Войти Создать резюме
Блог
Лого

6 способов как быстро развить коммуникативные навыки

Карьера как развить коммуникативные навыки

Коммуникабельность входит в топ-5 компетенций, которые чаще всего упоминаются в вакансиях. Расскажем, почему этот скил так важен для работодателей и как развить коммуникативные навыки в кратчайшие сроки. Полезный гайд для интровертов

Не забудьте рассказать в резюме о своем умении грамотно общаться с окружающими:

хорошо развиты коммуникативные навыки

Составить резюме 🔥

Разберемся в терминологии

Коммуникабельность — это способность находить общий язык с разными людьми. Не просто разговорчивость, которая не всегда бывает уместной. Речь идет об умении быть «легким» и располагающим к себе собеседником.

Коммуникабельный человек знает, когда нужно промолчать и проявить гибкость, чтобы не допустить открытой конфронтации. Он говорит по существу, а не «бросается фразами» лишь бы высказать свое мнение. С таким собеседником приятно иметь дело.

В чем важность коммуникативных навыков

Умение продуктивно общаться жизненно необходимо в деловой среде. Без него не построить хорошие отношения с подчиненными, коллегами, начальством, клиентами.

Некоммуникабельные специалисты воспринимаются как люди неприступные и незаинтересованные в работе. Им сложнее вести бизнес, формировать команду, продвигаться по карьерной лестнице.

Для качественного и полезного обмена информацией с окружающими нужно «прокачивать» навыки эффективной коммуникации.

Перечень ключевых коммуникативных навыков
Подстройка под собеседника Осознанное общение
Активное слушание Разрешение конфликтов
Конструктивный диалог Понятное изложение мыслей

Soft skills в первую очередь важны для профессий типа «человек-человек», например, врачей, продавцов, операторов кол-центров и официантов. Но на деле умение общаться ценится в любых специальностях. Ведь даже на позициях, не предусматривающих прямого контакта с людьми, приходится взаимодействовать с начальством, заказчиками или коллегами.

как развить навыки общения

Способы развития коммуникативных навыков

Подстройка. Чтобы наладить коммуникацию, копируйте «язык» тела и манеры общения собеседника. Неосознанно люди склонны доверять тем, кто на них похож. Отзеркаливание позволяет нивелировать защитные блоки. Этот прием вызывает ощущение, что разговор ведется с человеком из своего круга.

Упражнение:
Попробуйте дублировать высоту голоса, темп и стиль речи, «словарь», жесты, позу. Наработайте навыки частичного или полного отражения. Если поблизости нет помощника для тренировки, воспользуйтесь видеороликами блогеров или телевизионной программой новостей.
Правила применения подстройки:

  1. Не используйте технику при агрессивном или мрачном расположении духа собеседника. Синхронизация только усугубит его состояние.
  2. Отдавайте предпочтение «мягкому» отзеркаливанию. Копируйте оппонента незаметно.
  3. Не перенимайте уникальные недостатки, дублирование которых может оскорбить собеседника. Например, заикание.

Активное слушание. Возьмите за правило в 2 раза больше молчать, чем говорить. При этом своим поведением показывайте, что вам интересен монолог собеседника. Поддакивайте. В паузах задавайте вопросы, чтобы уточнить смысл сказанного. Так вы покажете свою заинтересованность.

Конструктивный диалог. Беседа бывает продуктивной в том случае, когда приводит к упорядочиванию мыслей и взаимопониманию. Чтобы добиться позитивного результата, пресекайте уход в эмоции. Возвращайте оппонента к теме. Не допускайте обсуждения глобальных проблем без выхода на конкретные решения.

Как развить полезный навык общения:

  • Не перебивайте. Даже если кажется, что вы знаете ситуацию, у оппонента может быть другое видение.
  • Не говорите лишних слов, отвлекая внимание собеседника на неактуальные детали.
  • Старайтесь выражать мысли просто, не используя сложные термины и определения, которые требуют уточнения.
  • Проверяйте, правильно ли поняли оппонента. Для этого периодически задавайте уточняющие вопросы: «Вы хотите сказать, что…».
  • Познакомьте собеседника со своей версией.

В заключение постарайтесь убедить человека в своей правоте. Сначала приведите доказательства слабости его позиции, а затем приведите аргументы в пользу своего мнения.

Осознанность. Для успешной коммуникации необходимо умение контролировать свою речь, действия и эмоции. Как этому научиться:

  • внимательно следите за собственным поведением и внутренним состоянием во время разговора;
  • наблюдайте за негативными эмоциями и не давайте им развития;
  • забудьте о критике и осуждении собеседника.

Помните, для продуктивного общения нужно хорошо разбираться в себе. Это поможет вовремя реагировать на возникающие мысли и чувства.

Разрешение конфликтов. Научитесь не доводить ситуацию до скандала и драки:

  • контролируйте голос и не повышайте его;
  • не переходите с «Вы» на «ты»;
  • сохраняйте размеренный и ровный темп речи;
  • не давайте невыполнимых обещаний;
  • будьте спокойны;
  • не критикуйте оппонента, а оценивайте его действия;
  • ищите компромиссы;
  • не доводите до открытого противостояния;
  • придерживайтесь уважительной позиции, без перехода в оборонительную.

При возникновении конфликта постарайтесь снизить важность проблемы. Убедите собеседника в необходимости прийти к конструктивному решению. Если договориться не получается, введите в ситуацию человека с ролью «миролюбивого посредника» или «авторитетного арбитра». Первая модель используется, когда стороны равны по статусу и способны к диалогу. Второй вариант применяется в 3 случаях:

Ситуация накаляется.
Один из оппонентов явно неправ.
Решение нужно принять немедленно.

Вы тот самый арбитр? Тогда действуйте следующим образом: сначала предложите стратегию выхода из конфликта (где, когда, как, в какой срок). Добейтесь взаимного согласия. Если ничего не выходит, уйдите или на время отдалите спорщиков друг от друга.

Понятное изложение мыслей. Научитесь доступно доносить информацию до слушателей. Для этого соблюдайте 6 правил:

  1. Не ходите вокруг да около.
  2. Делайте акценты на главном.
  3. Избегайте излишней детализации.
  4. Контролируйте логичность рассказа.
  5. Не используйте профессиональную терминологию.
  6. Объясняйте понятия, которые используете.

Данный навык сначала отработайте на письме. Создавайте тексты и проверяйте их по перечисленным в списке критериям. Вычеркивайте лишнее. Уточняйте данные. Дайте прочитать сочинение другим людям. Учитывайте их замечания.

Для самостоятельной работы записывайте свою речь на диктофон. Затем слушайте. Корректируйте недостатки монологов.

В заключение попробуйте выступить с докладом перед аудиторией: родственниками, друзьями, коллегами. Убедитесь, что вас поняли.

Книги по развитию коммуникационных навыков

Читайте полезную литературу о том, как лучше развивать социально-коммуникативные навыки. Делимся своей подборкой ниже.

как развить навык общения с людьми

«Как разговаривать с кем угодно» Марка Роудза. Автор рассказывает, как побороть неуверенность и находить общий язык с разными людьми.

«Трудные диалоги» Эл Свитцлера, Джозефа Гренни, Керри Паттерсона. Пособие для тех, кто хочет научиться переводить напряженные беседы в конструктивное русло.

«Правила делового общения» Нины Зверевой. Учебник для взрослых о распространенных ошибках коммуникации. Книга проиллюстрирована приемами известных драматургов, ораторов, журналистов.

«Включаем обаяние по методике спецслужб» Джека Шафера и Марвина Карленса. Советы бывшего агента ФБР, как замечать ложь, контролировать поведение собеседников и влиять на чужое мнение.

Курсы по развитию навыков эффективной коммуникации

Пройдите профильные курсы, чтобы улучшить компетентность в коммуникативной области. При выборе подходящего варианта учитывайте формат обучения, тематику занятий, возможность прохождения практики.

Как повысить навык общения с людьми: примеры курсов
Программа Организатор Онлайн/офлайн
«Онлайн-курс общения» IRS.Academy +/-
«Курс общения»  «Международная школа профессий» +/+
«Soft Skills. Навыки коммуникации» София Мордвинкина +/-
«Основы успешного делового общения» СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и Санкт-Петербургский центр ДПО +/-

Подведем итоги

Умение продуктивно взаимодействовать с окружающими высоко ценится на рынке труда. Почему важно развивать коммуникативные навыки легко понять тому, кто участвовал в переговорах или сталкивался со сложными клиентами. Именно эти скилы помогают находить общий язык с разными людьми и благополучно выходить из конфликтных ситуаций.

Научитесь продуктивному межличностному общению, чтобы стать востребованным специалистом. Освойте топ-6 техник для улучшения навыков коммуникабельности. Почитайте книги, запишитесь на профильные курсы. Срок освоения образовательных программ в среднем составляет от 3 недель до 2 месяцев.

Автор статьи

Карьерный консультант. Эксперт по созданию резюме и подготовке к интервью. Профориентатор.

Оцените статью:

в среднем 5,00 (4 голосов)

Загрузка...
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы принимаете Соглашение об обработке персональных данных
Ежедневные подборки вакансий в телеграм