Войти Создать резюме
Блог
Лого

Как научиться отказывать другим людям и не нажить себе врагов

Карьера как научиться отказывать

Умение говорить «нет», к сожалению, не дается нам с рождения. Такой полезный навык придется вырабатывать самостоятельно. Сегодня разберемся, каким образом постоянное решение чужих проблем влияет на нашу личную жизнь и карьеру, а также дадим рекомендации, как научиться отказывать другим людям, чтобы при этом сохранить с ними хорошие отношения.

Почему нам так сложно отказывать другим людям

Представим ситуацию: рабочая неделя подошла к концу, вы решили отдохнуть и пройтись по магазинам, и вдруг … родственники неожиданно зовут сажать картошку, подруга просит денег в долг, а коллега умоляет помочь с отчетом

Просьбы хоть и разные, объединяет их одно — вам это не нужно, хочется отказаться, но язык не поворачивается. И снова вы откладываете свои планы и идете решать чужие проблемы. Почему так происходит? Вот основные причины:

  • стремление быть «хорошим»;
  • страх обидеть собеседника, лишиться расположения, доверия;
  • боязнь вступить в конфликт и разрушить отношения;
  • нерешительность, неуверенность;
  • нежелание показаться грубым и невоспитанным;
  • привычка входить в положение и помогать каждому;
  • боязнь столкнуться с отказом собеседника в будущем.

Но не так важно выяснить причину, главное — понять, что неумение отказываться от чужих просьб сильно портит жизнь.

Как безотказность влияет на личную жизнь

Не сказав вовремя «нет», вы впустую тратите свои ресурсы. Сначала не сможете отказать, потом будете злиться на себя за это, а следом начнете ощущать мучительное чувство вины. Чужие просьбы мешают вовремя забрать детей из садика, сходить на соревнования сына, отпраздновать годовщину свадьбы. Появляется чувство потери контроля над собственной жизнью. Есть и другие последствия хронической безотказности:

  1. Срывы. Постоянное внутреннее напряжение и недовольство собой однажды прорвется наружу слезами, криками, истериками. Такое поведение вряд ли порадует родных и близких.
  2. Болезни. Злость и гнев потихоньку разрушают. Заметили частые недомогания, простуды, головные боли, внезапные аллергические реакции — так организм сигнализирует о внутренних проблемах.
  3. Апатия. Бесконечно решая вопросы других людей, вы истощаете собственный ресурс. В итоге на себя не остается ни сил, ни времени, ни желания.

как научиться отказывать и говорить нет

Неумение говорить «нет» и рабочие отношения

Безотказность мешает и в работе. Она приближает выгорание, снижает трудоспособность и замедляет движение по карьерной лестнице. Потихоньку человек начинает ненавидеть то, что делает. Это, в свою очередь, снова влияет на личную жизнь. Приведем несколько примеров.

Пример 1
В предвкушении приятного вечера Анна не могла дождаться окончания рабочей смены, но главбух попросила задержаться и срочно закончить квартальный отчет. Девушка не смогла отказать начальству. Анин друг обиделся из-за очередного сорванного свидания и предложил прекратить отношения.
Пример 2
Дизайнер Кирилл перешел на фриланс, чтобы помогать жене с годовалыми дочками-близнецами. Однако вместо свободного графика он попал в круглосуточную кабалу: заказчики звонили и писали в любое время суток. Правки, доработки, новые задачи — такая круговерть в режиме 24/7 пришлась не по нраву жене Кирилла, и она с детьми уехала к маме.
Пример 3
Танину безотказность нещадно использовали коллеги. Бесконечные отчеты, планы, таблицы — женщина занималась чужими проблемами не покладая рук. Но когда начальнику потребовался новый заместитель, им стала не Таня, а Костя, потому что по результатам полугодия он закрыл больше сложных задач.

Как научиться говорить «нет»

Чтобы избавиться от проблемы, придется приложить усилия, так как научиться отказывать людям в их просьбах о помощи нелегко. Держите несколько классных работающих методов

Спасительная пауза

Избежать спонтанного согласия поможет небольшая пауза. В очередной раз услышав просьбу в свой адрес, скажите собеседнику: «Мне нужно подумать». Такой метод отлично действует и при личном общении, и в переписке. По сути, это не отказ. Вы просто уточнили, что вам нужно дополнительное время на принятие правильного решения.

Заготовленные фразы для отказа

Безотказным людям трудно подобрать слова в неожиданной ситуации. Выход — заранее составляем пару-тройку универсальных фраз. При их подготовке соблюдайте 3 главных правила:

  1. Формулируйте отказ без грубости и резкости.
  2. Не оправдывайтесь и не жалуйтесь.
  3. Если уместно, поблагодарите собеседника за оказанное внимание.
Как научиться правильно отказывать людям: домашние заготовки
Спасибо за доверие, но сегодня я обещал супруге помочь с детьми. С удовольствием остался бы и помог, но на вечер у меня запланировано неотложное дело.
Я проверю свой календарь и дам тебе знать, если смогу выделить время. Сейчас я слишком занята, но мы можем вернуться к этому вопросу позднее. Давайте на следующей неделе?
К сожалению, сейчас слишком занят. Начни без меня, а я присоединюсь, как только освобожусь. Я бы рада заняться этим вопросом, но дедлайны «горят». Давай я подумаю, как и кто тебе сможет помочь.

Пример других людей

Начните обращать внимание на тех, кто умеет сказать твердое «нет». Запоминайте их выражение лица, тон, фразы. Такой бесплатный мастер-класс по отказам поможет решить собственную проблему, особенно если вы попробуете повторить увиденное дома перед зеркалом.

Тренировки в «полях»

Без практики любые навыки и знания превращаются в ничто. А где можно отточить умение говорить «нет»?  Там, где что-то предлагают, например, товары или услуги. Начните с малого: скажите «нет» официанту, который предлагает попробовать новое блюдо или специалисту по маникюру, который настаивает на новом дизайне. Постепенно вы почувствуете уверенность и сможете отказывать близким людям, коллегам и даже начальнику.

Подведем итоги

Мы рассказали, как научиться отказывать и говорить людям «нет», но при этом не чувствовать себя виноватым. Да, нужно немного постараться, но оно стоит того. Взамен вы получите нереальное состояние спокойствия, внутреннюю свободу и кайф от того, что самостоятельно управляете своей жизнью. И еще один совет: цените себя, уважайте других и будет вам счастье

Автор статьи

HR-специалист, карьерный эксперт, независимый журналист.

Иллюстратор:
@Litanut

Оцените статью:

в среднем 5,00 (4 голосов)

Загрузка...
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы принимаете Соглашение об обработке персональных данных
Ежедневные подборки вакансий в телеграм