История появления методики
Неизвестно, был ли знаком руководитель рекламного отдела Алекс Осборн с русской пословицей «Одна голова хорошо, а две — лучше». Но в 1939 году он попробовал собрать команду для творческого решения задач. Автор методики столкнулся с неспособностью сотрудников поодиночке придумывать креативные идеи
Опыт групповой работы оказался успешным. Технологию назвали «мозговым штурмом» (МШ) или «брейнстормингом».
Секрет успеха эксперимента заключался не только в использовании «коллективного разума», но и в самом подходе к процессу мышления. Для респондентов были созданы оптимальные условия, позволяющие активно задействовать творческий потенциал и воображение.
Участникам МШ позволяли генерировать любые идеи без ограничений: спонтанные, интуитивные, логические, самые дикие и фантастические. Первоначально методика предполагала работу в группе. Со временем появились ее разновидности для применения в индивидуальном формате.
Назначение брейнсторминга
Мозговой штурм применяется повсеместно: в быту, образовательных учреждениях, крупных компаниях, рекламных агентствах. Преимущество МШ — возможность рассмотреть проблему с разных, а порой и противоположных сторон. Брейнсторминг предназначен для задач, требующих творческих способов решения.
- увеличение продаж;
- поиск лучшего названия проекта, продукта;
- разработка способов продвижения;
- определение вариантов выхода из кризисной ситуации;
- создание эффектного УТП и нового товара;
- подготовка стратегии развития и миссии компании.
Но далеко не все задачи решаются при помощи МШ. К исключениям относятся такие ситуации:
проблема многоплановая, с непростой структурой;
исследование невозможно без математических вычислений;
необходимо строить сложные экономические прогнозы;
результаты требуют однозначных суждений типа «да-нет».
Осборн предупреждал о неэффективности способа при разработке многоплановых и сложных задач. Отмечал невозможность применения методики при поиске логических ответов на вопросы вида «нужно ли открывать магазин».
Условия эффективности брейнсторминга
Метод генерации идей мозговой штурм не всегда дает хорошие результаты. Нередко организаторы допускают ошибки при проведении МШ.
Чтобы брейнсторминг принес успех, должны быть выполнены следующие условия:
- Проблема четко сформулирована и подробно изложена. Это позволяет избежать недопонимания с самого начала — даже на уровне терминов.
- Задача простая, односоставная, сводится к единственной цели. Более сложные требуют предварительной реструктуризации и отдельной проработки.
- Социальные запреты для участников сведены к минимуму. Отсутствуют необходимость соблюдения субординации, «давление» по должности, статусу. Каждый высказывается свободно.
- Приветствуется креативность, самые радикальные, необычные и даже дикие предложения.
При проведении штурма упор делается на большее количество идей, обсуждение и принятие решения на время откладывается. Отсутствие немедленной оценки позволяет участникам расслабиться, мыслить без боязни вызвать негатив.
Как организовать и провести брейнсторминг
Провести штурм с успехом поможет интеллектуальная разминка. Она позволит разрядить обстановку и стимулировать сотрудников к мыслительной деятельности Это могут быть любые упражнения и даже простая игра в города, когда участники вспоминают название реальных населенных пунктов.
Предварительно респондентов необходимо подготовить к мероприятию — дать пищу мозгу за пару дней до начала МШ. Для этого организаторы должны заранее раздать листовки с четким описанием задачи.
Способов проведения брейнсторминга немало, но в каждом из них участники сначала перечисляют самые очевидные варианты решения проблемы. Потом творческий процесс нередко заходит в тупик. В таком случае полезно сосредоточиться на дополнении и усовершенствовании уже высказанных идей.
Есть 4 основных метода генерирования идей при помощи мозгового штурма:
- Классический МШ. Респонденты садятся в круг и передают друг другу листок, в который поочередно записывают свои мысли. Информация указывается анонимно.
- Управляемый МШ. Изначально участникам задается жесткое время на то, чтобы сгенерировать интересные идеи. Над задачей сотрудники работают индивидуально. Ограничение по длительности процедуры и отсутствие информационного обмена снижает риск возникновения споров и разговоров.
- Направленный МШ. Предварительно организаторы подготавливают список критериев для оценки эффективности идей. Каждому сотруднику выдается бумага, на которой он пишется ответы на поставленный вопрос. Ведущий собирает записки, перемешивает и вновь раздает игрокам в случайном порядке. Теперь участники процесса должны усовершенствовать уже придуманные решения с учетом перечня параметров оценки. Процедура повторяется до 3-х и более раз.
- Индивидуальный МШ. Каждый респондент персонально готовит до 100 предложений по 1 теме. Методика применяется в психологии для решения экзистенциального кризиса. При этом человек готовит множество ответов на вопрос: «Для чего я живу?» Формат мозгового штурма может использоваться и в других сферах.
Заключительный этап оценки идей откладывается в идеале на 1-2 дня, если нет причин для спешки. Окончательное суждение выносится отдельными экспертами или в процессе голосования. При анализе итогов МШ учитываются заранее подготовленные критерии для отбора самых подходящих предложений.
Несколько правил, чтобы улучшить результат
Штурм требует контроля процесса со стороны ведущего. Он не должен допускать негативного развития событий, которое снизит эффективность мероприятия.
Что нельзя делать при любом методе генерации идей:
торопить участников, даже если процесс идет туго;
отвлекать респондентов разговорами;
устраивать из МШ «партсобрание».
В процессе генерации нельзя давить на сотрудников. Опыты показывают, что это приводит к увеличению количества предложений низкого качества.
- познакомить команду с уже собранным анонимно материалом;
- объявить минутку тишины, чтобы дать сотрудникам собраться с мыслями;
- периодически менять методы МШ с группового на индивидуальный и наоборот;
- предоставить коллективу информацию с обзором ресурсов и известных способов решения проблемы, затем продолжить процедуру;
- стимулировать работу участников поощрениями (баллами, вознаграждениями);
- предложить респондентам обратить внимание на идеи/технологии, которые применяются в других областях науки и жизни.
Где узнать больше о методике генерации идей
Существует большое количество способов проведения МШ, порой они мало похожи на идеи для мозгового штурма автора Алекса Осборна. Описание технологии от создателя содержится в книгах «Ваша творческая сила» (1948) и «Прикладное воображение» (1953).
К более свежим трудам по применению методики относится учебное пособие «Мозговые штурмы в коллективном принятии решений» (Панфиловой А. П., 2018) и издание «Творческая мысль. На коротком поводке» (Кевина Койна, Патриции Клиффорд, Рене Дайя, 2008).