Что такое коммуникабельность
Резюме – документ, в котором информация изложена в сжатом виде. Поэтому кандидаты должны тщательно подходить к выбору того, что будет содержаться в блоках. Сегодня каждый второй соискатель пишет в анкете о коммуникабельности, но мало кто представляет, насколько многогранно это понятие.
Прежде чем погрузиться в вопросы заполнения резюме, давайте пройдемся по основам. Данная информация поможет понять, почему навык общения так востребован у работодателей.
Коммуникабельность представляет собой целый комплекс умений:
- прием, анализ и способность дальнейшей корректной передачи представленной информации;
- грамотная устная и письменная речь;
- уважительное отношение к спикеру и его точке зрения;
- вовлеченное слушание;
- умение строить связный, последовательный рассказ;
- ораторское мастерство;
- умение задавать собеседнику уточняющие вопросы.
Что такое общение, если смотреть с позиции взаимодействия в команде? Это обмен идеями, инструкциями, мнениями. Сам процесс намного глубже, чем просто приятельский разговор. Но даже в рабочих условиях коммуникация может быть неэффективной.
Коммуникативные навыки на рабочем месте можно разделить на 3 большие категории: вербальные, невербальные и письменные.
Вербальные навыки подразумевают под собой устное общение. Однако для достижения эффективности передачи сведений спикеру следует тренироваться над выразительной и темпо-ритмической стороной речи. К невербальным коммуникативным навыкам относятся жесты, мимика, позы. Здесь прием и передача информации происходит с помощью зрительного и тактильного анализаторов. Письменное общение хотя и является частью невербального, но менеджеры по персоналу выделяют его как отдельное профессиональное умение. Например, для таких специалистов, как программист, бухгалтер, секретарь, юрист грамотная письменная речь играет большую роль в карьерном развитии. Письменная речь – это не только текст, написанный от руки, но также напечатанный на компьютере или ином устройстве.
Примеры коммуникативных навыков для резюме
Как мы писали выше, указывать в резюме коммуникабельный стало модно. Но это понятие для каждого соискателя несет разную смысловую нагрузку: болтливость, умение убеждать, способность поддерживать любой разговор и т.д. Одно слово в анкете не даст полного представления о намерениях и талантах.
Рекрутер оценивает коммуникабельность в резюме уже с первых прочитанных строк.
Для резюме некоторых специалистов навыки коммуникабельный и общительный не будут информативны. Эти два термина не раскрывают личностные особенности, если вы, например, претендуете на должность «агента по недвижимости». В таких случаях рекомендуем включать в анкету синонимы и дополнительные слова.
Безусловно, указывать все умения сразу не стоит. 4-5 позиций будет достаточно. Идеальный вариант – продемонстрировать в анкете, как каждый из навыков повлиял на вашу работу.
Правильно | Неправильно |
---|---|
Показать в резюме пример проявления коммуникабельности. Допустим, «Благодаря увеличению количества командных встреч, где каждый работник мог высказаться о проблемах и достижениях, всего за 2 месяца мне удалось повысить вовлеченность персонала на 50%». | Указать в резюме ответственный и коммуникабельный. |
Помните, первое, на что будут обращать внимание рекрутеры при оценке коммуникативных навыков в резюме – насколько грамотно составлен сам документ. Исключите ошибки, жаргонизмы, соблюдайте информационно-деловой стиль письма. Количественные показатели можно добавить в блок «опыт работы», раздел «о себе» или отразить в цели резюме.
Что еще подойдет для включения в резюме кроме общительности и коммуникабельности? Давайте рассмотрим варианты для разных специальностей.
Специальность | Синонимы и дополнительные слова |
---|---|
Логопед | Грамотная речь, четкая дикция, взаимодействие с родителями |
Менеджер по работе с клиентами | Умение убеждать, работа с возражениями, холодные звонки |
Торговый представитель | Ведение переговоров, техника продаж, презентация услуг |
PR-менеджер | Нетворкинг, взаимодействие со СМИ, деловая переписка |
Мы продемонстрировали разные способы показать работодателю владение навыком эффективного общения. Теперь вы понимаете, что коммуникабельность в резюме социального работника, телеведущего и педагога будет отличаться.
Коммуникабельность в CV на английском языке
Помните, что ответственность, стрессоустойчивость и общительность являются ключевыми личными качествами в резюме для большинства профессий. Независимо от того, на каком языке составляется анкета.
По аналогии с документом на русском языке в английской версии есть разные термины для того, чтобы раскрыть умение эффективно коммуницировать. Вот некоторые из них:
- networking – нетворкинг;
- sociability – общительность;
- public speaking – публичные выступления;
- leadership – лидерство;
- negotiation – переговоры;
- mediation – медиация.
Вариантов гораздо больше, поэтому здесь также нельзя ограничиваться лишь словом «sociability». Рекрутер непременно оценит не только наличие навыков, но и отличное знание иностранного языка.
Как развить навык коммуникабельности
Представим ситуацию: вы нашли идеальную для себя вакансию. В качестве одного из главных требований к кандидатам значится общительность. Объективно оценив имеющиеся навыки, вы понимаете, что не соответствуете заявленной позиции. Как поступить? Отказаться? Ни в коем случае! Коммуникабельность относится к soft skills. Значит, при желании этим навыком способен овладеть любой человек.
Как развивать коммуникативные умения:
- Больше читайте. Блоги, художественную литературу, журналы – все равно.
- Обучитесь искусству задавать вопросы. Практикуйте активное слушание.
- Во время разговора поддерживайте зрительный контакт с собеседником.
- Изучите литературу по невербальной коммуникации.
- Пройдите курсы по копирайтингу и ораторскому мастерству.
- Практикуйтесь в публичных выступлениях.
- Иногда лучше заменить написание сообщений на простой телефонный звонок.
- Учитесь у лучших. Возьмите за образец выступление известного спикера и «разберите его по полочкам». Отметьте приемы, которые использует профессионал.
- Проверяйте написанное, прежде чем отправить адресату.
- Делайте заметки во время совещаний.
Коммуникабельность – это постоянная практика. За пару дней вы не разовьете навык до экспертного уровня. Но успеете изучить базовые приемы. Даже самый общительный человек, если долго поживет в изоляции, не сможет подойти к первому встречному и задать вопрос. Потребуется время для того, чтобы вновь обрести уверенность в себе.
Вывод
Коммуникабельность сегодня по праву входит в самых востребованных навыков. Без эффективного общения сложно завести знакомства, создать личный бренд, построить карьеру, добиться высоких целей. Логично, что работодатели хотят видеть коммуникабельность в резюме кандидата. Но как ее указать, если само понятие так многогранно? Мы подготовили для вас небольшой чек-лист.
Как написать в анкете о коммуникабельности: чек-лист для соискателей
- Возьмите лист бумаги и ручку. Начертите таблицу из двух колонок.
- Проведите «инвентаризацию» коммуникативных навыков. Выпишите все, чем владеете в первый столбец.
- Проанализируйте вакансию, выделите и перенесите во второй столбец ключевые слова, касающиеся общительности.
- Соотнесите сведения из обеих колонок. Есть совпадения? Это как раз то, что требуется включить в резюме.
- Ничего общего не нашли? Тогда вновь изучите вакансию и отметьте пункты, над которыми стоит поработать.
- Транслируйте ключевые навыки в резюме, но начните их развивать уже сейчас. Так вы никого не обманите. А рекрутер непременно оценит ваши старания на собеседовании.