- Релевантность и ревалентность: понятия
- Что включает в себя релевантный опыт
- Что написать в резюме, если релевантного опыта нет
- Гибкие навыки, как часть релевантного опыта
- Как грамотно отразить релевантный опыт в резюме
- Примеры релевантного опыта в сопроводительном письме
- Что делать, если есть перерывы в карьере
Релевантность и ревалентность: понятия
Слово «релевантность» произошло от английского «relevant», что в переводе означает «соразмерный, уместный, актуальный». В глобальном смысле термин определяет соответствие полученных данных первоначальному запросу или требованиям. При составлении резюме говорят о релевантном опыте, если знания и навыки совпадают с условиями вакансии или близко согласуются с ней.
В русском языке есть еще слово «ревалентность», общие смыслы его в целом схожи с релевантностью. Но используется оно обычно среди веб-мастеров и в академических преподавательских кругах. Поэтому, даже если вы привыкли использовать этот термин в такой редакции, пишите его в общепринятом формате ― «релевантность». Ведь первыми резюме просмотрят кадровики, которые могут принять языковой нюанс за опечатку.
В областях, где долгосрочная практика не нужна, подойдут смежные сферы деятельности, наличие нужных soft skill и желание обучиться новому. Обычно компании, у которых есть время и возможность взять сотрудника «с нуля», принимают специалистов без нужных знаний и надеются со временем получить из него профи.
Что включает в себя релевантный опыт
Релевантный опыт — понятие широкое. Насколько полученные на предыдущей работе навыки будут полезны на новом месте, решать только руководителю. Рассказывать надо даже о небольших достижениях, особенно если на первый взгляд они неочевидны. Только не забывайте: заслуги и умения должны перекликаться с новой профессией.
Если в описании обозначены жесткие требования к релевантному опыту, не воспринимайте это как непреодолимую преграду. Такие ограничения часто выставляются по инициативе рекрутинговой площадки, на которой размещено объявление, и обязательная политика сайта просто не дает составить форму шаблона вакансии иначе. Или же руководитель таким образом хочет оградить собственных кадровиков от наплыва непрофильных откликов, которые им придется обработать.
Если вы решили ответить на объявление, не имея достаточных знаний, подготовьте своим действиям аргументированные обоснования. Они должны доказать эйчару, что указанный в вашем резюме опыт работы релевантен вакансии, а навыки уместны и полезны.
И помните о небольшом парадоксе: не все готовы принимать в штат специалистов с серьезным послужным списком. Часто многолетний стаж несет за собой косность мышления, привычные схемы действий или отсутствие инициативы. В некоторых ситуациях компании полезнее нанять специалистов, не имеющих стажа, но более алертных и предприимчивых.
Что написать в резюме, если релевантного опыта нет
Чтобы отклики раз за разом не уходили «в молоко», перед отправкой на новую позицию проверяйте их по следующим пунктам:
- в описании делайте акцент на релевантный опыт;
- меняйте заготовок резюме на название должности, на которую откликаетесь;
- убирайте из текста непрофильные навыки или пишите о них сжато;
- дополняйте предыдущие обязанности пояснениями, если они сами не отражают полного функционала.
Например, вы ищете свое первое место работы на должность офис-менеджера, официального опыта в трудовой книжке нет. Однако во время каникул вы состояли в отряде волонтеров на молодежной конференции, где занимались регистрацией корреспонденции и составлением исходящих писем.
При поиске первой работы и прохождении практики, профильного опыта обычно мало. Тогда в резюме можно указать информацию об участии в:
- общественных мероприятиях;
- волонтерском движении;
- конференциях;
- публичных выступлениях;
- спортивных состязаниях;
- профильных олимпиадах.
Это обратит внимание на вашу высокую работоспособность, активность и готовность действовать в режиме многозадачности.
При окончании школы или вуза с отличием, отразите данный факт в разделе «О себе» или в блоке «Цель». Это охарактеризуют вас как человека честолюбивого и высокомотивированного, добавит положительные штрихи к рабочему образу и отличит от остальной массы соискателей.
Гибкие навыки как часть релевантного опыта
К релевантным умениям относится основная часть гибких навыков. Их легко применить на широком поле деятельности, особенно если должность не требует узкопрофессиональных знаний, и работодатель готов дать соискателю время на адаптацию в рамках организации.
Гибкие навыки | Сферы применения |
---|---|
Пользователь Microsoft Office. | Документооборот, отчетность, договорная деятельность. |
Грамотная устная речь, коммуникабельность, техника ведения переговоров. | Продажи, общение с конечным пользователем товаров и услуг, консультационная деятельность, волонтер. |
Работа руководителем, навыки управления командой, прикладные технологии контроля персонала. | Проектная и организационная работа. |
Не обманывайте при составлении резюме и не преувеличивайте свои способности. Часто соискатели надеются, что эйчар не выявит отсутствие специализированных знаний. Но собеседования проводятся в несколько этапов профильными специалистами, поэтому некомпетентность обязательно будет обнаружена.
Как грамотно отразить релевантный опыт в резюме
Даже если в требованиях к вакансии нет словосочетания «релевантный опыт», работодателя это интересует в первую очередь. Постарайтесь поместить информацию о нем в начало резюме. Чтобы текст был продуктивным, обратите внимание на следующие моменты:
- Корпоративный язык. Зайдите на сайт организации, оцените стилистику внутрикомандного общения, почитайте раздел о компании, узнайте, в чем состоят миссия, цели и задачи организации. Расставьте в своем описании нужные акценты.
- Требования к соискателю. Уточните актуальность терминов, указанных в объявлении. Даже в полностью изученной теме могут возникать новые нюансы, законодательные изменения или версии программного обеспечения. Хорошо, если вы будете в теме событий и упомянете об этом в резюме или сопроводительном письме.
- Новый опыт или этапы карьеры. Если вы часто меняли работу в поисках карьерного роста, обязательно отражайте изменения в навыках, которые вы получили. Это покажет кадровику, что вы не просто искали «где глубже», а стремились к новым знаниям, развивались, пусть и в горизонтальном направлении.
Тех, кто регулярно меняет рабочие места, принимают неохотно. Краткосрочные взаимоотношения организациям невыгодны: компания затратит большие средства на адаптацию в команде, а во время обучения коллеги будут выполнять часть вашей работы. Поэтому обязательно подготовьте ответ на вопрос о смене деятельности. Особенно если позиция, зарплата и должностные обязанности были идентичны.
Через эйчара в день проходит несколько десятков резюме. На решение по каждому документу тратится не более 10 секунд. Если специалист не увидит нужную информацию за это время ― документ будет забракован. Не используйте в тексте расплывчатых формулировок и «лозунгов», пишите сжато и просто, желательно по готовым макетам. Объективно говорите о достижениях. Отражайте их в конкретных цифрах и показателях, которые приняты в профессиональной сфере.
Верно | Неверно |
---|---|
Управлял проектами свыше 5 лет (распределенная команда, 25 сотрудников в штате). | Стрессоустойчив, коммуникабелен, есть опыт работы на руководящей должности. |
Осуществлял прямые продажи косметики в секторе В2В. Являлся лидером по показателям внутри отдела в течение 2 лет. Увеличил клиентскую базу на 74 %. | Занимался продажами косметических средств. |
Кроме названия компании и должности, добавьте описание обязанностей. Несмотря на типовое название специальностей, даже в смежной отрасли, они могут различаться. Например, в небольших организациях специалист абонентского отдела, часто выполняет работу офис-менеджера или делопроизводителя.
Примеры релевантного опыта в сопроводительном письме
Чтобы разобраться, что значит релевантный опыт, и как его грамотно показать в сопроводительном письме, рассмотрим правильные формулировки и ошибочные.
Представим, что специалист разрабатывал продукт в качестве технического исполнителя. Но вот он решил изменить карьерный план и попробовать себя в роли продажника.
Тестирую и осуществляю поддержку основных пользовательских разделов в системе учета рабочего времени сотрудников Kickidler. Взаимодействую с клиентами на этапе внедрения. Осуществляю претензионную работу. Участвую в переговорах с ключевыми клиентами.
Помимо основной деятельности, самостоятельно привлекаю ежемесячно 5―10 новых пользователей (норма для штатного менеджера по продажам 15 клиентов).
Такой формат подачи информации охарактеризует вас положительно, и резюме первоначальный скрининг пройдет. Описана основная деятельность и смежный опыт, есть результаты работы и возможность сравнить их с показателями коллег.
Являюсь опытным тестировщиком Kickidler. Полностью знаю, как устроено все изнутри. Могу говорить о системе часами, ответить на любой вопрос и устранить любую техническую неполадку.
Иногда сам привожу в компанию новых клиентов, потому что могу рассказать о хороших сторонах Kickidler и обойти ее недостатки.
Такая подача информации ошибочна. Видно, что человек не умеет формулировать свои мысли в письменном виде, поэтому вряд ли его общение с клиентами будет продуктивно.
Что делать, если есть перерывы в карьере
Кадровый рынок динамичен. Перерыв в труде более одного года, смутит эйчара. Считается, что за это время человек серьезно отстает от актуальной повестки, и для повторного включения в процессы ему нужна дополнительная подготовка.
Внимание к периоду безработицы не такое пристальное, когда после него в карьере есть релевантный опыт и временно утраченные функции условно восстановлены.
Если причина для вынужденного продолжительного отпуска веская, обязательно укажите это в резюме или сопроводительном письме. Так вы будете уверены в том, что информация у эйчара достоверная и сможете преподнести ее с выгодной позиции.
- Готовьте текст с четкой структурой.
- Используйте цифры и отраслевые термины.
- Отражайте этапы карьерного роста.
- Не обманывайте.
- Развернуто описывайте должностные обязанности.
- Адаптируйте резюме в соответствии с требованиями, целями и корпоративным языком компании.
- Исключайте из текста непрофильный опыт или пишите о нем сжато.