Что говорит о бодимодификациях трудовое законодательство
Статья 3 ТК РФ запрещает дискриминацию в трудовых отношениях, в том числе лукизм, а положения ст. 64 ТК РФ не позволяют отказывать кандидатам в заключении трудового договора без веских оснований. Работодатели имеют право оценивать только деловые качества кандидатов — их навыки и опыт, которые понадобятся для выполнения должностных обязанностей. Поводом для отказа соискателю может служить недостаточный уровень образования, отсутствие нужной квалификации и несоответствие профессиональным стандартам. В некоторых сферах также допустима оценка состояния здоровья.
Но на деле всё не так просто. Чтобы выяснить, берет ли компания на работу кандидатов с татуировками, придется пройти все этапы отбора. И только после собеседования менеджер по найму пообещает «позвонить в случае положительного решения» или сразу откажет, сказав, что у соискателя недостаточно опыта. Ни одна организация не станет рисковать репутацией, давать повод для внеплановых проверок Роструда и обращений в суд. Поэтому никто не скажет правду о том, что претендента на должность лишили возможности занять вакантное место из-за пирсинга и наколок.
Также стоит учесть, что работодателям дано право на разработку корпоративных стандартов, издание локальных нормативных актов и заключение соглашений с персоналом, которые не противоречат требованиям закона. Поэтому, если на предприятии утвержден внутренний документ, согласно которому сотрудники должны выглядеть определенным образом — соблюдать дресс-код, не красить волосы в яркие цвета, скрывать тату, — придется подчиниться. О подобных требованиях предупреждают в момент подписания договора. Если согласиться с этими условиями, а потом нарушить их, за этим последует дисциплинарное взыскание и увольнение. Хотя последнее можно оспорить через суд — всё-таки на первое место ставятся деловые качества специалиста, а не внешний вид.
Когда татуировка и пирсинг не помешают трудоустройству
Самый очевидный ответ — в креативной сфере. Руководители салонов красоты, дизайнерских студий, ателье и рекламных агентств точно не станут возражать, если их подчиненные будут проявлять творческий подход в отношении своей внешности. Более того, в некоторых случаях бизнес даже окажется в плюсе — необычный образ сотрудника может привлечь клиентов. Бывает даже так, что предприятию выгоднее потерять одного–двух чересчур консервативных клиентов, чем уволить ценного специалиста с татуировками.
В киноиндустрии к бодимодификациям уже относятся не так критично, как раньше, а вот актерам театра лучше быть осторожнее с татуировками и пирсингом — эта сфера по-прежнему остается очень консервативной. Вот почему рисунки на коже будут только вредить карьере.
Не возникнет проблем с трудоустройством и у тех, кто хочет попасть на фирму с молодежной целевой аудиторией. Тату-салоны, магазины одежды, бары, кафе, компьютерные клубы, точки фастфуда, кинотеатры, комнаты квестов, спортзалы, event-агентства — везде будут рады обладателям неформальной внешности. Здесь вопросов, берут ли на работу с пирсингом, точно не возникнет.
Пример вакансии, в которой прямо указывается на отсутствие придирок к внешнему виду будущего сотрудника:
К представителям профессий, для которых не свойственно взаимодействие с клиентами напрямую, тоже не предъявляют претензий по поводу выражения внутреннего мира какими-либо внешними атрибутами. При условии, что сотрудник не является представителем или лицом компании.
- Ученые, инженеры, архитекторы, конструкторы, технологи.
- Рабочие производств, операторы, наладчики, механики, электрики.
- Копирайтеры, корректоры, редакторы.
- Экономисты, бухгалтеры, аналитики.
- Специалисты техподдержки, сотрудники кол-центров, диспетчеры.
Пожалуй, самыми прогрессивными можно назвать IT-компании. Здесь на первое место ставится возможность привлечь молодых квалифицированных кандидатов. Руководство всячески дает понять, что высоко ценит хард скиллы кодеров, тестировщиков, дата-сайентистов и не собирается выдвигать ограничений по поводу внешнего вида. Программисты должны быть креативными и смелыми в самовыражении — поэтому чаще всего они выглядят нестандартно.
Вопреки стереотипам, внешний вид преподавателей ссузов и вузов тоже строго не регламентируется, причем даже в государственных учебных заведениях. На выполнении должностных обязанностей неформальный вид не отражается негативно — студенты продолжают соблюдать субординацию, уважают своего наставника за современность и понимание необходимости самовыражения.
В школах и детских садах дела обстоят иначе — здесь у обладателей татуировок возникнут разногласия с администрацией и родителями. Дети впечатлительные, и на их мнение относительно бодимодификаций легко повлиять. «Плохой пример», — скажут мамы и папы.
Пример вакансии на позицию администратора в детский развивающий клуб:
Отдельно стоит упомянуть такое явление, как корпоративная татуировка — когда сотрудник Nike набивает на видном месте «птичку», а работник Apple — фразу «Think different». Против такой наколки компания возражать точно не станет — это идейное послание клиентам и конкурентам. Если специалист готов на такой поступок, значит, он лоялен к организации, готов работать долго, ценит свою позицию и созданные для него условия.
Куда не берут с татуировками и пирсингом
По статистике HeadHunter, 59% рекрутеров отказывают претендентам на работу из-за нестандартной внешности. Некоторые сферы занятости диктуют жесткие правила в отношении внешнего вида сотрудников, и компании смягчать требования не собираются. Речь идет об учреждениях, в которых привыкли к официальному стилю — дресс-коду и форменной одежде.
Как правило, сотрудники таких организаций обслуживают большой поток клиентов в течение дня. Люди разные — встречаются и такие, кто резко негативно настроен по отношению к любителям татуировок и пирсинга. Чтобы никого не раздражать, руководство нанимает персонал без наколок на тех частях тела, которые нельзя скрыть под одеждой. Особенно это касается офис-менеджеров — они встречают посетителей и рискуют испортить первое впечатление о компании. Проблемы с забитым предплечьем, поясницей, лодыжкой, опять-таки, вряд ли возникнут — их необязательно демонстрировать.
Пример вакансии с требованием об отсутствии пирсинга и татуировок:
В список самых консервативных организаций входят банки, страховые конторы, юридические фирмы, консалтинговые агентства и авиакомпании. В большинстве случаев соискателям на должности в бюджетных учреждениях тоже задают вопрос о наличии татуировок и пирсинга. Нести службу в правоохранительных органах — полиции, ФСБ, МЧС, ФСИН и других — могут только те, у кого отсутствуют видимые наколки. Полного запрета нет, но рисунки на теле здесь могут быть расценены как пропаганда экстремизма, насилия и прочих противоправных действий, потому что ранее такие бодимодификации считались признаком принадлежности к ОПГ.
Запрет на неформальный внешний вид также распространяется на сотрудников органов исполнительной власти, медицинских учреждений, МФЦ, домов малютки, социальных служб, государственных библиотек и стационаров для престарелых. Депутаты, министры и другие госслужащие если и имеют татуировки, то тщательно скрывают их от народа.
Пример вакансии, опубликованной частной стоматологической клиникой:
Во многих организациях, работающих в люксовом сегменте, бодимодификации тоже не приветствуются. К таковым относятся агентства недвижимости, гостиницы, рестораны, частная авиация и туристические агентства.
В модельном и рекламном бизнесе тату и проколы будут, скорее, мешать. Прямого запрета на неформальный внешний вид нет, особенно на западном рынке, но бренды хотят, чтобы взгляды потенциальных покупателей были прикованы к их продукции, а не к наколкам сотрудников. Звезд шоу-бизнеса пригласят в любом случае — при необходимости, рисунки с тела можно убрать с помощью видео- и фотомонтажа. Но девушкам из агентств, у которых забиты спины, шея или руки, такой чести не окажут.
Что касается частных компаний, здесь всё зависит от начальства. Старшее поколение редко мирится с татуировками. Миллениалы более уступчивы в этом вопросе, где-то даже приветствуют смелые решения относительно внешности. Поэтому заранее предугадать, принимают ли на работу кандидатов с пирсингом и наколками в конкретной фирме, нельзя. Иногда рекрутер уже на этапе анкетирования сообщает о том, что директор предприятия против бодимодификаций, даже если рисунки и проколы можно спрятать.
Скрыть бодимодификации не всегда удается. Даже если у соискателя нет имплантированных «рогов», татуировок на глазных яблоках, сплита (раздвоенного языка), тоннелей в носу или шрамирования, о наличии маленькой татуировки легко узнают во время медосмотра. Который, к слову, является обязательным при приеме, например, в полицию. Тогда шансы на трудоустройство будут зависеть от того, что изображено на наколке, какую площадь тела она занимает, и можно ли ее скрыть. Однако даже этот вопрос будет решаться только после получения заключения от психиатра и дерматовенеролога.
Не стоит забывать и о ситуациях, когда пирсинг может представлять опасность для самого специалиста и окружающих. Например, на производстве, где в течение смены рабочие сталкиваются с высокими температурами воздуха, химикатами, движущимися механизмами и магнитами, кольца на лице могут привести к травме.
Коротко о главном
Мы рассказали, на какие работы не берут с татуировками и пирсингом. Уверены, что теперь вам будет проще принять решение по поводу бодимодификаций. Если для вас это важный способ самовыражения, возможно, ради должности в консервативной компании стоит отказаться от наколок на открытых участках тела — лице, кистях и пальцах рук, шее.
Хотите чувствовать себя свободно не только на улице, но и в стенах фирмы? Тогда исключите из списка желаемых мест для работы государственную службу и не пытайтесь навязывать свои ценности организациям со строгими требованиями к внешности персонала. Отстоять свою точку зрения и получить желаемую должность у вас вряд ли выйдет.
Если вы уже сделали тату, пирсинг и теперь оцениваете свои шансы на трудоустройство, у вас есть два пути. Первый — пойти в ту сферу, где отмечается высокая степень толерантности к такому креативу. Второй — не упоминать о наличии наколок, подписать трудовой договор и соблюдать требования локальных нормативных актов (прятать рисунки на коже под одеждой, вынимать аксессуары для пирсинга).
В России общество пока достаточно консервативно. Большинство представителей поколения бумеров негативно относится к тату, пирсингу и прочим бодимодификациям. Но ситуация меняется, потому что бизнесом начинают руководить миллениалы и активные зуммеры — уже через 10–15 лет рамки могут сильно расшириться.