Зачем нужно сопроводительное письмо
Сопроводительное письмо (cover letter) — это документ, который прилагается к резюме при отклике на вакансию. В большинстве случаев его отправка не является обязательным требованием, однако есть и исключения. Например, если такое условие указано в объявлении:
А иногда работодатели даже просят написать письмо с определенной фразы, чтобы проверить, насколько кандидат внимателен:
В каких еще случаях стоит подготовить сопроводительное письмо:
- Это первая работа и релевантного опыта нет, поэтому нужно убедить работодателя принять именно вас.
- На позицию высокая конкуренция, и вы хотите заинтересовать HR-специалиста, чтобы ваше резюме точно не пропустили.
- Рассчитываете на более высокую должность, чем занимали ранее. Cover letter поможет убедить, что вы справитесь с новым объёмом задач.
- Меняете профессиональную сферу. В письме вы сможете подробнее раскрыть сильные стороны, которые перекроют отсутствие релевантного опыта.
- Направляете отклик в зарубежную фирму. Например, в США, Европе и Азии написание cover letter является обычной практикой при трудоустройстве и, скорее, правилом, чем личным выбором кандидата.
Перейдем от теории к практике. Начнем с резюме. Выбираем современный шаблон и последовательно заполняем блоки:
А вот пример письма к этому резюме, чтобы точно взяли на работу:
У меня высшее образование по специальности «Реклама и связи с общественностью». Последние 1,5 года я работала на позиции ведущего PR-менеджера в «Таймлесс» — фирме, которая занимается разработкой IT-оборудования для B2B сегмента. Готовые кейсы и подробная аналитика по каждому проекту в портфолио — https://portfolio/vishnevskaya. Отлично знакома с креативным рынком в России и за рубежом (кейсы, тренды). Владею английским языком на уровне С1.
Давно наблюдаю за деятельностью агентства «Верба». Разделяю корпоративные ценности, которых придерживается команда, — честность, искренность, ответственность. Уверена, мне удастся принести пользу вашему бизнесу. У меня уже есть несколько идей для PR-стратегий, которые позволят вашему бренду успешно заявить о себе на международном рынке.
Благодарю за то, что вы нашли время и рассмотрели мой отклик. Буду рада познакомиться с вами лично и ответить на все вопросы более подробно.
С уважением, Ирина.
Телефон: +7 911 000-00-01 (Viber, Telegram)
Эл. почта: [email protected]»
Требования к сопроводительному письму на работу
Объём. Оптимально — 3–5 коротких абзацев. Этого достаточно, чтобы заинтересовать HR-менеджера и убедить его взять на работу именно вас.
В сообщении она пояснила, что имеет опыт только в смежной отрасли, но работа в крупных банках научила ее успешно справляться с большим объёмом задач, экспертно консультировать бизнес по финансовым вопросам и закрывать даже сложные кейсы. Очевидно, что такие навыки не оставят кандидатуру Алины без внимания, так как принесут агентству только пользу.
Стиль. Придерживайтесь официально-делового стиля, но без штампов или канцеляризмов. Заменяйте сложные речевые обороты на простые, понятные формулировки — так вы покажете, что текст не скопирован с первого сайта поисковой выдачи, а написан самостоятельно.
Оригинальность и креативная подача информации уместны только в том случае, если вы претендуете на творческую вакансию — например, дизайнера, сценариста, арт-директора, мультипликатора. Но здесь тоже важно не переборщить.
Структура и нюансы заполнения. Сопроводительное письмо должно быть четким, емким и лаконичным. В качестве шпаргалки можно использовать такой шаблон:
Начните с приветствия. Если вам точно известно, кто будет рассматривать ваш отклик, обратитесь к специалисту по имени.
- «Добрый день, Анастасия!»
- «Здравствуйте, Игорь Васильевич!».
Расскажите, кто вы, на какую позицию претендуете. По желанию добавьте пару слов о том, чем вас привлекло объявление и где вы его увидели.
- «Меня зовут Максим. Откликаюсь на вакансию UX/UI дизайнера, которую вы опубликовали на сайте компании».
- «Меня зовут Людмила. Я тестировщик. Работаю в game-индустрии 5 лет. Давно слежу за проектами вашего агентства, поэтому, когда у вас появилась вакансия по моему профилю, сразу решила откликнуться».
В основной части нужно показать наличие релевантного опыта и пользу, которую вы можете принести компании. Писать все места работы и подробно перечислять обязанности не стоит — эта информация должна быть указана в резюме. Читать одно и то же дважды никому не интересно. Сконцентрируйтесь на профессиональных умениях, достижениях и личных качествах.
В заключение поблагодарите рекрутера за время, уделенное на рассмотрение вашей кандидатуры, и добавьте призыв к действию.
- «Спасибо, что нашли время и ознакомились с моим откликом! Более подробно о себе могу рассказать по телефону или при личной встрече».
- «Благодарю за уделенное время! Буду ждать от вас тестовое задание».
Оставьте актуальные контактные данные, как минимум — номер телефона и электронную почту. По возможности укажите, что готовы ответить в мессенджерах, например в WhatsApp или Telegram.
Мы рассмотрели базовый вариант структуры документа, но в зависимости от ситуации можно добавлять и другие блоки. Например, в сопроводительное письмо, чтобы взяли на работу без опыта, стоит включить тему дипломного проекта, учебные кейсы, а также информацию о практиках и стажировках.
Подведем итоги
Сопроводительное письмо — еще не гарантия того, что вас 100% пригласят на интервью или ваше резюме хотя бы прочитают. Однако грамотно составленный документ значительно повышает шансы на это.
- Начните с изучения вакансии. Посмотрите, какие требования предъявляет работодатель к идеальному сотруднику, а затем выберете из списка те качества и навыки, которыми обладаете вы.
- Помните, что краткость — сестра таланта. Это не значит, что информацию нужно сокращать до двух-трех предложений, но делать полотно текста с личной биографией — тоже не выход. Если письмо растянулось на несколько страниц, в нем точно есть лишние блоки.
- Перечитайте текст. Это поможет вам убрать опечатки, исправить ошибки и в целом понять, какие фразы лучше переформулировать, чтобы письмо было проще для восприятия. Для проверки на орфографию используйте встроенные сервисы в текстовых редакторах или специальные платформы — например «Орфограммку».
- Не отправляйте всем один документ. Поверьте, текст, который написан для массовой рассылки, видно сразу. Хотите получить должность? Потратьте еще 5-7 минут и добавьте в образец персонализированный блок о том, почему вы хотите работать именно в этой компании.
- Форматируйте текст. Оформление документа так же важно, как и содержание. Выбирайте удобный для чтения шрифт, делайте равномерные отступы, при необходимости визуально разделите письмо на части с помощью подзаголовков. Длинные перечисления оформляйте списками — информация в таком виде воспринимается легче.
- Избегайте повторов. Очевидно, что информация в резюме и сопроводительном письме так или иначе будет пересекаться, но копировать текст слово в слово не нужно. Используйте cover letter как возможность раскрыть ваши личные качества и убедить рекрутера, что вы подходите на вакантное место, даже если нужного образования и опыта у вас нет.