак, мы рассмотрели с вами, что такое резюме и что в него должно входить. Давайте подытожим сказанное. Условно информацию в отклике на вакансию можно разделить на две части: обязательную и дополнительную. Блоки, которые относятся к первой, желательно заполнять с учетом требований, описанных в вакансии. Об остальном пишите по ситуации. Помните о главной цели — выделиться среди других кандидатов и получить оффер. Желаем успехов!