Краткая характеристика профессии перфоманс-маркетолог
Если говорить простыми словами, перфоманс-маркетинг — это максимально эффективная реклама, которая «бьет» точно в цель и приносит хорошую прибыль. Для оценки ее результативности используются такие показатели (KPI), как количество клиентов, покупки, выручка, скачивания.
Перфоманс-маркетолог — специалист, который определяет стратегию онлайн-продвижения и управляет рекламными кампаниями (РК). От его работы напрямую зависит успешность бизнеса.
Многие не видят разницы между классическим и performance-маркетингом. Действительно, эти направления имеют много общего и преследуют одну цель — увеличение прибыли компании. Но есть и важные отличия.
Особенности performance-маркетинга:
- Короткие сроки реализации РК. На получение реальных результатов отводится ограниченное количество времени. Как правило, бизнесмены хотят видеть улучшение KPI уже в течение 2-3 месяцев.
- Оплата по факту. Владельцам сайтов неважно, какими способами действовал специалист и сколько он вложил собственных денег на продвижение. Не будет результата — не будет оплаты.
- Четкая постановка целей. Например, «Увеличить прибыль за счет онлайн-покупок на сайте сад-огород.ру на 30% до конца ноября 2022 года».
- Гибкость. Performance-маркетологи постоянно мониторят результаты рекламных кампаний и при необходимости вносят изменения в стратегию продвижения.
Самое главное отличие перфоманс-маркетинга — система измерения эффективности РК. При оценке результативности рекламы в первую очередь учитываются финансовые показатели. Например, стоимость привлечения клиентов, количество продаж, размер прибыли, окупаемость инвестиций.
Среди soft skills performance-маркетологов на первом месте стоят коммуникативные навыки. Часто эти специалисты работают в команде. Без умения договариваться, «тушить» конфликты, тактично настоять на своем, эффективно взаимодействовать с коллегами и партнерами будет сложно. Преимуществом при трудоустройстве также станут аналитические способности, креативность, внимательность, многозадачность.
+ | — |
---|---|
Высокая востребованность. Возможность работать удаленно. Достойная зарплата. Нестандартные задачи, разнообразие. Наглядный результат. Быстрый карьерный рост. | Высокий уровень личной ответственности. Оплата только за результат. Необходимость постоянно повышать профессиональную квалификацию. |
Где учиться на performance-маркетолога
Профессия performance-маркетолога появилась недавно, поэтому в вузах релевантных программ пока нет. Сегодня эту специальность можно получить двумя путями: на онлайн-курсах и самостоятельно. Остановимся подробнее на каждом способе.
Онлайн-курсы
Обучение по удаленным программам — наиболее быстрый и действенный способ погружения в перфоманс-маркетинг. Онлайн-курсы разрабатываются профессионалами, поэтому вам не потребуется искать информацию на сторонних ресурсах. При возникновении трудностей студенты получают оперативный фидбэк от преподавателей, в частности, разбор проблемных вопросов на практике с подробными комментариями.
Название | Платформа | Срок обучения, мес. |
---|---|---|
«Performance-маркетолог» | Нетология | 4 |
«SEO-специалист с нуля до PRO» | Skillbox | 12 |
«Маркетинговый аналитик» | Geek Brains | 12 |
«Трафик-менеджер / Performance-маркетолог» | MAED | 24 |
«Digital-стратегия» | Skillbox | 3 |
Как видите, продолжительность курсов заметно варьируется. Срок обучения зависит от начального уровня студентов. Если человек знаком с основами интернет-маркетинга, то ему можно остановиться на коротких программах. При желании освоить профессию с нуля, лучше выбирать онлайн-курсы, которые длятся не менее года.
Большим преимуществом удаленных программ является то, что в завершение учебы каждому студенту приходится сдавать итоговый проект. Самостоятельная разработка рекламной стратегии и медиаплана с конкретными сроками и ключевыми показателями позволяет получить начальный опыт, а заодно — реальный кейс в портфолио.
Самостоятельное обучение
Получить профессию перфоманс-маркетолога самостоятельно гораздо сложнее. Готовых бесплатных программ, дающих соответствующие знания с нуля, по этому направлению нет. Но интернет и умение гуглить помогут отыскать необходимую информацию. Главное, не потерять мотивацию и не бросить затею с самообразованием на полпути. Чтобы минимизировать риски, воспользуйтесь нашей подборкой полезных ресурсов в сфере performance marketing.
Книги
Самая знаменитая русскоязычная книга по этому направлению — «Performance-маркетинг: заставьте интернет работать на вас» Татьяны Меркулович. Автор пишет доступным для новичков языком, приводит много примеров, использует иллюстрации. Но, прежде чем читать бестселлер, рекомендуем хотя бы в общих чертах изучить основы интернет-маркетинга. Вот несколько хороших книг:
- «Фиолетовая корова. Сделайте свой бизнес выдающимся», Сет Годин;
- «Управление репутацией в интернете», Сильвестр Петров;
- «Жесткий SMM», Дэн Кеннеди;
- «Фидбэк. Получите обратную связь», Игорь Манн, Елена Золина;
- «Автор, ножницы, бумага», Николай Кононов.
Чтение занимает достаточно много времени, поэтому изучайте книги параллельно с остальными ресурсами.
Бесплатные курсы
На момент написания статьи в интернете не нашлось ни одного бесплатного курса по теме performance marketing, но в свободном доступе есть несколько стоящих программ по смежным направлениям.
Нетология | «Основы интернет-маркетинга: старт в профессии» «Старт в SMM» «Как запускать рекламу в Дзене» |
Geek Brains | «Настройка страницы бизнеса ВКонтакте» «Создание фотографий для социальных сетей» «Основы работы с текстом» |
Яндекс Практикум | «Excel для работы» «Визуальные презентации» |
Видеоуроки на YouTube
Еще один бесплатный ресурс, где можно найти десятки хороших уроков для начинающих performance-маркетологов.
Если знаете английский, советуем посмотреть подборку уроков Tracking Digital Marketing Performance. Кроме того, на Ютубе есть много информационных видео непосредственно о профессии, а также реальных кейсах маркетинговых агентств и отдельных специалистов.
Профильные ресурсы
На тематических сайтах и в профессиональных блогах ежедневно публикуется масса полезного контента с примерами, разборами и подробными инструкциями.
- TexTerra;
- CMSmagazine;
- Лайкни;
- SMMplanner;
- Тёмная сторона (блог);
- Rusability.
Отметим, что на этих сайтах публикуются материалы не только о маркетинге, но также о пиаре, аналитике, юзабилити, креативе и прочих смежных направлениях.
Студенты онлайн-курсов сдают финальные проекты, над которыми работают с нуля. В то время как начинающие специалисты, погружающиеся в профессию собственными силами, знакомятся только с теорией. Но не отчаивайтесь. Чтобы получить необходимый опыт, сначала можно устроиться на стажировку или испытательный срок. Если проявите свои сильные стороны и покажете хорошие результаты, уже через 3-6 месяцев сможете претендовать на повышение.
Как перфоманс-маркетологу устроиться на работу
Устроиться на позицию performance-маркетолога не так сложно, как кажется. Если вы чувствуете, что уверенно владеете всеми базовыми инструментами, начинайте искать работу. На пути к желаемой должности нужно пройти всего 3 шага.
1. Составление резюме и поиск вакансий
Трудоустройство всегда начинается с создания резюме. В первую очередь документ должен быть информативным. Для подтверждения компетентности включите в него следующие блоки:
- релевантный опыт;
- достижения;
- профессиональные навыки;
- образование;
- личные качества.
Поработайте над оформлением. Чтобы ваше резюме выделялось из десятков похожих анкет, добавьте в него инфографику, цветные акценты, загрузите профессиональное фото, структурируйте текст.
Когда документ будет готов, приступайте к мониторингу подходящих предложений от работодателей.
Где искать вакансии для перфоманс-маркетологов:
- Джоб-борды (HeadHunter, Работа.ру, SuperJob).
- Разделы с вакансиями на тематических сайтах. Например, Хабр Карьера, vc.ru.
- Сарафанное радио. Расскажите всем знакомым, что получили новую профессию и ищете работу. Возможно, кто-нибудь из них видел подходящую вакансию или просто знает, кому нужен перфоманс-маркетолог.
- Телеграм-каналы. Например, «Вакансии и стажировки от MyResume», «МАРКЕТИНГ Работа», «Удаленная работа | Маркетологи».
- Соцсети и сайты маркетинговых агентств. На их официальных ресурсах публикуется не только реклама и контент для клиентов, но и предложения для соискателей.
Не забывайте корректировать свое резюме под требования работодателей. И не бойтесь откликаться. Чем больше вы отправите заявок, тем быстрее закроете вопрос трудоустройства.
2. Прохождение отборочных испытаний
Каждая компания разрабатывает индивидуальную систему оценки кандидатов. Поэтому сколько отборочных туров на пути к желаемой должности вам придется пройти, вы сможете узнать только в HR-подразделении.
- Телефонное интервью. Непринужденная беседа с эйчаром, во время которой нужно быть максимально вежливым и доброжелательным. Не волнуйтесь, на этом этапе вам не зададут сложных технических вопросов. Чаще всего менеджер по найму звонит, чтобы оценить ваш стиль общения и пригласить на следующее испытание.
- Тестирование. Бывает нескольких видов. Например, техническое, на оценку способностей, психологических качеств. Проводится как онлайн, так и в офисе.
- Собеседование. Самый волнительный этап. Скорее всего, вам придется разговаривать не только с HR-менеджером, но и с будущим начальником. Перечень возможных вопросов очень широк: от ваших хобби до маркетинговой аналитики и оптимизации рекламных кампаний. Поэтому подготовьтесь, освежите перед встречей полученные знания.
При разговоре с интервьюерами не тушуйтесь из-за того, что вы новичок в профессии. Делайте упор на мотивацию, желание развиваться, работать на результат. В перфоманс-маркетинге важны не только технические навыки (их всегда можно развить), но и энтузиазм. Если работодатель увидит искреннюю заинтересованность и «горящие глаза», с вероятностью 99,9% вам дадут шанс проявить себя.
3. Оффер-интервью
Offer-собеседование — это момент, ради которого стоило пройти все предыдущие шаги. Если вас пригласили на финальную встречу, выдохните и расслабьтесь. Вы подходите работодателю по главным критериям, и он хочет предложить сотрудничество. В ходе разговора останется обсудить условия договора.
Чтобы потом не возникло недопониманий, решайте сразу все организационные вопросы. Дата выхода на работу, ее график, формат, размер зарплаты, социальный пакет — постарайтесь прийти к договоренности по всем этим моментам.
Подведем итоги
Performance-маркетолог — сложная, но в то же время очень увлекательная и перспективная профессия. Чтобы ее освоить, придется приложить много усилий, но, поверьте, это будет интересно. Проявите усердие и терпение, не ленитесь, и со временем ваша деловая репутация начнет работать на вас.
- Поставить перед собой цель.
- Получить образование по направлению performance marketing.
- Составить резюме.
- Искать вакансии и откликаться.
- Готовиться к испытаниям.
- Прокачивать полученные скилы.
- Показать свою компетентность на собеседовании.
- Не останавливаться, продолжать развиваться в профессии.