Зачем нужно сопроводительное письмо
Cover letter — отличный шанс отстроиться от других претендентов на работу и убедить HR-менеджера в том, что должность нужно отдать именно вам. Более того, если рекрутеру придется выбирать между несколькими кандидатами, содержимое этого документа может стать решающим фактором.
- дает понять работодателю, что вы мотивированы на трудоустройство в конкретной компании и не занимаетесь массовой рассылкой резюме;
- доказывает, что вы подготовились к подаче заявки и уделили внимание изучению требований работодателя;
- демонстрирует ваши коммуникативные компетенции и способность четко излагать мысли;
- позволяет объяснить, какие навыки и качества делают вас идеальным кандидатом на вакантную должность;
- дает возможность рассказать о периодах безработицы и причинах карьерного перехода.
Правильно оформленный документ покажет, что вы ответственно относитесь к поиску работы и серьезно настроены на сотрудничество с выбранной фирмой. Ниже приведем пример, как составить убедительное сопроводительное письмо в компанию с учетом всех перечисленных моментов:
Здесь кандидат на позицию бухгалтера демонстрирует мотивацию к трудоустройству в организацию, упоминает о ключевых требованиях, описанных в вакансии, и называет причину длительного перерыва в стаже.
В описании вакансии говорится о необходимости приложить cover letter | Если этого не сделать, рекрутер подумает, что вы невнимательно изучили требования или не слишком заинтересованы в работе |
Вы хотите сообщить о себе важную дополнительную информацию | Например, при трудоустройстве в теннисный клуб есть смысл сообщить о том, что вы разделяете любовь к этому виду спорта |
В вашей сфере большая конкуренция среди соискателей | В такой ситуации сопроводительное письмо поможет обойти кандидатов, которые отправили только резюме |
Вы совершаете карьерный переход | Обоснуйте свое решение и расскажите, какой опыт с прошлых мест занятости пригодится вам в новой области |
Вы долго были без работы | Объясните, почему не могли трудоустроиться, и дайте понять, что развивали хард скиллы |
Вы собираетесь переезжать и рассчитываете на участие в программе релокации | Расскажите о планах на переезд и убедите эйчара, что не хотите упустить возможность устроиться именно в эту компанию |
Вы хотите работать удаленно | Сообщите об опыте дистанционной занятости, высокой организованности и умении пользоваться средствами связи |
Когда не нужно отправлять сопроводительное письмо к резюме в компанию, в которой хотите работать:
- на сайте фирмы нет возможности добавить этот документ к отклику;
- вас принимают в штат по рекомендации действующего сотрудника;
- компания предлагает краткосрочный контракт или сезонную работу;
- вы возвращаетесь в организацию, с которой сотрудничали ранее;
- подходящая должность нашлась через кадровое агентство;
- работу предложил рекрутер, который изучил ваш профиль на LinkedIn;
- фирма набирает операционный персонал и интересуется только опытом;
- вы согласны на неквалифицированный труд;
- речь идет о подработке для студентов в стенах вуза.
Как составить сопроводительное письмо в компанию
Сначала поговорим об основных принципах оформления cover letter.
Ясность, краткость, точность. Будьте лаконичны — идеальный размер сопроводительного письма составляет около одной страницы. Сфокусируйтесь на ключевых моментах — кто вы, почему заинтересованы в фирме, и как имеющийся опыт соответствует требованиям работодателя.
Ориентация на конкретную вакансию или компанию. Не используйте одно и то же письмо для отправки нескольких откликов. Покажите, что ознакомились с деятельностью организации, изучили требования к кандидатам, вписываетесь в корпоративную культуру и готовы работать именно здесь.
Упоминание ключевых навыков. Подчеркните, что обладаете опытом и компетенциями, которые требуются для целевой должности. В отличие от резюме, где хард скиллы перечисляются сухо и структурировано, в письме можно объяснить, как ваши умения пригодились на прошлых местах работы и помогут справляться с будущими обязанностями.
Соответствие тону CV. Письмо должно гармонировать с резюме и грамотно его дополнять. Например, если в анкете вы изъясняетесь сухими профессиональными терминами, избегайте слишком эмоциональных выражений и креатива. У рекрутера должно сложиться целостное впечатление о вас — по этой же причине лучше оформить оба документа в едином стиле.
Проиллюстрируем то, о чем было сказано выше, на примере сопроводительного письма стажера. Обратите внимание, насколько профессионально выглядит эта пара документов за счет использования шаблонов в одинаковой цветовой гамме:
У кандидата с таким письмом хорошие шансы получить приглашение на стажировку — он четко изложил свои мысли, указал цели трудоустройства, обосновал желание сотрудничать с организацией и перечислил ключевые навыки.
Теперь разберемся, как написать сопроводительное письмо в выбранную вами компанию, придерживаясь рекомендованной структуры документа.
Приветствие. По возможности обращайтесь к конкретному человеку. Узнать имя и отчество можно на официальном сайте компании, в профиле LinkedIn или описании вакансии. Пример: «Уважаемая Елена Сергеевна» или «Добрый день, Александр Иванович». Если информацию найти не удалось, используйте нейтральные формулировки вроде «Уважаемый менеджер по персоналу».
Введение. В первом абзаце кратко представьтесь и уточните, на какую вакансию претендуете. Важно сразу дать понять, что это не массовая рассылка, а персонализированное письмо. Например, поясните, чем вас привлекла должность.
Основная часть. Сфокусируйтесь на релевантных хард скиллах и профессиональных достижениях. Выделите 2–3 ключевых умения, которые подчеркивают ваше соответствие требованиям работодателя, и кратко расскажите, как применяли их на предыдущих местах занятости. Важно связать имеющийся опыт с будущими обязанностями. Здесь же поясните спорные моменты в резюме (периоды безработицы, смена карьеры).
Заключение. Поблагодарите HR-специалиста за уделенное время, а после — напишите, что готовы ответить на вопросы и обсудить детали трудоустройства при встрече. Обязательно оставьте контактные данные для обратной связи: номер телефона, электронную почту и мессенджер.
Образец составления письма с учетом рекомендованной структуры:
Почему письмо и CV лучше делать в одном стиле
Здесь всё просто — так эти документы будут восприниматься как целостный набор, а значит, шансы на то, что рекрутер их заметит и уделит им должное внимание, существенно повысятся.
Безусловно, стиль письма и резюме должен вам нравиться, но при выборе цвета в первую очередь следует ориентироваться на сферу деятельности.
Сфера | Подходящие оттенки |
---|---|
Бизнес, финансы, недвижимость, юриспруденция, страховой, транспортный и строительный бизнес | Темно-синий, черный, серый |
Маркетинг, PR, дизайн, туристический бизнес | Оранжевый, бирюзовый, светло-синий, зеленый |
IT и технологии | Синий, белый с яркими оттенками, темно-зеленый, серый |
Медицина и фармацевтика | Белый с голубыми акцентами, зеленый, серый |
Образование и наука | Темно-синий, бордовый, коричневый, темно-зеленый, пастельные оттенки |
Искусство, мода, кино | Фиолетовый, розовый, персиковый, желтый |
Коротко о главном
Зачастую HR-специалисты готовы пригласить на интервью соискателя с отличным сопроводительным письмом, даже если у него не слишком убедительное резюме. Чем не повод для того, чтобы уделить время содержанию и оформлению этого документа?
Мы рассказали о том, как должно выглядеть сопроводительное письмо к резюме в компанию мечты. Напоследок остановимся на типичных ошибках, которые допускают соискатели при его подготовке:
- Перечисление универсальных навыков. Нужно писать только о тех умениях, которые отвечают требованиям вакансии.
- Большой объем. Максимальная длина текста — одна страница.
- Неграмотная речь. Даже опечатки создают впечатление небрежности.
- Отсутствие конкретики. Перечислите имеющиеся навыки и уточните, как они пригодятся на новой должности.
- Повторение информации из резюме. Сопроводительное письмо должно дополнять CV, а не копировать его.
- Негативные комментарии о прошлых местах занятости. Упоминание о конфликтах с бывшими работодателями недопустимо.
- Чрезмерное использование личных местоимений («я», «мне»). Фокусируйтесь на пользе для компании, а не собственных интересах.
- Отсутствие информации об уровне владения английским языком. Это ценный софт скилл, который демонстрирует вашу целеустремленность.
- Нечеткая структура. Придерживайтесь стандартной формулы «приветствие — введение — основная часть — заключение».
- Отсутствие благодарности и контактов. Будьте вежливы и не заставляйте рекрутера искать ваш номер телефона в резюме.