Не забудьте рассказать в резюме о своем умении грамотно общаться с окружающими:
Разберемся в терминологии
Коммуникабельность — это способность находить общий язык с разными людьми. Не просто разговорчивость, которая не всегда бывает уместной. Речь идет об умении быть «легким» и располагающим к себе собеседником.
Коммуникабельный человек знает, когда нужно промолчать и проявить гибкость, чтобы не допустить открытой конфронтации. Он говорит по существу, а не «бросается фразами» лишь бы высказать свое мнение. С таким собеседником приятно иметь дело.
В чем важность коммуникативных навыков
Умение продуктивно общаться жизненно необходимо в деловой среде. Без него не построить хорошие отношения с подчиненными, коллегами, начальством, клиентами.
Для качественного и полезного обмена информацией с окружающими нужно «прокачивать» навыки эффективной коммуникации.
Подстройка под собеседника | Осознанное общение |
Активное слушание | Разрешение конфликтов |
Конструктивный диалог | Понятное изложение мыслей |
Soft skills в первую очередь важны для профессий типа «человек-человек», например, врачей, продавцов, операторов кол-центров и официантов. Но на деле умение общаться ценится в любых специальностях. Ведь даже на позициях, не предусматривающих прямого контакта с людьми, приходится взаимодействовать с начальством, заказчиками или коллегами.
Способы развития коммуникативных навыков
Подстройка. Чтобы наладить коммуникацию, копируйте «язык» тела и манеры общения собеседника. Неосознанно люди склонны доверять тем, кто на них похож. Отзеркаливание позволяет нивелировать защитные блоки. Этот прием вызывает ощущение, что разговор ведется с человеком из своего круга.
- Не используйте технику при агрессивном или мрачном расположении духа собеседника. Синхронизация только усугубит его состояние.
- Отдавайте предпочтение «мягкому» отзеркаливанию. Копируйте оппонента незаметно.
- Не перенимайте уникальные недостатки, дублирование которых может оскорбить собеседника. Например, заикание.
Активное слушание. Возьмите за правило в 2 раза больше молчать, чем говорить. При этом своим поведением показывайте, что вам интересен монолог собеседника. Поддакивайте. В паузах задавайте вопросы, чтобы уточнить смысл сказанного. Так вы покажете свою заинтересованность.
Конструктивный диалог. Беседа бывает продуктивной в том случае, когда приводит к упорядочиванию мыслей и взаимопониманию. Чтобы добиться позитивного результата, пресекайте уход в эмоции. Возвращайте оппонента к теме. Не допускайте обсуждения глобальных проблем без выхода на конкретные решения.
- Не перебивайте. Даже если кажется, что вы знаете ситуацию, у оппонента может быть другое видение.
- Не говорите лишних слов, отвлекая внимание собеседника на неактуальные детали.
- Старайтесь выражать мысли просто, не используя сложные термины и определения, которые требуют уточнения.
- Проверяйте, правильно ли поняли оппонента. Для этого периодически задавайте уточняющие вопросы: «Вы хотите сказать, что…».
- Познакомьте собеседника со своей версией.
В заключение постарайтесь убедить человека в своей правоте. Сначала приведите доказательства слабости его позиции, а затем приведите аргументы в пользу своего мнения.
Осознанность. Для успешной коммуникации необходимо умение контролировать свою речь, действия и эмоции. Как этому научиться:
- внимательно следите за собственным поведением и внутренним состоянием во время разговора;
- наблюдайте за негативными эмоциями и не давайте им развития;
- забудьте о критике и осуждении собеседника.
Помните, для продуктивного общения нужно хорошо разбираться в себе. Это поможет вовремя реагировать на возникающие мысли и чувства.
Разрешение конфликтов. Научитесь не доводить ситуацию до скандала и драки:
- контролируйте голос и не повышайте его;
- не переходите с «Вы» на «ты»;
- сохраняйте размеренный и ровный темп речи;
- не давайте невыполнимых обещаний;
- будьте спокойны;
- не критикуйте оппонента, а оценивайте его действия;
- ищите компромиссы;
- не доводите до открытого противостояния;
- придерживайтесь уважительной позиции, без перехода в оборонительную.
При возникновении конфликта постарайтесь снизить важность проблемы. Убедите собеседника в необходимости прийти к конструктивному решению. Если договориться не получается, введите в ситуацию человека с ролью «миролюбивого посредника» или «авторитетного арбитра». Первая модель используется, когда стороны равны по статусу и способны к диалогу. Второй вариант применяется в 3 случаях:
Ситуация накаляется.
Один из оппонентов явно неправ.
Решение нужно принять немедленно.
Вы тот самый арбитр? Тогда действуйте следующим образом: сначала предложите стратегию выхода из конфликта (где, когда, как, в какой срок). Добейтесь взаимного согласия. Если ничего не выходит, уйдите или на время отдалите спорщиков друг от друга.
Понятное изложение мыслей. Научитесь доступно доносить информацию до слушателей. Для этого соблюдайте 6 правил:
- Не ходите вокруг да около.
- Делайте акценты на главном.
- Избегайте излишней детализации.
- Контролируйте логичность рассказа.
- Не используйте профессиональную терминологию.
- Объясняйте понятия, которые используете.
Данный навык сначала отработайте на письме. Создавайте тексты и проверяйте их по перечисленным в списке критериям. Вычеркивайте лишнее. Уточняйте данные. Дайте прочитать сочинение другим людям. Учитывайте их замечания.
В заключение попробуйте выступить с докладом перед аудиторией: родственниками, друзьями, коллегами. Убедитесь, что вас поняли.
Книги по развитию коммуникационных навыков
Читайте полезную литературу о том, как лучше развивать социально-коммуникативные навыки. Делимся своей подборкой ниже.
«Как разговаривать с кем угодно» Марка Роудза. Автор рассказывает, как побороть неуверенность и находить общий язык с разными людьми.
«Трудные диалоги» Эл Свитцлера, Джозефа Гренни, Керри Паттерсона. Пособие для тех, кто хочет научиться переводить напряженные беседы в конструктивное русло.
«Правила делового общения» Нины Зверевой. Учебник для взрослых о распространенных ошибках коммуникации. Книга проиллюстрирована приемами известных драматургов, ораторов, журналистов.
«Включаем обаяние по методике спецслужб» Джека Шафера и Марвина Карленса. Советы бывшего агента ФБР, как замечать ложь, контролировать поведение собеседников и влиять на чужое мнение.
Курсы по развитию навыков эффективной коммуникации
Пройдите профильные курсы, чтобы улучшить компетентность в коммуникативной области. При выборе подходящего варианта учитывайте формат обучения, тематику занятий, возможность прохождения практики.
Программа | Организатор | Онлайн/офлайн |
---|---|---|
«Онлайн-курс общения» | IRS.Academy | +/- |
«Курс общения» | «Международная школа профессий» | +/+ |
«Soft Skills. Навыки коммуникации» | София Мордвинкина | +/- |
«Основы успешного делового общения» | СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и Санкт-Петербургский центр ДПО | +/- |
Подведем итоги
Умение продуктивно взаимодействовать с окружающими высоко ценится на рынке труда. Почему важно развивать коммуникативные навыки легко понять тому, кто участвовал в переговорах или сталкивался со сложными клиентами. Именно эти скилы помогают находить общий язык с разными людьми и благополучно выходить из конфликтных ситуаций.
Научитесь продуктивному межличностному общению, чтобы стать востребованным специалистом. Освойте топ-6 техник для улучшения навыков коммуникабельности. Почитайте книги, запишитесь на профильные курсы. Срок освоения образовательных программ в среднем составляет от 3 недель до 2 месяцев.