Обзор профессии
Аббревиатура СММ образована от английского выражения Social Media Marketing. В дословном переводе на русский оно означает «маркетинг в социальных сетях». Основными задачами этой отрасли считаются реклама, пиар, работа с целевой аудиторией (ЦА) и увеличение посещаемости сайтов компаний.
SMM-менеджер — это человек, который продвигает продукты и в целом бренд организации через мессенджеры и социальные платформы.
Главные обязанности СММ-специалиста:
- создание бизнес-аккаунтов в социальных сетях и управление ими;
- анализ целевой аудитории компании;
- подготовка контент-плана;
- участие в создании постов, фото, видео, иллюстраций;
- настройка таргетированной рекламы;
- общение с подписчиками и потенциальными клиентами;
- инфлюенс-маркетинг (сотрудничество с популярными блогерами);
- анализ конкурентов.
Чтобы справиться с таким широким кругом задач, новичку потребуется освоить солидный перечень навыков, причем как «жестких», так и «гибких».
Профессиональные навыки | Личностные характеристики |
---|---|
|
|
Овладеть таким списком навыков непросто. Но ваши усилия окупятся сполна. По статистике, доход начинающего СММ-специалиста колеблется в пределах 30 000 ₽ — 40 000 ₽ в месяц, а опытный менеджер может получать от 100 000 ₽ и выше. Дополнительный плюс — в большинстве случаев вы сможете работать удаленно.
Где учиться на SMM-менеджера
Теперь расскажем, как получить специальность «СММ-менеджер» — обучение можно пройти несколькими способами. Самый очевидный — поступить в вуз.
На получение высшего образования уйдет минимум 4 года, поэтому такой вариант подойдет молодым людям, которые располагают достаточным количеством времени. Если хотите начать зарабатывать как можно скорее, рекомендуем пройти онлайн-курсы или заняться самостоятельным обучением.
Курсы на СММ-менеджера
Самый быстрый способ получить профессию. Продолжительность курсов обучения на SMM-менеджера составляет всего 9-12 месяцев. Если выберете хорошую программу, этого времени хватит для овладения необходимыми компетенциями и наработки практического опыта.
Обучение на online-курсах имеет ряд других преимуществ. Одно из главных — доступ к понятным и логически структурированным программам. Вам не придется самостоятельно искать нужную информацию в сети. Преподаватели предоставляют студентам быструю обратную связь, поэтому незакрытых вопросов на момент получения сертификата у вас не останется.
- «SMM-менеджер», Нетология;
- «Профессия Интернет-маркетолог», SkillFactory;
- «Трафик-менеджер», Яндекс Практикум;
- «Продвижение в Telegram», SMM School;
- «Профессия SMM-специалист», Skillbox.
Во время курсовой подготовки студенты не только разбирают теоретические вопросы, но и оттачивают мастерство на реальных задачах. Под руководством преподавателей они составляют контент-планы, создают продающие посты, учатся работать в графических редакторах, монтируют видеоролики, настраивают рекламу. В итоге выпускники получают по 2-3 полноценных проекта в портфолио.
Самостоятельное обучение
При отборе кандидатов на позицию сммщика большинство работодателей обращают внимание не столько на сертификаты и дипломы, сколько на кейсы в портфолио. Поэтому конкуренцию на рынке труда вы сможете составить и при самостоятельном обучении.
Сегодня в свободном доступе есть много полезных ресурсов, которые помогут освоить профессию SMM-менеджера с нуля самостоятельно.
Начните с изучения основ интернет-маркетинга. Бездумное «штампование» постов и картинок в соцсетях не поможет в раскрутке продукта. Размещение контента должно происходить по продуманной стратегии с учетом приоритетных бизнес-задач, интересов ЦА, поведения конкурентов на рынке.
Примеры книг по интернет-маркетингу для новичков:
- «Актуальный интернет-маркетинг», Антон Воронюк, Александр Полищук;
- «В эфире — сарафанное радио», Кирилл Горский;
- «100+ хаков для интернет-маркетологов», Евгения Крюкова, Денис Савельев;
- «На крючке», Нир Эяль;
- «Интернет-маркетинг. Продвижение СЕО», Игорь Новицкий.
Параллельно приступайте к прохождению бесплатных онлайн-курсов. Обучение по таким программам не предусматривает обратную связь и подробное «разжевывание» материала, поэтому недостающую информацию придется искать в интернете самостоятельно.
Несколько бесплатных курсов для SMM-менеджеров:
- «Старт в профессии СММ-менеджера», Interra;
- «SMM», Skillbox;
- «Онлайн-курс по таргетированной рекламе», myTarget;
- «Уроки SMM с 0 до профи», SMM-академия;
- «Как настроить страницу бизнеса ВКонтакте?», GeekBrains;
- «Полный курс по SMM», Anton Saburov.
Чтобы не просто смотреть видеоуроки, а нарабатывать опыт, создайте несколько пробных сообществ в разных социальных сетях и мессенджерах. Так вы познакомитесь с особенностями платформ и протестируете необходимые для СММ-продвижения инструменты.
Аналитика и визуализация данных |
|
Темы для постов |
|
Фотостоки |
|
Оформление постов |
|
Оптимизация рабочих процессов |
|
Контроль репутации |
|
Работа с аудиторией |
|
Если после прохождения онлайн-курсов вы получаете портфолио из проектов, реализованных в ходе образовательного процесса, то при самостоятельном обучении у вас не будет такого бонуса. Чтобы добыть хотя бы парочку приличных кейсов, придется приложить усилия.
- Если у вас есть знакомый, владеющий собственным делом, предложите продвинуть его проект через соцсети. Шанс получить отказ минимален, ведь в любом случае бизнес останется в выигрыше.
- Создайте собственное сообщество. О чем угодно. Главное, чтобы его тематика давала простор для фантазии, позволяла сделать яркое оформление и была интересна широкой аудитории.
- Устройтесь на стажировку. Этот вариант предоставляет возможность получить не только реальный опыт и кейсы для портфолио, но также предложение перейти на постоянную работу.
- Запустите сарафанное радио. Расскажите всем родственникам и друзьям, что получили профессию СММ-менеджера и готовы для наработки опыта заняться продвижением любого проекта. Наверняка найдется не один желающий бесплатно пропиарить свой бизнес.
Самое серьезное препятствие на пути к самостоятельному погружению в профессию — постепенное снижение уровня мотивации и отсутствие контроля. Чтобы не «выгореть» в течение первых же дней, рекомендуем заниматься по заранее составленному учебному плану, в котором будет предусмотрено хотя бы 4-5 выходных в месяц.
Как SMM-менеджеру устроиться на работу
Начинающие SMM-специалисты сталкиваются с жесткой конкуренцией. Часто работодатели отдают предпочтение их более опытным коллегам, поэтому с официальным трудоустройством могут возникнуть проблемы.
Чтобы не тратить месяцы на поиск хорошей работы, рекомендуем начинать карьеру с роли помощника СММ-менеджера. На этой должности вы будете зарабатывать примерно 15 000 ₽ – 30 000 ₽, но уже спустя 6-8 месяцев обзаведетесь опытом, прокачаете профессиональные навыки и сможете устроиться на более выгодную позицию.
Подготовка резюме и поиск вакансий
Перед тем как приступить к поиску работы, нужно составить качественное резюме. Считайте, что это ваше первое испытание: SMM-специалист, который неспособен преподнести себя в выгодном свете, обречен на фиаско.
Не делайте CV объёмным. Постарайтесь уместить его на одной странице формата А4.
Включите в документ количественные показатели. Цифры и факты не только цепляют взгляд, но и демонстрируют вашу результативность.
Структурируйте текст. Разделите информацию на логические блоки. Используйте подзаголовки, маркированные и нумерованные списки.
Must Have: «Опыт работы», «Профессиональные навыки», «Образование» и «Личные качества». Остальные разделы — по желанию.
Поработайте над оформлением. Ваше резюме должно выделяться из потока документов других соискателей.
После заполнения резюме приступайте к поиску вакансий. Хорошие предложения публикуются не только на job-ресурсах, но и в социальных сетях. Откликайтесь на каждое подходящие объявление — так вы увеличите свои шансы на быстрое трудоустройство.
Собеседование
На интервью HR задаст вам несколько вопросов на определение уровня владения необходимыми hard skills и обозначит главные условия сотрудничества. Чтобы чувствовать себя уверенно, повторите теорию, возьмите на встречу с эйчаром копию своего резюме и подготовьте короткий рассказ о себе. Постарайтесь за 4-5 минут обозначить свои ключевые компетенции и кратко описать проекты, над которыми успели поработать.
Примеры вопросов на собеседовании:
- Вы предпочитаете работать в одиночку или в команде?
- Расскажите о своем самом успешном/ неудачном кейсе.
- Назовите 2-3 социальные сети, наиболее подходящие для продвижения нашего бизнеса.
- Какими способами планируете поддерживать активность ЦА?
- Умеете ли вы сглаживать негатив при общении с подписчиками. Приведите примеры.
- Перечислите несколько сервисов, которые используете в работе.
Вы, в свою очередь, тоже можете (и даже должны) задать ряд вопросов. Иначе HR подумает, что вы не особо заинтересованы в вакансии.
О чем можно спросить рекрутера:
- Расскажите о показателях, по которым вы оцениваете работу сммщика.
- В чем конкретно будут заключаться мои должностные обязанности?
- Сколько проработал на этой позиции мой предшественник, почему ушел?
- Обозначьте, пожалуйста, уровень заработной платы.
- Что входит в компенсационный пакет?
После прояснения ключевых моментов работодатель, скорее всего, возьмет время на раздумье. Чтобы не пребывать в «подвешенном» состоянии, сразу поинтересуйтесь, когда ждать ответ. Если в обозначенный день вам не поступит заветный звонок или письмо, свяжитесь с эйчаром самостоятельно.
При получении оффера уточните главные условия трудового договора и дату выхода на работу. Если вам откажут, попросите HR-менеджера назвать причины такого решения — это поможет проанализировать ошибки и основательно подготовиться к встрече с другим работодателем.
- Понять, что вам это нужно и замотивировать себя на успех.
- Пройти обучение.
- Читать профильную литературу.
- Тестировать профессиональные инструменты.
- Практиковаться на реальных проектах.
- Оформить портфолио из 2-3 кейсов.
- Составить продающее резюме.
- Мониторить вакансии и откликаться.
- Совершенствовать профессиональные навыки.