Войти Создать резюме
Блог
Лого

Как стать SMM-менеджером с нуля [Гайд + 30 инструментов для работы]

Карьера как стать smm менеджером

Количество пользователей социальных сетей ежегодно растет, поэтому большинство руководителей развивают бизнес не только в реальном, но и в виртуальном мире.

Продвижением товаров и услуг в digital-пространстве занимаются специалисты, которые умеют привлекать трафик на ресурсы компании и подогревать интерес к ее проектам. Для тех, кто обладает неуемной творческой энергией и не боится работы с широкой аудиторией, мы подготовили подробный гайд: как стать SMM-менеджером.

Обзор профессии

Аббревиатура СММ образована от английского выражения Social Media Marketing. В дословном переводе на русский оно означает «маркетинг в социальных сетях». Основными задачами этой отрасли считаются реклама, пиар, работа с целевой аудиторией (ЦА) и увеличение посещаемости сайтов компаний.

как стать смм менеджером

SMM-менеджер — это человек, который продвигает продукты и в целом бренд организации через мессенджеры и социальные платформы.

Главные обязанности СММ-специалиста:

  • создание бизнес-аккаунтов в социальных сетях и управление ими;
  • анализ целевой аудитории компании;
  • подготовка контент-плана;
  • участие в создании постов, фото, видео, иллюстраций;
  • настройка таргетированной рекламы;
  • общение с подписчиками и потенциальными клиентами;
  • инфлюенс-маркетинг (сотрудничество с популярными блогерами);
  • анализ конкурентов.

Чтобы справиться с таким широким кругом задач, новичку потребуется освоить солидный перечень навыков, причем как «жестких», так и «гибких».

Ключевые компетенции SMM-менеджера
Профессиональные навыки Личностные характеристики
  • СММ-стратегии;
  • анализ ЦА;
  • таргетинг;
  • копирайтинг;
  • PR;
  • motion-дизайн;
  • создание видеоконтента;
  • монетизация сообществ;
  • брендинг.
  • креативность;
  • коммуникабельность;
  • оперативность;
  • харизматичность;
  • внимательность;
  • энергичность;
  • инициативность;
  • эрудированность;
  • грамотная речь.

Овладеть таким списком навыков непросто. Но ваши усилия окупятся сполна. По статистике, доход начинающего СММ-специалиста колеблется в пределах 30 000 ₽ — 40 000 ₽ в месяц, а опытный менеджер может получать от 100 000 ₽ и выше. Дополнительный плюс — в большинстве случаев вы сможете работать удаленно.

Где учиться на SMM-менеджера

Теперь расскажем, как получить специальность «СММ-менеджер» — обучение можно пройти несколькими способами. Самый очевидный — поступить в вуз.

Сегодня освоить профессию можно более, чем в 100 университетах России. Для обучения подойдут такие программы, как «Реклама и связи с общественностью», «Интернет-маркетинг», «Интегрированные коммуникации».

На получение высшего образования уйдет минимум 4 года, поэтому такой вариант подойдет молодым людям, которые располагают достаточным количеством времени. Если хотите начать зарабатывать как можно скорее, рекомендуем пройти онлайн-курсы или заняться самостоятельным обучением.

Курсы на СММ-менеджера

Самый быстрый способ получить профессию. Продолжительность курсов обучения на SMM-менеджера составляет всего 9-12 месяцев. Если выберете хорошую программу, этого времени хватит для овладения необходимыми компетенциями и наработки практического опыта.

Обучение на online-курсах имеет ряд других преимуществ. Одно из главных — доступ к понятным и логически структурированным программам. Вам не придется самостоятельно искать нужную информацию в сети. Преподаватели предоставляют студентам быструю обратную связь, поэтому незакрытых вопросов на момент получения сертификата у вас не останется.

Курсы для СММ-специалистов, которые получили наибольшее количество положительных отзывов:

  • «SMM-менеджер», Нетология;
  • «Профессия Интернет-маркетолог», SkillFactory;
  • «Трафик-менеджер», Яндекс Практикум;
  • «Продвижение в Telegram», SMM School;
  • «Профессия SMM-специалист», Skillbox.

Во время курсовой подготовки студенты не только разбирают теоретические вопросы, но и оттачивают мастерство на реальных задачах. Под руководством преподавателей они составляют контент-планы, создают продающие посты, учатся работать в графических редакторах, монтируют видеоролики, настраивают рекламу. В итоге выпускники получают по 2-3 полноценных проекта в портфолио.

Чтобы сделать первые шаги в карьере, достаточно пройти одну программу, но в дальнейшем рекомендуем присмотреться к курсам повышения квалификации. Например, «SMM-менеджер 3.0: новые реалии» (ВШЭ) или «SMM‑менеджер. Продвижение в социальных сетях» (Контур Школа).

Самостоятельное обучение

При отборе кандидатов на позицию сммщика большинство работодателей обращают внимание не столько на сертификаты и дипломы, сколько на кейсы в портфолио. Поэтому конкуренцию на рынке труда вы сможете составить и при самостоятельном обучении.

Сегодня в свободном доступе есть много полезных ресурсов, которые помогут освоить профессию SMM-менеджера с нуля самостоятельно.

Начните с изучения основ интернет-маркетинга. Бездумное «штампование» постов и картинок в соцсетях не поможет в раскрутке продукта. Размещение контента должно происходить по продуманной стратегии с учетом приоритетных бизнес-задач, интересов ЦА, поведения конкурентов на рынке.

Примеры книг по интернет-маркетингу для новичков:

  • «Актуальный интернет-маркетинг», Антон Воронюк, Александр Полищук;
  • «В эфире — сарафанное радио», Кирилл Горский;
  • «100+ хаков для интернет-маркетологов», Евгения Крюкова, Денис Савельев;
  • «На крючке», Нир Эяль;
  • «Интернет-маркетинг. Продвижение СЕО», Игорь Новицкий.

Параллельно приступайте к прохождению бесплатных онлайн-курсов. Обучение по таким программам не предусматривает обратную связь и подробное «разжевывание» материала, поэтому недостающую информацию придется искать в интернете самостоятельно.

Несколько бесплатных курсов для SMM-менеджеров:

Чтобы не просто смотреть видеоуроки, а нарабатывать опыт, создайте несколько пробных сообществ в разных социальных сетях и мессенджерах. Так вы познакомитесь с особенностями платформ и протестируете необходимые для СММ-продвижения инструменты.

Полезные ресурсы для SMM-менеджера
Аналитика и визуализация данных
  • DataFan
  • Popsters
  • Pepper.Ninja
  • Looker Studio
  • TGStat
  • Allsocial
Темы для постов
  • Генератор идей постов
  • Google Trends
  • Бот Геннадий (Телеграм)
  • Reddit
  • Пикабу
Фотостоки
  • Unsplash
  • Flickr
  • StockSnap
  • Free Images
Оформление постов
  • PicsArt
  • Figma
  • Picture.plus
  • Pablo
Оптимизация рабочих процессов
  • Notion
  • Trello
  • SMM-planner
Контроль репутации
  • Brand Analytics
  • YouScan
  • Babkee
  • ПрессИндекс
Работа с аудиторией
  • Angry.Space
  • Chotam
  • IQSocial

Если после прохождения онлайн-курсов вы получаете портфолио из проектов, реализованных в ходе образовательного процесса, то при самостоятельном обучении у вас не будет такого бонуса. Чтобы добыть хотя бы парочку приличных кейсов, придется приложить усилия.

Где взять первые работы для портфолио:

  1. Если у вас есть знакомый, владеющий собственным делом, предложите продвинуть его проект через соцсети. Шанс получить отказ минимален, ведь в любом случае бизнес останется в выигрыше.
  2. Создайте собственное сообщество. О чем угодно. Главное, чтобы его тематика давала простор для фантазии, позволяла сделать яркое оформление и была интересна широкой аудитории.
  3. Устройтесь на стажировку. Этот вариант предоставляет возможность получить не только реальный опыт и кейсы для портфолио, но также предложение перейти на постоянную работу.
  4. Запустите сарафанное радио. Расскажите всем родственникам и друзьям, что получили профессию СММ-менеджера и готовы для наработки опыта заняться продвижением любого проекта. Наверняка найдется не один желающий бесплатно пропиарить свой бизнес.

Самое серьезное препятствие на пути к самостоятельному погружению в профессию — постепенное снижение уровня мотивации и отсутствие контроля. Чтобы не «выгореть» в течение первых же дней, рекомендуем заниматься по заранее составленному учебному плану, в котором будет предусмотрено хотя бы 4-5 выходных в месяц.

Как SMM-менеджеру устроиться на работу

Начинающие SMM-специалисты сталкиваются с жесткой конкуренцией. Часто работодатели отдают предпочтение их более опытным коллегам, поэтому с официальным трудоустройством могут возникнуть проблемы.

Чтобы не тратить месяцы на поиск хорошей работы, рекомендуем начинать карьеру с роли помощника СММ-менеджера. На этой должности вы будете зарабатывать примерно 15 000 ₽ – 30 000 ₽, но уже спустя 6-8 месяцев обзаведетесь опытом, прокачаете профессиональные навыки и сможете устроиться на более выгодную позицию.

Подготовка резюме и поиск вакансий

Перед тем как приступить к поиску работы, нужно составить качественное резюме. Считайте, что это ваше первое испытание: SMM-специалист, который неспособен преподнести себя в выгодном свете, обречен на фиаско.

Как подготовить «продающее» резюме:

Не делайте CV объёмным. Постарайтесь уместить его на одной странице формата А4.

Включите в документ количественные показатели. Цифры и факты не только цепляют взгляд, но и демонстрируют вашу результативность.

Структурируйте текст. Разделите информацию на логические блоки. Используйте подзаголовки, маркированные и нумерованные списки.

Must Have: «Опыт работы», «Профессиональные навыки», «Образование» и «Личные качества». Остальные разделы — по желанию.

Поработайте над оформлением. Ваше резюме должно выделяться из потока документов других соискателей.

смм менеджер с нуля

Составить резюме 🔥

После заполнения резюме приступайте к поиску вакансий. Хорошие предложения публикуются не только на job-ресурсах, но и в социальных сетях. Откликайтесь на каждое подходящие объявление — так вы увеличите свои шансы на быстрое трудоустройство.

Не забывайте адаптировать резюме под требования каждой вакансии.

Собеседование

На интервью HR задаст вам несколько вопросов на определение уровня владения необходимыми hard skills и обозначит главные условия сотрудничества. Чтобы чувствовать себя уверенно, повторите теорию, возьмите на встречу с эйчаром копию своего резюме и подготовьте короткий рассказ о себе. Постарайтесь за 4-5 минут обозначить свои ключевые компетенции и кратко описать проекты, над которыми успели поработать.

Примеры вопросов на собеседовании:

  • Вы предпочитаете работать в одиночку или в команде?
  • Расскажите о своем самом успешном/ неудачном кейсе.
  • Назовите 2-3 социальные сети, наиболее подходящие для продвижения нашего бизнеса.
  • Какими способами планируете поддерживать активность ЦА?
  • Умеете ли вы сглаживать негатив при общении с подписчиками. Приведите примеры.
  • Перечислите несколько сервисов, которые используете в работе.

Вы, в свою очередь, тоже можете (и даже должны) задать ряд вопросов. Иначе HR подумает, что вы не особо заинтересованы в вакансии.

О чем можно спросить рекрутера:

  • Расскажите о показателях, по которым вы оцениваете работу сммщика.
  • В чем конкретно будут заключаться мои должностные обязанности?
  • Сколько проработал на этой позиции мой предшественник, почему ушел?
  • Обозначьте, пожалуйста, уровень заработной платы.
  • Что входит в компенсационный пакет?

После прояснения ключевых моментов работодатель, скорее всего, возьмет время на раздумье. Чтобы не пребывать в «подвешенном» состоянии, сразу поинтересуйтесь, когда ждать ответ. Если в обозначенный день вам не поступит заветный звонок или письмо, свяжитесь с эйчаром самостоятельно.

При получении оффера уточните главные условия трудового договора и дату выхода на работу. Если вам откажут, попросите HR-менеджера назвать причины такого решения — это поможет проанализировать ошибки и основательно подготовиться к встрече с другим работодателем.

Как с нуля стать СММ-менеджером: чек-лист

  1. Понять, что вам это нужно и замотивировать себя на успех.
  2. Пройти обучение.
  3. Читать профильную литературу.
  4. Тестировать профессиональные инструменты.
  5. Практиковаться на реальных проектах.
  6. Оформить портфолио из 2-3 кейсов.
  7. Составить продающее резюме.
  8. Мониторить вакансии и откликаться.
  9. Совершенствовать профессиональные навыки.
Автор статьи

Высшее юридическое образование. Специалист в сфере управления персоналом, карьерный консультант. Основное направление деятельности ‒ аттестация и повышение квалификации сотрудников. Приняла участие в разработке интерактивного онлайн-курса в формате SCORM для крупной строительной компании. Использует вовлекающие техники, повышающие мотивацию персонала и помогающие лучше усвоить учебный материал.

Иллюстратор:
@mnbbaka

Оцените статью:

в среднем 5,00 (8 голосов)

Загрузка...
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы принимаете Соглашение об обработке персональных данных
Ежедневные подборки вакансий в телеграм