- Оформление резюме с учетом трендов 2024 года
- Общие рекомендации по заполнению резюме
- Как рассказать об опыте работы в резюме
- Образование в резюме
- Личные качества в резюме 2024
- Особенности заполнения блока «О себе»
- Рекомендации по оформлению раздела «Контакты»
- Дополнительные блоки в резюме 2024
- Коротко о главном
Оформление резюме с учетом трендов 2024 года
Правильное форматирование и структура CV играют решающую роль при поиске работы. Во-первых, резюме должно умещаться на одной странице. Составить объемный документ можно только в том случае, если вы претендуете на высокую должность и обладаете богатым профессиональным опытом.
Во-вторых, документ нужно оформить так, чтобы текст удобно было просматривать — тогда рекрутер за несколько секунд найдет важную для себя информацию и заинтересуется вашей кандидатурой.
И, наконец, учитывайте, что в большинстве компаний установлены ATS — это софт на базе искусственного интеллекта, через который проходят резюме всех кандидатов. Он не сканирует таблицы, графические элементы и экзотические стили шрифтов, поэтому CV должно составляться по стандартной форме — в идеале лучше воспользоваться готовым шаблоном.
Шрифты и стиль |
|
Формат файла | PDF — файлы этого формата обрабатываются ATS и не искажаются на разных электронных устройствах |
Разметка |
|
Поля и интервалы |
|
Таблицы и графика | Избегайте таблиц, графики и изображений — ATS могут некорректно их обрабатывать |
Общие рекомендации по заполнению резюме
Сегодня работодатели отдают предпочтение кандидатам, которые умеют демонстрировать гибкость, адаптируемость и владение современными технологиями. Но чтобы резюме соответствовало ожиданиям HR-специалистов, следует упоминать только о тех «жестких» и «мягких» навыках, которые имеют отношение к конкретной вакансии.
Пример написания резюме для устройства на работу в 2024 году:
Следующий момент, который нужно учесть, — соответствие резюме трендам 2024 года:
- Персонализация. Адаптируйте CV под конкретную вакансию — не делайте массовых рассылок рекрутерам и не указывайте в «шапке» документа больше одной желаемой должности.
- Разнообразие форматов. Как правило, для отклика на вакансию достаточно стандартного CV в PDF (мы не рекомендуем использовать файлы Word, так как они искажаются при открытии на разных электронных устройствах). Но будьте готовы, что рекрутер может попросить видеорезюме, онлайн-портфолио или ссылки на проекты.
- Цифровые навыки. Раньше соискатели, умеющие работать на ПК, указывали эту компетенцию как весомое преимущество. Сегодня компании, как правило, хотят большего — познаний в сфере ИИ, владения «Экселем» на продвинутом уровне, знания основ программирования и т. д.
- Фокус на «мягкие» навыки. Считается, что недостающие хард скиллы можно освоить в процессе работы. При этом куда сложнее, например, научить сотрудника общаться в команде и брать на себя инициативу.
- Акцент на достижениях. Тезисы в резюме нужно подтверждать количественными показателями. Когда будете описывать опыт работы, указывайте конкретные цифры и результаты.
- Этика и устойчивое развитие. Старайтесь подчеркивать личные ценности и принципы, соответствующие культуре компании. Например, можно упомянуть об участии в экологических проектах, если на официальном сайте работодателя опубликованы отчеты о пожертвованиях в «Фонд сохранения национальной природы».
- Гибридные навыки. Компании ценят способность кандидатов сочетать глубокие познания в одной сфере с широким пониманием смежных областей. Например, программисту охотнее сделают оффер, если он имеет представление о тестировании кода и архитектуре ПО.
- Внимание к личному бренду. Обеспечьте онлайн-присутствие — ведите блог, обновляйте профили в соцсетях и на профессиональных платформах вроде LinkedIn и Behance.
- Минимализм, лаконичность, аккуратный вид. Резюме не должно содержать лишних деталей, которые усложняют восприятие информации. Выделяйте самые важные и релевантные сведения. Убедитесь в том, что текст удобно читать.
- Учет технологического прогресса. Перед тем, как отправить резюме рекрутеру, проверьте текст с помощью специализированных сервисов или инструментов на базе ИИ. Например, Chat GPT или Gemini. И не забывайте, что анкета в первую очередь проходит сканирование ATS.
Уделим внимание последнему пункту. В крупных и средних компаниях обычно установлены системы управления кандидатами, чтобы автоматизировать HR-процессы. И только после сканирования нейросетями анкеты оказываются у менеджера по кадрам. Специалист бегло просматривает документ и за условные 7 секунд решает, стоит ли углубляться в чтение или кандидат не подходит.
Разберемся на примере, как составить резюме 2024 для устройства на работу с упоминанием ключевых слов. Представим, что соискатель отправляет отклик на вакансию следующего содержания: «Требуется коммуникабельный администратор в кофейню. Опыт работы в общепите не менее 4 лет. Сменами два через два. Знание английского языка на уровне не ниже B2».
Ключевые фразы, которые нужно включить в резюме: «коммуникабельный», «администратор», «кофейня», «общепит», «опыт работы N лет», «сменная занятость», «английский язык B2». Не используйте синонимы — ATS пока не умеют ставить знак «равно» между словами, близкими по смыслу.
Как рассказать об опыте работы в резюме
Раздел с историей занятости — самый важный для рекрутера, потому что он позволяет узнать о вашем профессиональном пути, навыках и достижениях. HR-специалист проверяет не только наличие опыта в конкретной сфере, но и длительность периодов трудоустройства. Если вы часто увольнялись или делали перерывы в карьере, обязательно поясните причину в блоках «О себе» или «Дополнительно» — это может повлиять на решение о найме.
- как-то связана с должностью, на которую вы претендуете;
- относится к смежной области;
- подчеркивает ценные личные качества.
Придерживайтесь общепринятой структуры раздела. Укажите период трудоустройства, название компании, должность, обязанности и профессиональные достижения:
- Наименование организации. Если предприятие малоизвестное, добавьте подробностей — скажите, какое место на рынке оно занимает, что производит и т. д. Например, так: «ООО XYZ — инновационная стартап-компания, которая специализируется на разработке ПО. В 2022 году получила награду “Продукт года”».
- Период трудоустройства. Только месяц/год начала и окончания работы (или «по настоящее время»).
- Должность. Используйте общепринятое название, чтобы HR-специалист сразу понял, чем именно вы занимаетесь. Например, вместо «гуру брендирования» напишите «менеджер по маркетингу».
- Основные обязанности. Не переписывайте должностную инструкцию — простым языком расскажите, какие задачи выполняли. Например, «разрабатывал маркетинговые стратегии, управлял командой из пяти сотрудников». Используйте маркированный список для удобства чтения.
- Профессиональные награды и достижения. Аргументируйте тезисы количественными показателями. Например, вместо «проводил маркетинговые кампании в соцсетях» лучше написать «за 6 месяцев увеличил посещаемость блога в 2 раза».
Начинайте каждую фразу с активного глагола, например, «разработал», «управлял», «увеличил». Такие формулировки придадут силы вашим тезисам.
Что делать, если нет опыта работы
Пустая история занятости — обычное дело для недавних выпускников вузов и людей, которые решились на смену карьеры. Но не всегда это становится препятствием на пути к трудоустройству. На некоторые должности компании готовы брать кандидатов без опыта — например, на позиции продавцов, аниматоров и торговых представителей.
В любом случае не пытайтесь сразу занять высокие позиции — и всё получится. Главное, выгодно отстроиться от других соискателей и акцентировать внимание рекрутера на имеющихся у вас навыках, успехах в учебе, а также готовности к длительному сотрудничеству.
Вот несколько стратегий, которые помогут обратить на себя внимание HR-специалиста:
- Образование и академические достижения. Нет опыта — сделайте акцент на учебе. Укажите все полученные степени, упомяните о сертификатах и пройденных курсах, которые могут быть полезны на целевой должности.
- Проектная деятельность. Расскажите о дипломной работе, студенческих активностях и производственной практике, чтобы продемонстрировать полученные навыки. Постройте описание по схеме «Цель → Задачи → Инструменты → Достигнутые результаты».
- Стажировки и волонтерская занятость. Это отличные способы получить первый опыт и показать готовность трудиться. Расскажите об обязанностях и достижениях так же, как если бы речь шла о работе.
- «Мягкие» навыки. Перечислите, какие черты характера помогут вам преуспеть в новой должности.
- Портфолио. Соберите примеры своих работ на Яндекс.Диске или сайте профессионального сообщества, оставьте в резюме ссылку.
Пример заполнения резюме на работу для тех, кто в 2024 году пытается трудоустроиться с пустой историей занятости:
Вместе с резюме отправьте сопроводительное письмо. Расскажите в нем о своих профессиональных целях. Упомяните, что готовы учиться, адаптироваться к корпоративной культуре, развиваться в выбранной сфере и выстраивать длительное сотрудничество с компанией.
Образование в резюме
Это второй по важности блок CV — он помогает рекрутеру узнать о вашем академическом бэкграунде и сопоставить полученные сведения с ожиданиями компании. Информацию здесь нужно излагать лаконично — укажите полное наименование учебного заведения, уровень образования, название факультета и специальности, год окончания.
Что необходимо учитывать при заполнении раздела:
- Релевантность. Об окончании вузов следует рассказывать в любом случае — даже если специальность никак не связана с целевой должностью. А информация о программах ДПО и пройденных курсах заинтересует рекрутера, только если они имеют отношение к вакансии.
- Ясность. Используйте простой и понятный язык, избегайте сложных терминов, расшифровывайте аббревиатуры.
- Последовательность. Расположите записи в обратном хронологическом порядке начиная с последнего учебного заведения.
- Лаконичность. За время обучения публиковались в известных изданиях? Напишите об этом в разделе «О себе» — не загромождайте блок «Образование».
- Достижения. Если вы окончили вуз с красным дипломом, упомяните об этом — особенно если не можете похвастаться большим опытом работы.
Обязательно расскажите о хард скиллах, которыми владеете. Это профессиональные и технические компетенции, необходимые для исполнения должностных обязанностей на рабочем месте.
Придерживайтесь трех правил:
- Перечислите только те навыки, которые относятся к целевой должности — не нужно составлять длинный список. Ориентируйтесь на раздел «Требования» вакансии и выпишите ключевые слова.
- Укажите уровень владения каждым навыком (начальный, базовый, опытный, профессиональный). В готовых шаблонах для этого есть прогресс-бары.
- Расположите хард скиллы в порядке убывания важности и релевантности для конкретной вакансии. Например, для копирайтера это в первую очередь грамотное письмо, умение писать продающие и (или) информационные статьи, а уже потом — понимание базовых принципов SEO, редактуры и интернет-маркетинга.
Обязательно сообщите о владении английским языком, даже если компания не озвучила такое требование. Это поможет вам выгодно отстроиться от конкурентов, продемонстрировать эрудированность и умение добиваться поставленных целей.
Регулярно обновляйте раздел — добавляйте универсальные навыки по мере их получения. Если вы можете подтвердить наличие того или иного хард скилла, упомяните о сертификатах и дипломах в блоках «Курсы», «О себе» или «Доп. инфо».
Образец резюме на работу со скиллами, актуальными в 2024 году:
Личные качества в резюме 2024
Информация о софт скиллах позволяет рекрутеру понять, насколько вы впишетесь в корпоративную культуру компании и поладите ли с участниками команды. Кроме того, определенные черты характера могут влиять на эффективность в работе.
Указывайте только те качества, которыми действительно обладаете — иначе HR-специалист быстро разоблачит вас на интервью. Будьте конкретны и откажитесь от клише вроде «стрессоустойчивый» и «трудолюбивый».
Иногда работодатели сами озвучивают личные качества идеального кандидата. Например, в этой вакансии написано, что компания ищет на позицию редактора стрессоустойчивого, коммуникабельного, творческого и инициативного человека, умеющего трудиться в режиме многозадачности:
А как быть, если в тексте вакансии нет «подсказок»? Тогда в резюме следовало бы перечислить софт скиллы, которые по умолчанию помогают редакторам справляться с их рабочей рутиной. Это внимательность, организованность, усидчивость, скрупулезность, инициативность и эмпатия.
Особенности заполнения блока «О себе»
Для информации, которая не уместилась в других разделах CV, но может повлиять на решение рекрутера, есть блок «О себе». Используйте его, чтобы убедить менеджера по найму в том, что вы идеальный кандидат на вакантную позицию:
- кратко расскажите о том, что вам нравится в профессии;
- подчеркните главные профессиональные навыки и личные качества;
- упомяните о значимых достижениях и наградах, которые помогут отстроиться от других кандидатов;
- опишите, как планируете развиваться в профессиональной сфере и какую карьеру хотите построить.
Рекомендации по оформлению раздела «Контакты»
Все усилия по составлению резюме будут напрасны, если рекрутер не сможет с вами связаться. Поэтому указывайте не только номер телефона, но и другие контактные данные:
- мессенджеры (только популярные — никаких KakaoTalk);
- электронную почту с формальным адресом вроде ivanov@myresume.ru;
- социальные сети, включая профессиональные (убедитесь, что профили хорошо заполнены и не содержат компрометирующей вас информации);
- ссылки на личный блог и портфолио.
Не скрывайте адрес — сообщите город, станцию метро или ближайшую к дому автобусную остановку.
Дополнительные блоки в резюме 2024
Когда HR-специалист выбирает между несколькими подходящими кандидатами на вакансию, решающее значение будут иметь сведения из дополнительных разделов:
- «Хобби» — информация об увлечениях, которые подчеркивают ценные личные качества (например, программисту полезно упомянуть о любви к головоломкам, математическим играм и участию в open source проектах);
- «Публикации» — ссылки на статьи и интервью в профессиональных изданиях;
- «Рекомендации» — контакты бывших руководителей, которые готовы хорошо отзываться о работе специалиста.
Помните о том, что резюме должно умещаться на одной странице — будьте лаконичны. Обратите внимание, как заполнены дополнительные разделы в этом примере резюме для устройства на работу (образец 2024 года):
Коротко о главном
Мы разобрали основные моменты по оформлению резюме с учетом трендов 2024 года. Надеемся, наши советы помогут вам создать идеальное CV, добиться приглашения на собеседование и получить заветный оффер.
Помните, что бланками в формате DOC («Ворд») лучше не пользоваться — PDF-файлы предпочтительнее, потому что их содержимое не искажается при открытии с других устройств. Не забудьте распечатать документ и проверить этот момент, если составляете CV с нуля. Мы же рекомендуем использовать готовые шаблоны — с ними таких проблем не возникнет.