Как правило, стандартный пакет документов состоит из диплома, рекомендательных писем, сертификата, подтверждающего знание иностранного языка, мотивационного письма и академического резюме.
И, если с первыми документами все более-менее ясно, то что же такое академическое резюме и чем оно отличается от профессионального?
Что такое CV
Академическое резюме (CV, Curriculum Vitae) – это анкета, которую требуют университеты, ВУЗы и некоторые работодатели. В ее основе — образование, навыки и академические достижения.
Хотя бытует мнение, что академическое CV используется для трудоустройства студентов на первую в их жизни работу, главная его цель – оценка кандидата для поступления в университет, на академическую деятельность, программу обучения или повышения квалификации.
CV используется и в российских ВУЗах, но чаще всего с ним сталкиваются при подаче заявок в европейские или американские образовательные учреждения.
Академическое резюме состоит следующих разделов:
- Образование
Если вы поступаете на программы аспирантуры и докторантуры, то указывать школу вовсе не обязательно. Избавьте приемную комиссию от лишней информации.
- Список публикаций
Правильно и красиво оформленный список публикаций способен произвести должное впечатление. Однако следует помнить, что в резюме нужно указывать только те публикации, которые имеют непосредственное отношение к выбранной вами специальности. То есть если вы поступаете на морского биолога, но в вашем арсенале есть статьи про жирафов, то включать последние не нужно.
- Перечень конференций и семинаров.
Здесь особое внимание стоит уделить международным конференциям и тем мероприятиям, где вы выступали с докладами.
- Гранты и стипендии
Съездили на летнюю школу от вуза бесплатно? Это был грант, обязательно упомяните о нем в резюме.
- Языковые сертификаты
- Членство в организациях/научных сообществах
- Дополнительное обучение
В чем разница между профессиональным и академическим резюме?
Обычно работодатели не выдвигают особых требований к оформлению профессионального резюме (если речь не идет о творческой вакансии).
Профессиональное резюме фокусируется на ваших достижениях как специалиста: каким отделом руководил, сколько заработал, какими навыками кандидат обладает.
Академическое же резюме намного шире — здесь могут быть и методологические подходы или теории, с которыми вы работали, опыт преподавания, гранты, опыт руководства коллективом, выступления на конференциях и пр.
Оно подробнее и обширнее, чем профессиональное резюме.
Шаблоны
Для начала проясним одну вещь.
Академическое резюме отличается от формата классической анкеты, ведь опыта работы — а иногда и оконченного образования — у человека, как правило, нет.
Кроме того, академическое резюме в первую очередь нужно ВУЗам, колледжам и университетам для стажировок и обучающих программ. Поэтому главная его цель — демонстрация научного опыта и достижений.
С одной стороны шаблон CV мало чем отличается от резюме без опыта – акцент делается на достижениях во время учебы и навыках. С другой стороны – у этих двух анкет разный смысл.
Шаблон CV состоит из 12 базовых блоков:
- Контакты;
- Цель резюме или направление образовательной программы;
- Профессиональные заслуги;
- Публикации;
- Награды и почетные грамоты;
- Гранты и стипендии;
- Конференции;
- Опыт преподавания;
- Исследовательский опыт;
- Дополнительная информация;
- Языки и личные навыки;
- Ссылки.
Но что делать, если вы на начальном этапе карьеры, и у вас нет опыта преподавания или полученных стипендий для демонстрации?
Все просто: пропустите разделы, в которых у вас нет опыта, сделав упор на тех, где вам есть, что сказать.
Возможно, вы встречали тысячи примеров с разделами. Чем же хорош наш шаблон?
Это наиболее понятный и выигрышный формат, опробованный на тысячах кандидатов. Он удобен для заполнения и легко читаем. Благодаря логичной структуре в таком шаблоне несложно найти нужную информацию.
В то же время некоторые учебные заведения весьма требовательно относятся к формату резюме. Так, некоторые университеты предлагают собственные бланки, другие ограничивают количество слов, а третьи предлагают заполнить онлайн-форму на сайте.
Иногда разделы «Опыт преподавания и исследований» размещают перед «Заслугами и публикациями», но в этом нет смысла.
Почему?
Потому что получить регулярный трудовой контракт или опубликовать результаты исследований в рецензируемом журнале сложнее и дольше, чем учить или проводить исследования.
Считается, что академическое резюме не ограничено по объему, поэтому делайте его настолько длинным, насколько это необходимо для демонстрации компетенций.
Но учтите, что некоторые образовательные учреждения ограничивают количество слов, символов или страниц. Всегда внимательно читайте требования к CV.
Структура резюме
Разберемся, как структурировать содержание каждого раздела, чтобы выгодно подчеркнуть достижения и навыки.
Контактная информация
Контакты – обязательный раздел любого резюме, профессионального или академического. Никто не будет искать ваш e-mail или телефон, если вы забудете про этот блок.
Как правило, в контактах записывают:
- полное имя;
- ученую степень и/или направление;
- адрес учреждения;
- домашний адрес;
- электронную почту;
- номер телефона;
- ссылку на профиль LinkedIn или соцсети (в зависимости от требования ВУЗов или образовательных программ).
Вне зависимости от того, указали ли вы ссылки на социальные сети или нет, комиссия по подбору, как правило, обращает внимание на присутствие человека в интернете:
Не забудьте подготовить профили, скрыв лишние фотографии или компрометирующую информацию.
Область исследований и профессиональная деятельность
Фактически, мы говорим о блоке «цели» в классической структуре резюме.
Разделите его на две части:
- Область исследований — краткий абзац, с планами исследований, диссертациями, желаемыми результатами.
- Профессиональная деятельность — краткий обзор образования и достижений, профессиональные достижения в работе.
Не не спешите использовать обе части одновременно:
Заполняйте область исследований, если подаете заявку в аспирантуру или на исследовательский грант. Вам все равно придется заполнить его, даже если вы прикладываете подтверждающие статьи, рефераты или диссертации.
Начните с целей и области исследований, привлекая внимание и мотивируя читать далее и узнавать о вас больше.
Согласитесь, звучит круто.
Ищете постоянную работу?
Тогда укажите достижения профессиональной деятельности сразу под контактной информацией.
Как и цель исследований, профессиональная деятельность — краткий обзор образования с достижениями и полученными грантами, а также достижения в практической работе.
В этом примере наглядно показаны доказательства научных трудов кандидата и конкретные достижения, которые можно проверить.
Начали писать биографию с правильных слов — зацепили читателя.
Что дальше?
Образование
Если вы нацелены на академическую работу, выстраивайте все ваше резюме на вокруг этого блока.
Перечислите полученные научные степени в обратном хронологическом порядке. Начните с самого свежего и отметьте:
- год завершения или ожидаемого завершения;
- научную степень;
- достижения;
- кафедру и образовательное учреждение;
- почетные грамоты;
- диссертацию, включая название диссертации и диссертационный совет.
Не пишите «кандидат технических наук«, чтобы получилось больше символов. Используйте сокращения и будьте последовательным на протяжении всего резюме.
Но учтите, что в Европе и Америке для записи ученой степени российские «к.т.н.» не подойдут.
Подбирайте аналоги, учитывая университет, страну и профессию, например:
- Doctor of Science;
- Ph.D;
- Candidate of technical sciences;
- и т.д.
Кафедра экологии и техносферной безопасности Мурманского государственного технического университета, Мурманск
Окончил с отличием
Диссертация: Комплексное управление прибрежными зонами в условиях Крайнего Севера
Руководитель диссертационного совета: Иванов Иван Иванович
Раздел заполнен. Идем дальше
Профессиональный опыт
Если у вас есть практический опыт работы в сфере, расскажите о нем сразу под разделом образования.
Так члены комиссии узнают, с какими учреждениями вы сотрудничали. Это важно в академических кругах.
Включите в раздел:
- занимаемую должность;
- учреждение;
- даты работы;
- краткое описание обязанностей.
Санкт-петербургский государственный университет кино и искусства, 2012-2017
Преподавал 18 курсов для студентов и 9 курсов для аспирантов, посвященных концептуальному искусству, фотографии и исполнительскому мастерству. Руководил кандидатскими диссертациями. Член диссертационного совета с 2014 по 2017 год.
Публикации
Публикации в научных журналах – главная «сила» кандидата. Разделите этот раздел на две секции: рецензируемые публикации (в признанных сообществом журналах) и другие публикации, например, в профильных СМИ, блогах и т.д.
Теперь разделите рецензируемые публикации на подкатегории в следующем порядке:
- книги;
- главы книг;
- рецензируемые журнальные статьи.
Остальные публикации пойдут в раздел «Другие публикации».
Награды и почетные грамоты
CV — место, где вы можете сполна похвастаться своими достижениями.
Перечислите полученные награды, грамоты, дипломы в обратном хронологическом порядке.
Название — год получения — учреждение, выдавшее грамоту или диплом.
Гонорары указывать не нужно.
Гранты и стипендии
Гранты доказывают ценность вашей работы. Особенно это важно в условиях сокращения финансирования науки.
Как и в случае с наградами, перечислите стипендии или гранты в обратном хронологическом порядке. Раскрывать суммы финансирования необязательно.
Конференции
Поделите раздел на три подраздела:
- мероприятия, на которых выступали в качестве приглашенного спикера;
- «родные» конференции, организованные в университете, на базе которого проводились исследования;
- участие без выступления.
Опыт преподавания
Помните, что опыт преподавания и профессиональный опыт — это не одно и то же.
В разделе «Опыт преподавания» академического резюме перечислите курсы, лекции или семинары, которые вы вели.
Нет опыта преподавания?
Указывайте работу ассистентом, младшим научным сотрудником или даже лаборантом.
Ваша цель – показать свою квалификацию и заинтересованность.
Научный опыт
Перечислите научные исследования, в которых вы принимали участие в обратном хронологическом порядке. Не забудьте про должности, например:
- штатный сотрудник;
- младший научный сотрудник;
- старший научный сотрудник.
При отсутствии исследовательского опыта, перечислите любые небольшие исследовательские проекты или соавторство исследований.
Дополнительная информация
Сюда записывайте все, что не влезло в другие разделы
Внеклассные мероприятия университета;
Освещение в СМИ;
Указывайте только наиболее значимые достижения. Смысл не в том, чтобы как можно больше написать о себе, а в том, чтобы показать квалификацию.
Языки и личные навыки
Перечислите иностранные языки и уровень владения ими.
Имейте в виду: «технический» язык – совсем не то же самое, что разговорный.
Многие ВУЗы требуют свободное владение именно техническим английским.
Шаблон академического резюме готов. Теперь осталось все это отформатировать.
Как отформатировать академическое резюме
Задумайтесь:
Отборочная комиссия рассматривает десятки заявок на каждую специальность, стипендию или грант.
Вы столкнетесь с конкуренцией, вне зависимости от цели и опыта, будь то зарубежные стажировки, аспирантура, академические исследования или колледж.
Некоторые европейские университеты устанавливают собственную форму академического CV. В этом случае, о форматировании вам думать не придется.
Но что делать, если резюме требуется в свободной форме?
- Используйте одинаковый размер поля и колонтитулов для четырех сторон листа.
- Используйте одинаковый размер шрифта.
- Оставляйте пустую строку перед заголовками.
- Пользуйтесь свободой.
- Сохраняйте резюме в распространенных форматах.
Это гарантия того, что резюме поместится на листе и будет корректно отображено при печати. Или воспользуйтесь готовыми онлайн шаблонами академического резюме — все поля и колонтитулы там уже настроены.
Выберите читаемый размер шрифта (не менее 12 пт) и не меняйте его на протяжении всего резюме. Для привлечения внимания к разделам используйте жирный шрифт.
Пустое пространство помогает читателю ориентироваться в тексте. В конструкторе myresume.ru отступы добавляются автоматически.
Академическое резюме отличается от классического отсутствием ограничений по объему. Если конечно объем не ограничен требованиями конкретного ВУЗа. Используйте столько страниц, сколько считаете нужным для описания академической карьеры.
Используйте PDF-формат для отправки по электронной почте, чтобы не потерять шрифты и форматирование.
Подведем итог
Помните: в академическом резюме должны быть отражены две вещи: каким образом ваш опыт соответствует основным требованиям программы и вуза и как профессионально вы можете себя подать.
Будьте внимательны к требованиям учебного заведения или работодателя, аккуратно выбирайте информацию, которую хотите изложить в резюме, избегая личных или нерелевантных фактов и «воды».
При этом:
- Конкурентоспособные, ключевые навыки и достижения записывайте в первую очередь, игнорируя «правильный» порядок.
- Начните с целей или профессионального опыта, рассказывающих об академической карьере.
- Будьте точны и лаконичны, не лейте «воду».
- Используйте читаемое, логичное и четкое форматирование.