Что такое эмпатия и как она помогает в работе
Эмпатия — одна из составляющих коммуникативной компетентности. Это способность распознавать и правильно интерпретировать эмоции, чувства и настроение людей. Понимание состояния собеседника помогает построить эффективные взаимоотношения с коллегами, начальством, клиентами и наладить общение даже в конфликтной ситуации.
Эмпатия — это простыми словами способность к сопереживанию, возможность чувствовать то, что происходит в душе другого человека.
Человек с высоким уровнем эмпатии чувствует проблемы окружающих, интересуется их нуждами. Он отзывчив, умеет «читать» по лицам, старается изо всех сил избегать конфликтов, склонен к поиску компромиссных решений, легко находит общий язык и завязывает знакомства. Окружающие любят его за душевность.
Для каких должностей и профессий важна эмпатия
Руководитель. Умение разбираться в людях дает преимущество любому управленцу. Эмпат способен поддерживать атмосферу доверия и лояльности, поэтому у внимательных и заботливых боссов, как правило, дружный коллектив. Шеф легко разрешает конфликты, договаривается с клиентами, партнерами и чувствует лукавство.
Педагог. Учителю проще найти общий язык с детьми, если он выстраивает процесс обучения с учетом их потребностей, склонностей и особенностей характера.
Психолог. Невозможно помочь клиенту, не поставив себя на его место, поэтому эмпатия для психологов считается не столько личной чертой, сколько профессиональным качеством.
Актер. Чтобы сыграть роль, нужно хорошо разбираться в эмоциях людей. Актер должен реалистично изображать героев, осознавать причины их переживаний и поступков, уметь воспроизводить чувства.
Маркетолог. Для продвижения продуктов на рынке необходимо понимать клиентов: их потребности, желания, эмоциональное состояние. Умение поставить себя на место потенциального покупателя — маркер настоящего профессионала в маркетинге.
Врач. От качества интерпретации состояния человека, его жестов и эмоций зависит эффективность медицинской помощи. Доктору важно расположить пациента к себе, вызвать доверие, чтобы тот раскрылся и рассказал о своей проблеме.
Бизнес-тренер, коуч. Люди по-разному реагируют на информацию, просьбы и замечания, поэтому для преподавания в больших группах специалисту необходимо хорошо чувствовать состояние каждого участника.
Соцработник. Долго притворяться коммуникабельным и человеколюбивым в этой профессии не получится. Чтобы помогать подопечным, соцработник должен видеть проблему не только с бюрократической стороны, но и уметь ставить себя на место другого человека, искренне проявлять сочувствие.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы. Специалисту УИС нужно обладать навыками оценки эмоционального состояния осужденных и достоверности поступающей от них информации. Проявление сочувствия помогает установить контакт и вызвать доверие, добиться искренности в общении. Но здесь важно соблюдать золотую середину. От чрезмерно эмпатического поведения пользы не будет. Оно станет препятствием для выполнения должностных обязанностей. А полное отсутствие сопереживания может спровоцировать конфликты и коммуникативные трудности.
Дизайнер. При создании своих работ специалист должен учитывать воздействие, которое они оказывают на окружающих. Настоящий профессионал способен влиять на настроение, вызывать эмоции, привлекать внимание целевой аудитории и тем самым увеличивать продажи.
- Методика В. В. Бойко.
- Опросник И. М. Юсупова.
- Шкала эмоционального отклика А. Меграбяна и Н. Эпштейна.
Как развить эмпатию
Мы подобрали для вас 10 эффективных способов развития эмпатии, которые помогут вам научиться слушать собеседника, интерпретировать его эмоции и невербальные признаки (позы, мимику, жесты).
«Осознание эмоций»
Чтобы понимать других людей, для начала познакомьтесь со своими эмоциями. Контролируйте то, что испытываете сейчас и в разные моменты времени.
Всё получилось? Тогда переходите на следующий этап — отслеживание эмоций у домочадцев, коллег, прохожих. Если есть возможность, просите собеседников давать обратную связь — это пригодится для проверки правильности интерпретации их состояния. На освоение навыка уйдет несколько недель. Со временем анализ себя и окружающих войдет в привычку.
«Угадай-ка»
Для упражнения нужен напарник. Каждому участнику даются листы с перечнем эмоций. Условие — «изобразить» написанное без слов, только с помощью мимики. Задача — угадать состояние партнера.
«Активное слушание»
Упражнение можно практиковать самостоятельно, не извещая об этом собеседников. Слушайте, что говорят окружающие, анализируйте их поведение, мимику, жесты. Пытайтесь понять говорящих, ориентируясь на их эмоции. При выполнении этой техники на развитие навыков эмпатии, соблюдайте 4 рекомендации:
- Не перебивайте.
- Внимательно вникайте в суть разговора.
- Анализируйте невербальные подсказки.
- Мысленно ставьте себя на место собеседника.
«Обезьянка перед зеркалом»
Тренинг на развитие чувства эмпатии проходит в паре. Один человек играет роль обезьянки, другой — зеркала. Задача первого — показывать чувства и эмоции, второго — повторять за ним. На отработку мимики отводится 5 минут. Затем участники меняются ролями.
«Эмпатичное слушание»
Эта технология развития толерантности и эмпатии также предполагает работу в паре. Попросите человека рассказать о тех вещах, которые он считает важными. Затем в одном предложении попытайтесь передать его эмоции, внутреннее состояние, при этом избегайте осуждения.
«Войти в роль»
Чтобы разбираться в людях, нужно обладать способностью ставить себя на место другого человека. Попробуйте вспомнить коллег и проникнуться их состоянием.
Подумайте, как бы каждый из них ответил на вопросы:
- Какие ценности считаешь важными?
- Что ты любишь больше всего?
- Что тебя огорчает и радует?
- Чего боишься?
- Что заставляет нервничать?
Этот метод помогает перенести внимание с себя на других людей, заставляет задуматься о переживаниях окружающих.
«Пойми персонажа»
Упражнение на развитие эмпатии выполняется в группе. Каждый участник выбирает кого-то из присутствующих, внимательно наблюдает за ним, записывает настроение и переживания. Затем все по очереди зачитывают текст. Тот человек, о котором ведется рассказ, должен подтвердить или опровергнуть выводы о своем состоянии.
«Телефонный разговор»
Для упражнения нужна пара. Один участник стоит спиной и говорит по воображаемому телефону. Второй по интонации должен определить настроение собеседника.
«Угадай эмоцию»
Для занятия потребуются фотографии, на которых изображены люди, испытывающие различные эмоции. Задача участников — попытаться угадать, что испытывает тот или иной человек.
«Поддержка»
Участники рассаживаются кругом. Каждый поворачивается к партнеру справа и рассказывает ему о своих проблемах. Слушатель пытается выразить говорящему свою поддержку. Это упражнение помогает научиться внимательно относиться к собеседнику и оказывать ему помощь.
Как написать об эмпатии в резюме
Если в вашей профессии важна эмпатия, о ней точно стоит написать в резюме, и лучше — на конкретных примерах. Расскажите, как с помощью этого качества вам удалось повысить эффективность продаж, уладить конфликт с коллегами, найти взаимопонимание с клиентами.
Я люблю помогать клиентам, находить для них лучшее решение проблемы. Благодаря способности понимать людей, мне удается легко закрывать их потребности и увеличивать продажи».
Подведем итоги
Эмпатия — важное качество, которое помогает нам находить общий язык с близкими людьми, клиентами, коллегами, партнерами. В некоторых профессиях способность понимать чувства другого человека является базовой компетенцией, без которой невозможно хорошо выполнять работу. Но даже если это не ваш случай, упоминание об эмпатии в резюме никогда не будет лишним. Главное — не ограничиваться одним упоминанием в блоке с перечислением софт скилов, а подтвердить свои слова фактами, например, в разделе «О себе».