Краткий обзор профессии
Technical evangelist – очень молодая профессия, поэтому соответствующие вакансии появляются достаточно редко, особенно в России. Однако данная специальность включена в Атлас новых профессий. А значит, если заняться ее освоением прямо сейчас, то через 3-5 лет можно выбиться в хедлайнеры в сфере технологической пропаганды.
Главная цель айти евангелиста – не реклама и PR в чистом виде, а просвещение и «вживление в головы» потребителей мысли о том, что продвигаемый продукт изменит их жизнь к лучшему.
В своей деятельности IT-евангелист использует следующие методы:
- разработку рекламных кампаний;
- проведение открытых лекций, на которые может попасть любой желающий;
- выступления на семинарах, конференциях, круглых столах;
- работу со средствами массовой информации;
- ведение авторских блогов и аккаунтов в соцсетях.
Стоит отметить, что для айти-евангелиста важно не только выступление, но и само присутствие на тематических публичных мероприятиях. Так специалист получает возможность расширения круга знакомств и продвижения технологии методом «сарафанного радио».
В России ИТ-евангелизм пока не получил широкого распространения, и соответствующая должность присутствует в немногих компаниях. Поэтому достоверной статистики относительно зарплат специалистов, занятых в данной сфере, пока нет. В США среднемесячный доход technical evangelist составляет в среднем $8300.
Навыки технологического евангелиста
IT-евангелист ведет свою деятельность на стыке нескольких направлений: программирования, маркетинга, рекламы, PR, психологии. В связи с этим для освоения профессии потребуется овладеть достаточно внушительным перечнем навыков.
Веб-разработка
Трудно пиарить продукт, о котором имеешь весьма посредственное представление. Для успешного продвижения новейших технологий необходимо владеть вопросами их создания «изнутри». Как показывает практика, наибольшего успеха в профессии добиваются именно те специалисты, которые занимаются раскруткой собственных продуктов.
Стек «жестких» навыков для конкретного айти евангелиста зависит от сферы, в которой он ведет разработку. Но можно выделить несколько обязательных hard skills:
- HTML/CSS;
- алгоритмы и структуры данных;
- JS, python (и желательно еще 1-2 языка программирования);
- PHP;
- SQL;
- Git;
- UNIX/Linux;
- IDE.
Среди дополнительных скилов: умение читать чужой код, аналитические способности, работа с библиотеками и фреймворками для быстрого решения рутинных задач.
Маркетинг
Заниматься продвижением IT-технологий наобум, в хаотичном порядке, плохая идея. Сначала необходимо разработать стратегический маркетинговый план:
- Проанализировать потребности рынка.
- Определиться с целевой аудиторией (ЦА).
- Подготовить демонстрационные материалы для презентаций софта.
- Наладить взаимодействие со СМИ.
- Разработать рекламную кампанию.
При этом айти-евангелист ведет маркетинговую деятельность не только офлайн, но и в интернет-пространстве. Например, занимается постингом в соцсетях, пишет экспертные статьи, ведет авторский блог, работает с контекстной и таргетированной рекламой.
Публичные выступления
Выступления на публичных мероприятиях являются одним из главных инструментов IT-проповедника. Чтобы они проходили успешно, недостаточно одного лишь умения красиво и грамотно говорить.
Смысл любой речи IT евангелиста сводится к разжиганию интереса к новой технологии и завоеванию доверия потенциальных пользователей.
Во время публичных выступлений важно поддерживать обратную связь со слушателями: открыто и информативно отвечать на возникающие вопросы, давать пояснения, не бояться участвовать в дебатах и отстаивать свое мнение.
Психология продаж
Даже суперпрофессионал и эксперт в сфере новейших технологий не сможет интегрировать разработки компании в головы людей «сухими» презентациями и заученными выступлениями.
Чтобы заинтересовать ЦА, необходимо задействовать психологические принципы, способствующие установлению коннекта с пользователями и убеждению их в пользе продвигаемого продукта:
- показать свою открытость – искренне улыбаться, смотреть собеседнику в глаза, разговаривать «живым» языком, если это будет уместно, шутить и делать комплименты;
- рассказывать о личном опыте использования технологии;
- по возможности давать потенциальным потребителям попробовать разработки в действии;
- проявлять эмпатию, заботу, уважение.
Кроме того, IT евангелисты отлично владеют невербальными приемами общения, которые помогают уловить настроение собеседника и заполучить его расположение.
Как стать ИТ евангелистом
Сегодня существует 2 основных способа стать айти-проповедником – получить профильное образование в вузе и освоить профессию самостоятельно с нуля. Какой путь наиболее оптимальный, сложно сказать. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы.
Обучение в вузе
Еще несколько лет назад получить высшее образование по специальности «ИТ-евангелист» было невозможно. Это связано с тем, что данная профессия только начинает появляться на российском рынке труда. Сейчас отучиться на IT-evangelist можно в большинстве технических вузов страны.
Только платное обучение | Можно поступить на бюджет |
---|---|
НИТУ МИСиС | МГТУ им. Г.И. Носова |
РГУ им. А.Н. Косыгина | ГУАП |
АлтГТУ | ЛФ ПНИПУ |
АФ КНИТУ-КАИ | МТУСИ |
НГУЭУ | СПбПУ |
Для поступления как на платное, так и на бесплатное отделение потребуется предоставить результаты ЕГЭ по математике, русскому языку, информатике и ИКТ, физике. Также абитуриентам придется пройти внутренние испытания вуза.
Несмотря на то что в университете учатся как минимум 4 года, такой путь получения специальности IT-evangelist является самым коротким. Это связано с тем, что в течение данного времени студенты находятся в «тепличных» условиях:
- занимаются по готовым, разложенным по полочкам, программам, разработанным с учетом всех особенностей профессии;
- имеют постоянную обратную связь с преподавателями;
- выполняют множество практических заданий;
- проходят стажировки;
- посещают конференции и мастер-классы.
На выходе из вуза получаются готовые «упакованные» специалисты, которые имеют диплом государственного образца, портфолио и релевантный опыт.
Самообразование
Возможно, вы подумаете, что получение профессии IT евангелиста самостоятельно, без наставников и сильных учебных программ, нереально. Тем более что сегодня в России даже не существует онлайн-курсов по данному направлению.
Хотим вас сразу успокоить. Самые успешные айти проповедники (например, Гай Кавасаки и Стив Джобс) не учились в университетах, а прокладывали дорогу к успеху собственными усилиями. Если получилось у них, получится и у вас. А чтобы облегчить вам задачу, мы составили пошаговое руководство «Как стать IT евангелистом с нуля самостоятельно».
Шаг 1. Изучите программирование
Только не распыляйтесь. Для начала выберите одно приоритетное направление, а потом по возможности расширяйте круг знаний.
Рекомендуем остановить выбор на одной из перспективных айти профессий (+ ссылки на online-курсы):
- Мобильный разработчик: «Программист Android», «iOS Developer. Basic».
- BI разработчик: «Аналитик BI: с нуля до middle», «Power BI, Tableau и визуализация данных».
- DevOps инженер: «Старт в DevOps: системное администрирование для начинающих», «Go и архитектура программного обеспечения».
- Data scientist: «Аналитик данных», «Machine Learning. Professional».
- Этичный хакер: «Факультет информационной безопасности», «Этичный хакер ‒ Специалист по Кибербезопасности».
- Разработчик интеллектуальных систем: «Машинное обучение», «Курс по нейронным сетям».
- Архитектор VR/AR: «Профессия Разработчик AR&VR с нуля до PRO», «Введение в индустрию VR».
После изучения образовательных программ и получения необходимых навыков, оформите 2-3 реализованных проекта в портфолио, составьте резюме и приступайте к поиску должности по любому из направлений веб-разработки. ИТ-евангелист, в первую очередь – эксперт. Без релевантного опыта стать им точно не получится.
Шаг 2. Посещайте тематические мероприятия
Посещение айти конференций, лекций, презентаций позволит вам подсмотреть отдельные приемы и методы, которые используют для раскрутки своих продуктов состоявшиеся профессионалы. Кроме того, на подобных мероприятиях можно пообщаться со своими коллегами и встретить будущих деловых партнеров.
Как только почувствуете уверенность в себе, попробуйте заняться организацией собственных публичных выступлений. На первых этапах это могут быть, например, лекции для старшеклассников, на которых вы представите свой лучший проект, потом – презентация новой технологии на рабочем совещании. Этот опыт будет для вас бесценным в будущем, когда потребуется выступать перед широкой аудиторией.
Шаг 3.Познакомьтесь с основными методами маркетинга
Для продвижения любого продукта, в том числе и айти технологий, необходимо разработать тактику маркетинга и задействовать определенный набор методов:
анализ рынка;
A/B-тестирование;
наблюдения, исследования, опросы;
прогнозирование;
рекламу;
PR;
консультирование;
пропаганду.
Проблем с поиском необходимой информации не возникнет. Сейчас в сети есть много качественных учебных материалов.
Шаг 4. Займитесь блогингом
Заведите авторский блог сегодня, и уже завтра он принесет положительные результаты. Сначала у вас будет мало подписчиков и собственных разработок, о которых можно было бы написать. Поэтому на первых этапах готовьте статьи в виде обзоров или анализа технических новинок крупных компаний. Так вы покажете, что находитесь в курсе последних IT-тенденций, а заодно подготовите почву для привлечения ЦА в будущем.
- используйте методы SEO-оптимизации;
- создайте контент-план и четко его соблюдайте;
- публикуйтесь регулярно, желательно в одно и то же время;
- размещайте только уникальный авторский контент.
Действуйте сразу по нескольким направлениям – заведите блоги минимум в 2-3 соцсетях, а также создайте собственный сайт, который будет находиться исключительно под вашим управлением. Для удобства и экономии времени используйте специальные сервисы для кросспостинга.
Шаг 5. Создавайте демонстрационные материалы
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Приучайтесь упаковывать продвигаемые технологии в красивую обертку: создавайте презентации, видеоролики, демоверсии приложений, проводите мастер-классы.
Возможность увидеть результат разработки и попробовать его в деле вызовет доверие пользователей. Это, в свою очередь, заставит вашего работодателя увидеть в вас ценного сотрудника, который не только создает технологии, но и успешно их продвигает.
Шаг 6. Подкрепляйте достигнутый успех отзывами
Наличие «живых» отзывов будет огромным преимуществом как для представляемых вами технологий, так и лично для вас. С каждой позитивной реакцией на тот или иной софт будет усиливаться ваша экспертность и личный бренд.
Чтобы положительные комментарии не канули в Лету и работали на вашу репутацию, обязательно фиксируйте их. Например, делайте скриншоты и сохраняйте ссылки на соответствующие статьи.
Подведем итоги
После тщательной проработки каждого из перечисленных шагов или получения специализированного образования в вузе, вы вполне сможете претендовать на позицию IT-evangelist. Проблема в том, что в большинстве российских айти компаний данной должности как таковой не существует. Поэтому функции технологического проповедника ложатся на одного из разработчиков, который также владеет навыками маркетинга и умеет работать с аудиторией.
Не забывайте мониторить тематические группы в соцсетях и специализированные ресурсы по поиску работы. Несмотря на то что вакансии на позицию IT евангелиста считаются редкостью, но все же иногда они появляются. Держите руку на пульсе, и рано или поздно обязательно найдете то, что ищете.
- Любит технологии и хорошо в них разбирается.
- Является экспертом в сфере IT.
- Знает и умеет применять методы продвижения продукта.
- Владеет основами психологии.
- Не боится публичных выступлений.
- Пиарит разработки офлайн и в интернет-пространстве.
- Занимает активную жизненную позицию и стремится к саморазвитию.