Грамотная речь — что это значит
Возможно, вы помните фразу из школьного сочинения про Алешу Поповича на коне, который «наклонил голову и щиплет травку», — в свое время она облетела все юмористические сайты. Хотя по контексту ясно, что речь идет о животном, а не о богатыре, считать такую формулировку грамотной всё равно нельзя.
Резюме — не школьное сочинение и за него не поставят оценку. Однако это не отменяет того, что оно должно быть написано литературным языком. Конечно, если вы действительно хотите получить работу:
Грамотная речь означает владение всеми нормами литературного языка в целом: соблюдение правил пунктуации, орфографии и грамматики, логическое и выразительное изложение мыслей.
- Логически выстроенная речь. Не сумбурное повествование о достижениях, навыках и опыте работы, а структурированное и последовательное изложение информации. Все слова должны быть объединены по смыслу и грамматически — только тогда вам удастся точно донести мысль до эйчара.
- Безошибочное употребление словоформ. Согласитесь, что фразы «составляю тексты» и «составляю текста для рекламных кампаний», производят разное впечатление?
- Словарный запас. Каким он должен быть — зависит от профессии. Но точно не стоит ограничиваться 30 словами, как Эллочка-людоедка из романа «Двенадцать стульев».
- Отсутствие орфографических ошибок. Слова должны быть написаны правильно, особенно если это профессиональная терминология.
Неважно, где и кем вы планируете работать, — грамотная речь в резюме станет вашим преимуществом.
Ответ пришел сам собой после повторного изучения резюме. Если у Насти тексты во всех разделах были написаны грамотно, то в анкете Алины эйчар прочитал: «договориться о встречи», «комуникабельна», «в обучении ни нуждаюсь», «желаю трудоустроится».
Неудивительно, что ассистентом руководителя выбрали Настю, а Алина, возможно, так и не узнала, что оставалась всего в шаге от работы мечты — «Ох, уж эти правила и запятые»!
Этот пример не преувеличение. Бывает, что рекрутеры закрывают глаза на мелкие недочеты и опечатки, особенно если соискатель обладает всеми необходимыми навыками и опытом работы. Но будем честны, если в резюме допущены грубые ошибки и есть выбор между кандидатами (а у эйчаров он есть в 99% случаях!), то да — в команду возьмут того, кто владеет грамотной речью.
- Приятное впечатление. Как известно, встречают по одежке. Если соискатель грамотно пишет, у рекрутера складывается о нем положительное мнение.
- Ясность и понимание. Соблюдение правил русского языка позволяет избежать путаницы и двусмысленности.
- Правильная расстановка акцентов. Когда резюме грамотно, точно и логично написано, рекрутер не отвлекается на мысленную корректировку речи и сосредотачивается на главном — профессиональных навыках, опыте работы и достижениях.
- Инструмент влияния. Даже если соискатель не обладает необходимыми знаниями и умениями, с помощью грамотной речи в резюме у него есть шанс убедить работодателя рассмотреть его кандидатуру.
Для каких профессий важна грамотная речь
Умение правильно писать и говорить — навык, который важен каждому, независимо от должности и сферы деятельности. Однако есть профессии, в которых грамотная речь является не просто полезным скиллом, а обязательным требованием.
Учитель, логопед, журналист, менеджер по продажам, специалист по связям с общественностью, переводчик, редактор, корректор, дипломат, копирайтер, UX-дизайнер, таргетолог — это далеко не полный список профессий, в которых грамотная устная и письменная речь в резюме выходит на первый план.
Проверить, насколько важен этот скилл для вашей профессии, можно в генераторе навыков. Просто укажите должность, а сервис подберет необходимые умения.
Например, для профессии «журналист» грамотная устная и письменная речь является одним из ключевых умений:
Как продемонстрировать грамотность в резюме
Рассказать о том, что вы владеете нормами языка, можно в разных блоках резюме.
«Навыки». Чтобы произвести впечатление на HR-менеджера, указывайте в резюме не только скилы из вакансии, но и дополнительные умения. Например, грамотную устную и письменную речь.
Здесь не нужно подробно расписывать, что вы идеально знаете правила орфографии, грамматики и пунктуации. Просто добавьте пункт «грамотная речь» в список навыков и при необходимости отметьте уровень владения русским и иностранными языками:
Бывает, что работодатели отдельно отмечают в вакансии требование о грамотности. Это важно в тех случаях, когда будущим сотрудникам предстоит вести деловые переговоры, общаться с клиентами, создавать массовые рассылки:
Если такое условие заявлено в объявлении, то указать грамотную речь в резюме нужно обязательно — это повысит ваши шансы на трудоустройство.
«О себе». Если список навыков получается слишком большим, добавьте информацию об умении правильно писать и говорить в другой раздел. Например, в блок «О себе». Здесь можно раскрыть эту компетенцию более подробно.
- «В совершенстве знаю нормы современного литературного языка, всегда применяю их в устной и письменной речи».
- «Грамотно пишу тексты. Умею объяснять сложные вещи простыми словами».
- «Профессионально веду диалоги, четко и логично излагаю мысли. Знаю, как поддержать дружелюбную атмосферу общения».
«Опыт работы» + «Достижения». Это один раздел, где можно рассказать, каких результатов вы достигли в прошлом, в том числе благодаря грамотной речи.
- «Успешно провел 50 переговоров с крупными поставщиками»;
- «Увеличил CTR рекламной кампании на 23% за счет создания эффективных постов»;
- «Занял 1 место в литературном конкурсе».
Полезные лайфхаки
Ошибки в резюме рассеивают внимание эйчара и не позволяют сконцентрироваться на содержании документа. Вместо того чтобы изучать ваши навыки и достижения, специалист будет постоянно отвлекаться — это отталкивает.
Вот еще несколько рекомендаций, которые помогут придерживаться грамотной письменной речи в резюме:
Возьмите за правило перечитывать текст после написания. Это касается резюме, сопроводительных писем, деловых сообщений — всего, где важна грамотность. Большинство ошибок возникают по невнимательности. Когда автор поглощен формулированием и изложением мыслей, он может легко упустить запятую, не поставить мягкий знак или забыть про последнюю букву в слове. Простая проверка, особенно спустя несколько часов после написания текста, позволит исправить большую часть недочетов.
Пользуйтесь сервисами по проверке орфографии и пунктуации. Они по умолчанию встроены во все текстовые редакторы, будь то Microsoft Word или Google Docs. Можно «прогнать» текст через специализированные ресурсы — таких инструментов сегодня десятки. Например, «Орфограммка» и text.ru.
Выберите сервис, которым вам будет удобно пользоваться, и уделите 1-2 минуты, чтобы проанализировать резюме, а затем исправить подсвеченные ошибки. Такая проверка не идеальна, но она отлично подойдет в качестве дополнительного инструмента.
Коротко о главном
- Пункт о грамотной речи и письме в резюме подразумевает, что кандидат владеет нормами литературного языка: от орфографии и стилистики до грамматики и пунктуации.
- Работодатели уделяют качеству речи соискателей большое внимание. Если при схожих вводных данных у одного кандидата резюме составлено грамотно, а у второго — с ошибками и логическими неточностями, то с большей вероятностью выберут первого претендента.
- Правильная речь — важный навык для любой должности. Однако есть специалисты, для которых это умение является профессиональным. Например, учителя, переводчики, журналисты, редакторы, логопеды.
- Чтобы избежать ошибок в резюме, внимательно перечитайте текст перед отправкой и дополнительно воспользуйтесь сервисом по проверке орфографии. А еще можете попросить другого человека просмотреть вашу заявку — взгляд со стороны всегда помогает.