Продавец-консультант
Это сотрудник торгового зала, основная задача которого — помочь посетителю магазина выбрать «тот самый» товар. Кроме консультирования, продавец также может заниматься выкладкой товара и обслуживанием на кассе.
Требований к опыту и образованию работодатели обычно не предъявляют. Главное, чтобы кандидат обладал необходимыми личностными качествами: он должен быть коммуникабельным, неконфликтным, толерантным и внимательным к клиенту.
Мерчандайзер
Представитель торговой марки ежедневно посещает несколько магазинов-партнеров. Он оформляет стеллажи с товарами бренда, размещает рекламные материалы, следит за представленным ассортиментом, проверяет условия хранения, забирает испорченные вещи на списание, а после того как закончит расстановку упаковок — делает фото витрины или снимает ее на видео.
Профессия мерчандайзера требует от сотрудника креативности, внимательности к деталям, организованности, гибкости и умения быстро принимать решения. Необходимые хард скиллы: анализ уровня продаж и оперативное изменение тактики работы для повышения покупательского спроса, контроль за остатками товара на складе, знание рекламных приемов и отличное владение ПК.
Супервайзер
По сути, это администратор торговой точки. Он следит за тем, чтобы магазин нормально функционировал: решает конфликтные ситуации, общается с посетителями, координирует работу кассиров и мерчандайзеров, проверяет схемы размещения витрин, следит за актуальностью ценников. Кроме того, супервайзер участвует в интервьюировании кандидатов.
Супервайзер должен обладать навыками обучения персонала, управления ресурсами и организации работы других людей. Кроме того, ему нужны лидерские задатки, критическое мышление и аналитический склад ума для оценки производительности.
Агент по закупкам
Еще одна важная профессия в сфере торговли. Задача специалиста — снабдить предприятие всем необходимым для нормальной работы. Это сырье для производства товаров, оборудование, программное обеспечение, офисная мебель, канцтовары и прочие расходники. Агент по закупкам анализирует рынок, ищет поставщиков, добивается выгодных условий сотрудничества, следит за сроками поставок и отвечает за документооборот.
Помимо умения вести деловые переговоры, агент должен обладать такими навыками, как взаимодействие с командой, заключение договоров, ведение учета товаров и уверенное пользование ПК. Ему также пригодятся математические способности и опыт работы со специализированным ПО (системами управления закупками, SRM).
Менеджер по продажам
Менеджер по продажам активно взаимодействует с целевой аудиторией и повышает лояльность к товарам бренда со стороны покупателей. По сути, этот специалист— связующее звено между компанией и ее потенциальными клиентами. Он анализирует потребности рынка, участвует в формировании ассортимента, проводит презентации, увеличивает базу потребителей, оформляет сделки и контролирует доставку заказа.
Людям, работающим в торговле, не построить карьеру без определенных личностных качеств: харизматичности, красноречивости, умения быстро принимать решения, напористости и нацеленности на результат.
Ключевые компетенции специалиста: грамотная речь, умение вести деловую переписку и телефонные переговоры, знание техник активных продаж, а также навыки публичных выступлений.
Менеджерами по продажам часто работают женщины в декрете — благодаря гибкому графику, они успешно справляются с должностными обязанностями, уделяют достаточно времени ребенку и сохраняют социальную активность.
Менеджер по снабжению
Это специалист административно-хозяйственной сферы. Его задача — следить за тем, чтобы производство не останавливалось, а витрины магазинов оставались полными. Для мониторинга остатков сырья и товаров менеджер по снабжению пользуется профессиональным софтом.
Проанализировав большие объемы данных, он формирует список заказов для поставщиков, которых нашел агент по закупкам. Объема приобретенной продукции должно хватить до момента очередного пополнения резерва, но без излишков.
Необходимые хард скиллы: составление договоров, деловой этикет, ведение переговоров, умение пользоваться прикладными программами, знание основ ценообразования, бухгалтерского учета и логистики.
Товаровед
Без представителя этой профессии, относящейся к торговле, невозможна работа магазина, хотя он и не пересекается с потребителями. Товаровед знает, как выбрать лучший продукт на рынке, сформировать ассортимент и обеспечить реализацию. В задачи сотрудника входят контроль наличия товара, документальное оформление приемки продукции, отслеживание условий хранения и взаимодействие с поставщиками.
Также товаровед выполняет роль ревизора — участвует в проведении инвентаризации, применяет санкции к виновным в утрате и порче товара, направляет претензии партнерам торговой точки.
С поставленными задачами справится дисциплинированный, ответственный, коммуникабельный человек, обладающий хорошей памятью и организаторскими способностями. Ключевые профессиональные навыки специалиста: заполнение складской документации, товароведение, учет товарно-материальных ценностей, умение работать в MS Word и Excel.
Торговый представитель
Название должности говорит само за себя — специалист активно общается с закупщиками и продвигает товар или услугу компании работодателя. Для этого он проводит презентации, организует переговоры, заключает контракты с торговыми точками и курирует сотрудничество между сторонами. Другими словами, делает всё, чтобы повысить продажи.
Это пример профессии в торговле, когда от кандидата, помимо всего прочего, требуются презентабельная внешность и наличие водительских прав. Сотруднику предстоит выполнять работу разъездного характера и много общаться с потенциальными клиентами. Ему пригодятся такие качества, как неконфликтность и коммуникабельность.
Маркетолог
Если говорить простым языком, маркетолог должен определить, чего именно хочет покупатель, и какой товар закроет его потребность. Чтобы совершить продажу, придется также убедить клиента, что предложенный компанией продукт действительно решит его задачи. Конечная цель — рост доходов фирмы работодателя.
В список основных должностных обязанностей маркетолога входит:
- участие в ценообразовании, прогрев аудитории;
- проведение анализа отзывов потребителей;
- выявление перспективных сегментов рынка;
- удержание постоянных клиентов.
Но маркетинг — большая ниша. Назвать конкретные задачи специалиста и необходимые для работы хард скиллы сложно. Есть маркетологи-«творцы» — это SMM-маркетологи, бренд-менеджеры, email-маркетологи и контент-маркетологи. И есть «математики» — performance-маркетологи, таргетологи и продуктовые аналитики.
В любом случае профессия маркетолога подойдет креативным, инициативным, энергичным, коммуникабельным, ответственным и целеустремленным людям, любящим учиться новому.
Специалист по тендерам
Тендер — это торги для поиска услуги или поставщика товара. Компании соревнуются между собой, чтобы получить крупный заказ от коммерческого или государственного предприятия. Специалист по тендерам представляет организацию работодателя. Он знает, как оформить заявку на участие в соответствии с законом, и какие подготовить документы, чтобы не быть исключенным из конкурса.
Необходимые качества специалиста по тендерам: многозадачность, внимательность, аналитический склад ума, организаторские способности, ответственность, умение трудиться под давлением, стратегическое мышление, этичность, честность и коммуникабельность.
Плюсы и минусы работы в торговле
Мы рассмотрели наиболее актуальные профессии, связанные с торговлей. Жестких требований к образованию и опыту в этой сфере нет. Начав с позиции кассира, сотрудник может дорасти до руководителя группы продаж или директора магазина. Но учитывать стоит как карьерные перспективы, так и подводные камни.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Работа с подросткового возраста | Физическая и психологическая нагрузка |
Старт без опыта и образования | Текучесть кадров |
Достаточно быстрый карьерный рост | Ненормированный график |
Развитие коммуникативных навыков | Материальная ответственность |
Зависимость зарплаты от KPI | Уменьшение выручки в несезон |