Амбассадор бренда — что это значит?
Если отталкиваться от происхождения термина (ambassador — «посол» в переводе с французского языка), можно сказать, что амбассадор — это посланник бренда, представитель ценностей компании. Его задача — популяризировать продукт в соответствии с условиями договора.
Но амбассадор не официальный представитель компании. Он не отвечает на вопросы о продукции, и обращаться к нему с претензиями тоже бесполезно. Это, скорее, «народный» герой — человек, который ненавязчиво делится с аудиторией своими впечатлениями от использования товаров.
Лицо бренда | Необязательно сам пользуется продукцией компании, его зона ответственности — участие в мероприятиях и традиционная реклама |
Адвокат бренда | Защитники оставляют положительные отзывы и отстаивают интересы бренда в публичном пространстве без оформления договорных отношений |
Евангелисты | Поклонники компании, довольные продукцией и готовые безвозмездно рассказывать о ней окружающим |
Иногда сотрудничество не предполагает денежного вознаграждения. Вместо оплаты могут быть предложены образцы товаров, скидки, участие в образовательных программах, приглашения на отраслевые мероприятия и т. д. А бывает так, что компания предлагает одновременно и гонорар, и бонусы.
Что делает бренд-амбассадор
Амбассадорство — это не про размещение рекламы с призывами к покупке. «Посол» бренда должен пользоваться продуктами компании и показывать свою удовлетворенность аудитории. Никакого «заметного» продвижения, пост не должен выделяться из общей массы публикаций.
Например, здесь Равшана Куркова явно заявляет о партнерстве с Litres — цифровым сервисом электронных и аудиокниг:
А в этом посте актриса ненавязчиво рекламирует туфли от Manolo Blahnik в России (в описании есть хештег #manoloblahnikrus):
В зависимости от типа маркетинговых мероприятий различают три формата амбассадорства:
- Онлайн — партнер компании продвигает продукт исключительно в интернете (проводит эфиры на стриминг-платформах, организует опросы, оставляет отзывы, постит фотографии в соцсетях).
- Офлайн — сотрудничество с компанией предполагает съемку рекламных роликов, проведение викторин с призами от бренда, посещение мероприятий, участие в турах и т.д.
- Микс форматов — амбассадор делает активности в сети и присутствует на офлайн-мероприятиях.
Разберемся, что значит стать амбассадором какого-либо бренда. Чем же занимается «посол»:
Публикует посты и видео в блог. Показывает, как пользуется косметикой при нанесении макияжа, укладывает волосы с помощью инновационного стайлера, делает распаковку гаджетов, фотографируется в одежде определенной марки. Например, вот Кети Топурия делится впечатлениями от диетических батончиков BONO:
Участвует в благотворительных акциях, отвечающих ценностям бренда — это способствует выстраиванию доверительных отношений с аудиторией.
Защищает интересы компании — если возникает негативная ситуация, которая может отразиться на репутации бизнеса, амбассадор неофициально участвует в споре на стороне партнера.
Делится идеями по поводу развития продукта. Например, разрабатывает новые коллекции товаров совместно с представителями бизнеса, как это сделала телеведущая Марина Кравец в сотрудничестве с ювелирным брендом Sokolov:
Проводит конкурсы и дарит победителям продукцию бренда. Для компании такие активности — шанс резко увеличить вовлеченность аудитории и заполучить постоянных покупателей.
Ходит на бизнес-завтраки, мастер-классы, конференции и другие мероприятия, где без агрессивной рекламы рассказывает гостям о продвигаемых продуктах и преимуществах компании-партнера.
Кто может стать амбассадором бренда
Мировые бренды вроде Chanel предпочитают работать со знаменитостями. Первая и самая очевидная причина — у них много фанатов. Но есть и второй момент — известные личности старательно поддерживают свою репутацию. Скандал вокруг амбассадора неминуемо отразится на компании, которую он представляет.
Что касается менее известных брендов, то здесь стать «послом» может любой лидер мнений. Чем больше у инфлюенсера аудитория, тем проще ему обратить на себя внимание и договориться о сотрудничестве. А если у блогера миллионы подписчиков, представители компании, вероятнее всего, свяжутся с ним сами.
Охваты приобрели второстепенное значение с момента расцвета «маркетинга из уст в уста» (WOMM, word-of-mouth marketing). Суть в том, что продукты компании продвигаются благодаря положительным отзывам реальных покупателей — те, кому понравился товар, рассказывают о нем другим и таким образом формируют лояльное комьюнити.
Зачем компаниям амбассадор
Амбассадорство повышает лояльность целевой аудитории к бренду. «Посол» укрепляет доверие клиентов компании, тем самым увеличивая количество продаж. Такой подход работает лучше традиционной рекламы — по данным исследования маркетинговых агентств Ipsos и Trinity, доверие потребителей к ней резко снизилось.
Еще один плюс для бизнеса — существенная экономия бюджета. Во-первых, сотрудничество с инфлюенсерами обходится дешевле, чем услуги рекламных компаний. Во-вторых, амбассадоры создают разнообразный контент, который можно использовать повторно.
Ниши для амбассадорства
Компаний, предлагающих сотрудничество, много: косметика, продукты питания, электроника, модные вещи, образовательные курсы, стоматологические клиники и т. д. Но формат амбассадорства тем и отличается от традиционной рекламы, что партнер должен обязательно любить продвигаемый им бренд.
Также помните, что амбассадор имеет право сотрудничать сразу с несколькими брендами, но только не конкурирующими между собой. Например, нельзя продвигать одновременно спортивную одежду Nike и Adidas. А ювелирные украшения Sokolov и диетическое питание Energy Diet — пожалуйста.
Как стать амбассадором бренда человеку
Для этого необязательно получать премию «Оскар» или золотую медаль на Олимпийских играх. Более того, компании сами не всегда хотят привлекать к сотрудничеству знаменитостей из-за высокой стоимости услуг. Например, бренды детских товаров набирают популярность благодаря микро- и наноблогерам — новоиспеченные мамы охотнее слушают других женщин, чем звезд телешоу.
Специальное образование и особые профессиональные навыки будущему амбассадору не требуются, но важно понимать принципы интернет-маркетинга. Прежде чем договариваться о сотрудничестве, научитесь регулярно вести соцсети, писать вовлекающие тексты, продвигать аккаунт и настраивать таргетированную рекламу. Что касается личных качеств, нужны открытость и коммуникабельность.
Как видно из текста этой вакансии, кандидат должен быть также «эффектным» и любящим публичные выступления:
Бренды могут выдвигать свои требования к претендентам на роль «посла». Например, сотрудничество с Canon доступно только фотографам и видеографам.
Хотите стать амбассадором — будьте активнее:
- научитесь вести соцсети — определитесь с концепцией, составьте контент-план, наберите подписчиков, поработайте над качеством визуала;
- постройте личный бренд — так у компаний не возникнет сомнений в вашей репутации;
- начните рассказывать о любимом бренде — не забывайте ставить хештеги, чтобы представители бизнеса вас заметили;
- подготовьте план сотрудничества — распишите, какие виды контента умеете создавать, сколько у вас подписчиков, как собираетесь популяризировать продукт;
- обратитесь в PR-службу и узнайте, как стать партнером;
- поищите предложения на онлайн-платформах вроде Epicstars и WOWBlogger.
Можно также «закинуть удочку», сделав несколько постов с ненавязчивой рекламой любимого бренда и соответствующим хештегом, как это сделала художница Юлия Виноград:
Иногда бизнес сам ищет партнеров среди постоянных клиентов, экспертов и блогеров, которые разделяют ценности бренда. Организации могут опубликовать вакансию, сообщить о своих намерениях в соцсетях, предложить пройти конкурс через email-рассылку. Но в первую очередь загляните на официальный сайт — вероятно, там есть раздел о том, как стать амбассадором этого бренда:
Как только найдете подходящее предложение, отправьте мотивационное письмо. Бренд должен понять, какую пользу он извлечет из сотрудничества с вами.
Сразу ответьте на логичный вопрос, почему вы хотите стать амбассадором бренда. В идеале нужно подчеркнуть вашу мотивацию и приверженность миссии компании:
- «Я разделяю ценности бренда и неоднократно убедилась в качестве вашей продукции — хочу, чтобы другие тоже узнали о ваших преимуществах».
- «Амбассадорство будет полезно для продвижения моего личного бренда».
Обязанности сторон прописываются в договоре. Амбассадор получает инструкцию — что, когда и как он должен делать. А компания обещает ему вознаграждение за активности. Важно обращать внимание на дополнительные условия таких соглашений. Например, бренд может отказаться оплачивать услуги инфлюенсера, если публикации с упоминанием продукта просмотрит менее 500 000 человек за месяц. Также ограничения часто касаются манеры подачи контента (недопустимы жаргон и мат), новостной повестки, цветовых решений.
Вот что еще обычно утверждают в оффере:
- перечень задач, которые должен решить амбассадор;
- способ связи (письменные отчеты, созвоны, встречи);
- правила, по которым компания будет контролировать работу партнера;
- список показателей, отражающих эффективность сотрудничества;
- расходы, которые ложатся на «посла» — например, таргетированная реклама;
- условия прекращения амбассадорства.
Учтите, что подача заявки — не гарантия сотрудничества. Бренды делают амбассадорами только самых лояльных поклонников продукции с безупречной репутацией. Будьте готовы к тому, что некоторые компании могут вообще не ответить на ваше сообщение.
Примеры амбассадоров в России и мире
Предлагаем вдохновиться примерами успешного сотрудничества брендов и звезд отечественного и зарубежного шоу-бизнеса.
Ювелирный бренд SOKOLOV провел исследование и выяснил, что к мнению Лолиты Милявской прислушивается более зрелая аудитория:
Топ-модель Ирина Шейк ненавязчиво рекламирует аксессуары бренда Burberry:
Данила Козловский надел костюм от Gucci и оставил соответствующий хештег:
Лиза Арзамасова недавно родила сына и начала сотрудничать с брендом для мам и малышей NappyClub:
А вот каких «послов» недавно представили публике легендарные fashion-бренды:
Versace пригласила на роль амбассадора солистку группы aespa Ниннин:
Chanel объявила о сотрудничестве с канадской актрисой Уитни Пик:
Плюсы и минусы амбассадорства
Мы рассказали о том, как становятся амбассадорами бренда звезды и обычные люди. А теперь предлагаем рассмотреть положительные и отрицательные стороны такого сотрудничества с компаниями.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Укрепление личного бренда, новые возможности для профессионального роста | Ограничения в работе с конкурирующими компаниями — например, футболист Роналдиньо лишился контракта с брендом «Кока-Кола», когда выпил на пресс-конференции «Пепси» |
Дополнительный доход и/или бонусы | Высокий уровень ответственности — нельзя говорить то, что может навредить репутации партнера |
Нетворкинг | Работа под давлением — от блогера ожидают решения поставленных задач |