Что такое критическое мышление
Критическое мышление (англ. critical thinking) — способность подвергать сомнению любые сведения: как общепринятую точку зрения, так и собственные убеждения.
Критическое мышление предполагает умение отделять достоверные источники информации от фейков и принимать обоснованные решения.
Люди, которые обладают этим навыком, ценятся везде. Они ставят разумные вопросы, замечают ошибки там, где другие их не видят, предлагают нестандартные решения, трезво оценивают сложность каждой стадии проекта.
Не забудьте указать критическое мышление в своем резюме:
Критический подход необходим в любой деятельности, связанной с обработкой информации и подготовкой выводов. Приведем несколько примеров по профессиям.
Врач | Политик |
Руководитель | Адвокат |
Следователь | Судья |
Военный стратег | Летчик |
Менеджер | Финансовый аналитик |
Аудитор | Предприниматель |
Журналист | Маркетолог |
Ученый | Командир корабля |
Как провести оценку критического мышления
Вопрос о перечне умений, подтверждающих способность отделять истину ото лжи, остается открытым. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению по поводу конкретного набора навыков. Так, Р. Эннис выделяет 12 признаков критического мышления, а Р. Пол — 35.
Трезвая оценка информации и ее интерпретация. | Беспристрастный анализ ситуации, аргументов, убеждений. |
Изучение явления с разных позиций и подходов. | Формирование выводов с качественным обоснованием. |
Самостоятельность в принятии решений. | Рефлексия по отношению к стереотипам и мотивам. |
Правильная постановка вопросов без игнорирования неудобных. | Поиск достоверных, альтернативных источников. |
Ясное понимание проблемы, четкое определение терминов, понятий. | Построение логических цепочек без отхода от основной темы. |
Отделение эмоций от сути явлений. | Внимательное слушание оппонентов. |
Сравнение, обобщение, классификация. | Умение формулировать задачу, вычленяя противоречия. |
Самостоятельно оценить способность к проницательному мышлению можно с помощью тестов:
- «СТТ-1» Никиты Непряхина.
- «Конформность-внушаемость» Клаучека и Деларю.
Для изучения способности к качественной оценке информации ученые предлагают исследовать человека с 6 позиций: «доверие авторитету», «рефлексивность», «склонность искать ошибки», «внушаемость», «скептицизм», «конформность».
Технологии развития критического мышления
Переходим от теории к практике. Сначала рассмотрим базовые принципы работы.
А теперь покажем 8 способов развития навыков критического мышления.
Анализируйте данные. Проверяйте информацию, невзирая на авторитетность источников. Станьте критиком новостей и постов в соцсетях.
Участвуйте в интеллектуальных спорах. Освоить навыки можно в сообществах любителей дебатов и турниров.
Подключайте логику. Научитесь находить причинно-следственные связи и интерпретировать ошибки в цепочках рассуждений.
- «Все гусеницы едят салат. Я ем салат, значит, я гусеница».
- «Я человек. Вы — не я. Следовательно, вы — не человек».
- «На изучение книг из нашей библиотеки не хватит жизни. В хранилище есть «Отцы и дети» Тургенева, поэтому роман невозможно прочесть за одну жизнь».
Познакомьтесь с методикой «Шесть вопросов». Технику часто используют как инструмент для борьбы с фейками, так как она помогает посмотреть на любую проблему или задачу с разных сторон.
Вам пришло СМС о призе, викторине, перечислении денег на операцию? Не торопитесь пересылать его друзьям: соберите все сведения о событии, а затем оцените результат.
1. Что случилось? | 4. Когда? |
2. Почему? | 5. Как? |
3. Где это произошло? | 6. Можно ли доверять этому источнику? |
Если подлинность фактов вызывает сомнения, с сообщением, скорее всего, что-то не так.
Абстрагируйтесь от шаблонных мнений. Большинство людей склонны к когнитивным искажениям — ложным выводам, возникающим под влиянием стереотипов, предубеждений, эмоций, давления социума. Учитывайте это при вынесении суждений.
Освойте SWOT-анализ — технологию развития критического мышления. Метод основан на изучении влияния внутренних и внешних факторов на какой-либо процесс или явление. Применяется только для оценки текущей ситуации.
Факторы | Плюсы | Минусы |
---|---|---|
Внутренние | S (Strengths) — преимущества | W (Weaknesses) — недостатки |
Внешние | O (Opportunities) — возможности | T (Threats) — угрозы |
Аналитический процесс не требует специальной подготовки и профильного образования. Однако для качественного исследования необходимо изучение больших массивов данных.
Сильные стороны | Слабые стороны |
---|---|
|
|
Возможности | Угрозы |
|
|
Система SWOT — универсальная. Она может использоваться для исследования продуктов, деятельности предприятий, ситуации в регионах и странах. Недостаток этого способа оценки в том, что он показывает лишь общую и статичную картину на текущий момент.
Активируйте критическое мышление с помощью дидактической игры синквейн. Технология возникла в ХХ веке в США под влиянием японской культуры. Суть творческих упражнений: нужно составить стихи из пяти строк, рассмотрев явление, объект с нескольких сторон. Рифма здесь не важна.
Номер строки | Содержание | Части речи | Количество слов |
---|---|---|---|
1 | Предмет, о котором идет речь | Местоимение, существительное | 1 |
2 | Его признаки, свойства | Причастие, прилагательное | 2 |
3 | Действия объекта | Деепричастие, глагол | 3 |
4 | Отношение автора стиха | Любые | 4 |
5 | Суть предмета | — | 1 |
Соблюдать ограничения по частям речи и количеству слов необязательно.
1 строка — «Туча».
2 строка — «Серая и мрачная».
3 строка — «Надвигается и проливается, рассыпаясь каплями».
4 строка — «Приносит облегчение после жаркого дня».
5 строка — «Влага».
Выполняйте упражнения, направленные на борьбу с когнитивными искажениями. Они помогут выработать способность к проницательному восприятию информации. Ниже расскажем о некоторых распространенных видах отклонений при оценке действительности.
Склонность к подтверждению своей точки зрения
При изучении информации люди отдают предпочтение тем данным, которые соответствуют их взглядам на жизнь. Сами сведения они оценивают в пользу собственных убеждений.
- Если пациент выздоровел, врач склонен считать лечение успешным. Хотя это могло произойти по естественным причинам, в результате работы иммунной системы организма.
- В силу жизненного опыта люди приобретают предубеждения, связанные с именами. После этого они начинают замечать в их носителях только те качества, которые подтверждают их мнение.
Изучая проблему, становитесь на сторону оппонента. | Помните, ваша позиция может быть недостоверной из-за когнитивных искажений. |
Принимайте во внимание любую информацию, когда проводите исследование. | Используйте стандартные вопросы для всех исследований, чтобы не игнорировать неудобные. |
Привычка думать стереотипами, навязанными суждениями
Невозможно самостоятельно проверять всю информацию, поступающую извне, поэтому мы склонны ориентироваться на чужое мнение. Это нормально до тех пор, пока не переросло в привычку слепо верить абсолютно всему, что кто-то сказал. Чтобы избавиться от чужих суждений хотя бы в главных вопросах, выделите для себя стороны жизни, в которых не будете верить на слово.
- Не используйте общепринятые убеждения в качестве доказательства правоты.
- Не позволяйте другим людям управлять вашей жизнью. Принимайте решения самостоятельно.
- Идите в тот ресторан, который нравится лично вам, а не знакомым
- Носите подходящую одежду, а не модную в этом сезоне.
- Не бойтесь показаться смешным или странным, отстаивая свою позицию.
- Старайтесь иметь свое мнение по ключевым вопросам.
Склонность к катастрофизации
Люди часто «делают из мухи слона», превращая небольшую проблему в непреодолимое препятствие. Это приводит к прокрастинации, неспособности действовать, развитию расстройств психики.
Если вы заметили у себя склонность к катастрофизации, используйте вопросы, которые позволят снизить накал переживаний и вернуть логику в мышление:
Есть ли доказательства, подтверждающие серьезность положения?
Существуют ли факты, отвергающие важность проблемы?
Что я могу сделать, чтобы изменить ситуацию?
Какие есть возможности для позитивного решения?
Чаще всего размышлений достаточно, чтобы увидеть преувеличение в собственных умозаключениях.
Ориентация на интроекты
Мы нередко принимаем мнение авторитетов без критики, особенно на начальных фазах формирования личности. Подобные суждения (интроекты) со временем начитают определять наше поведение и мышление. Хорошо, если установки положительные. Но в любом случае их нужно тщательно прорабатывать, чтобы оценить влияние чужого мнения на свою жизнь.
- «Мальчики не должны плакать»;
- «Старших надо слушаться»;
- «Никому нельзя верить».
Определите чужеродные умозаключения, которые были приняты на веру. Проанализируйте навязанное мнение с позиции своего опыта и знаний, сделайте выводы.
Неадекватная оценка своих способностей
Неквалифицированные сотрудники нередко имеют о себе более высокое мнение, чем их развитые в профессиональном плане коллеги. Отсутствие компетенций не дает работникам трезво оценить свой уровень знаний и навыков. Это так называемый эффект Даннинга — Крюгера, который был подтвержден экспериментами в 1999 году.
Как избежать неадекватного мнения о себе? Перед вынесением суждения всегда задавайте вопрос: «Насколько хорошо я понимаю предмет, чтобы уверенно сказать, что…?»
— Любите ли вы Маяковского?
— Не могу сказать. Нужно прочитать больше книг автора, чтобы ответить.
Ошибка выжившего
Зачастую наши умозаключения основаны на предыдущем опыте и небольшой выборке ситуаций, которые происходили с близкими. Но эти данные не могут быть основой для окончательных выводов на все случаи жизни.
- «Сто раз переходила дорогу в этом месте, ни разу не попала под машину. Значит, можно нарушать ПДД и дальше».
- «Сам вылечил пневмонию и вам не советую обращаться к врачам».
- «Ночью можно ходить в одиночку, потому что на меня ни разу не нападали».
Чтобы избавиться от «ошибки выжившего», постарайтесь по каждому убеждению собрать полную информацию, желательно со статистикой. Это поможет увидеть картину целиком, а не с высоты своего скромного опыта.
Если хотите еще больше погрузиться в методы развития критического мышления, рекомендуем обратить внимание на курсы от Яндекс.Практикума, школы Никиты Непряхина и учебного центра при МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Или посмотреть лекцию психотерапевта Андриса Саулитиса:
- Заведите привычку проверять прочитанную и услышанную информацию.
- Анализируйте суждения, не допуская влияния авторитетного мнения и внутренних убеждений.
- Участвуйте в дебатах и решайте логические задачи.
- Освойте SWOT-анализ и методику «Шесть вопросов».
- Активируйте критическое мышление с помощью синквейнов.
- Научитесь устранять когнитивные искажения.
- Посмотрите лекции экспертов в YouTube или пройдите обучение на курсах.