Что такое личный бренд и в чем его преимущества
Личный бренд — это образ, который складывается в обществе в отношении какого-то человека. Он подчеркивает экспертность и востребованность специалиста в определенной сфере. Конечно, вполне реально достичь успеха и без громкого имени, но хорошая репутация в деловых кругах позволяет построить карьеру гораздо быстрее.
- вызывает доверие у окружающих;
- повышает конкурентоспособность на рынке труда;
- расширяет профессиональные горизонты;
- привлекает клиентов;
- помогает обходить бюрократические барьеры.
Принято считать, что персональный бренд полезен только его владельцу, однако на деле он приносит выгоду всей компании. Чем больше признанных профессионалов работает в организации, тем выше ее популярность на рынке.
Профессионализм. Главная составляющая личного бренда. Без опыта, знаний и навыков в выбранной сфере раскрутить себя в рабочей среде не получится. Можно добиться хорошего отношения к себе, но не звания эксперта.
Сильные личностные качества. Чтобы обзавестись положительной репутацией, мало быть профи. Еще нужно уметь общаться с людьми, налаживать полезные связи, находить единомышленников и вести их за собой, а при необходимости — проявлять выдержку и отстаивать свою точку зрения.
Незаурядные способности. Каждый человек уникален, и свою индивидуальность нужно подчеркивать. Согласитесь, адвокат, который берется за самые запутанные дела и в 100% случаев выигрывает их, находится в более выгодной позиции, чем просто «хороший юрист».
Запоминающийся образ. Визуальная составляющая — не менее важная часть личного бренда. Первое впечатление о человеке складывается именно из его внешности. Среди людей с громким именем мало «серых мышек».
Примеры личных брендов
Максим Ильяхов — писатель, лингвист, автор бестселлера «Пиши, сокращай». Его книги — must have для любого копирайтера, журналиста и редактора.
Павел Дуров — создатель социальных сетей, с помощью которых вы, кстати, сможете продвинуть свой персональный бренд.
Маргарита Грачева — маркетолог и телеведущая. Девушка пережила много трудностей, но, несмотря на это, смогла построить успешную карьеру.
Инструкция по созданию личного бренда
Главная цель личного бренда — популяризация услуг специалиста через повышение его авторитетности в профессиональной среде.
Ниже рассмотрим, как построить личный бренд с нуля, — пошаговое руководство для тех, кто решил заявить о себе миру.
Определитесь с нишей
Выбирайте сферу, которая действительно вам интересна. Если вы не получаете удовольствия от того, чем занимаетесь, на построение персонального бренда уйдет очень много времени и сил. При этом не факт, что ваша затея увенчается успехом. Хотите выбрать правильный путь — посоветуйтесь с карьерным консультантом или пройдите профориентационный тест.
Нарабатывайте опыт и навыки
Профессиональные компетенции — основа деловой репутации человека. В первую очередь вас должны воспринимать как эксперта. Безукоризненные знания, сильные компетенции, релевантный опыт — составляющие, без которых вы будете лишь «одним из», но никак не №1.
Как повышать профессионализм:
- Читайте профильную литературу. Обращайтесь как к классике, так и к опыту современных авторов. Помните, что много знаний не бывает.
- Проходите курсы повышения квалификации. В интернете доступно огромное количество программ по самым разным профессиям, причем большую часть из них можно освоить абсолютно бесплатно.
- Чаще берите в работу нестандартные задачи. Вам нужно улучшать практические навыки, рутина для этого не подойдет.
- Станьте частью профессионального сообщества. Подпишитесь на тематические форумы и группы в соц. сетях, посещайте конференции, мастер-классы и бизнес-встречи.
- Найдите наставника — эксперта с безоговорочным авторитетом, готового передавать свой опыт и делиться знаниями, пока вы не станете самостоятельным специалистом.
Формируйте кейсы
Когда у вас будет достаточно знаний и опыта, сформируйте из своих лучших работ интересное портфолио, которое будет не стыдно показать коллегам или потенциальным клиентам. Уделите внимание не только содержанию, но и оформлению проектов. Чтобы ваши результаты были наглядными, рекомендуем для каждого кейса сделать отдельную презентацию.
Делитесь опытом
Этот шаг — логическое продолжение предыдущего. Когда у вас появится достаточный опыт и хотя бы 5–6 успешных проектов, начните делиться ими с заинтересованной аудиторией. Для этого существуют разные способы, но сейчас выгоднее развивать личный бренд через социальные сети.
Когда вы поймете, что аудитории интересен ваш опыт, попробуйте создать сообщество, тогда вы сможете использовать дополнительные форматы контента: опросы, конкурсы, анонсы, плейлисты. Не забывайте следить за реакцией подписчиков, чаще публикуйте информацию, которая интересна целевой аудитории.
Еще одна популярная в России площадка — Telegram. В отличие от ВКонтакте, здесь преобладает текстовый контент. Поэтому в Телеграме удобнее продвигаться специалистам, которые имеют неиссякаемый запас тем для написания экспертных статей. Например, психологам, политикам, врачам, экономистам.
Вне зависимости от того, через какие площадки вы будете раскручивать свою «фирменную марку», сначала вам придется составить контент-план. Желательно включить в него посты на каждый день.
Помимо социальных сетей, в раскрутке вам помогут специализированные сайты, на которых профи делятся своими работами.
Веб-дизайнерам | Behance, Pinterest, Figma Community |
Программистам | Хабр, Proglib, TProger |
Фэшн-фотографам | Flickr, Models, 500px |
Используйте PR-инструменты
Повысить узнаваемость личного бренда помогут регулярные публикации в СМИ. Сначала вы можете зарегистрироваться на Pressfeed — ресурсе, где журналисты топовых изданий делают запросы на комментарии специалистов и руководителей из различных отраслей. Как только увидите подходящее предложение, откликайтесь и давайте питчи по выбранным темам.
Также вы можете периодически писать полноценные статьи по вашей тематике и самостоятельно публиковать их на различных ресурсах. Некоторые сайты размещают материалы только на платной основе, однако изданий, готовых к бесплатному сотрудничеству, тоже немало.
По возможности оставляйте под публикациями ссылки на свои социальные сети — так вы сможете улучшить продвижение создаваемого вами личного бренда.
Создайте запоминающийся образ
Приятная внешность — одна из ключевых составляющих личного бренда. Неопрятный человек в растянутом трико, со взъерошенными волосами и необузданной растительностью на лице не вызовет доверия, будь он хоть суперпрофессионал. Постарайтесь выглядеть презентабельно. Речь идет не об эпатаже или каких-то вычурных нарядах.
Как создать эффектный образ:
- Посетите салон красоты. Приведите в порядок кожу, волосы и ногти. Посоветуйтесь с мастером, какую прическу вам лучше выбрать. Женщины могут дополнительно проконсультироваться у визажиста по поводу макияжа.
- Пересмотрите свой гардероб. Избавьтесь от вещей 10-летней давности, а также застиранной и вышедшей из моды одежды. Вы всегда должны выглядеть «с иголочки», особенно когда присутствуете на публичных мероприятиях.
- Дополняйте образ аксессуарами. Только помните, их не должно быть слишком много. Иногда для завершенного образа достаточно одной интересной детали — например, стильной сумки или красивых наручных часов.
- Подберите хороший парфюм. Аромат не должен быть слишком терпким.
Участвуйте в тематических мероприятиях
Для развития персонального бренда желательно не просто присутствовать на профильных конференциях и семинарах, но и выступать на них. Без владения ораторским искусством удержать внимание аудитории будет сложно.
Коротко о главном
Личный бренд — ваша визитная карточка и помощник в достижении карьерных целей. Работайте над формированием своего имени ежедневно, не отклоняясь от выбранной стратегии, и уже через пару лет вы заметите первые плоды своего труда.
Когда станете признанным профи, не отказывайте в помощи молодым специалистам, ведь лучший способ развития в любом деле — передавать свои знания и мастерство другим людям.
- Выбрать подходящую профессию.
- Развить необходимые компетенции.
- Сформировать портфолио.
- Делиться опытом в социальных сетях.
- Публиковаться в СМИ.
- Поработать над созданием имиджа.
- Участвовать в тематических мероприятиях.
- Быть открытым к общению и сотрудничеству.
- Делиться опытом с новичками.