Кем можно устроиться в логистике без диплома
Курьер. Спрос на таких сотрудников стабильно растет. Чаще всего вакансия открывается в компаниях доставки первой/ последней мили либо в собственной курьерской доставке работодателя. Оплата труда, как правило, сдельная. Оформление по ТК РФ тоже встречается, но крайне редко.
Чтобы устроиться курьером, образование не нужно. От соискателя требуется хорошее знание города, отличная физическая форма, пунктуальность, а также внимательность при приеме заказа и оплаты за выполненную услугу. Главные плюсы в работе — свободный график и достойная зарплата. Минусы тоже есть — нестабильная занятость и минимум возможностей для карьерного продвижения.
Экспедитор-грузчик без автомобильного транспорта. Такая вакансия открывается в торговых компаниях с филиалами или дистрибьюторской сетью, куда доставляют/ развозят товар работодателя. Оплата здесь, как правило, фиксированная, по штатному расписанию, могут быть предусмотрены премии и бонусы. Оформление по ТК РФ встречается гораздо чаще, чем у курьеров.
Экспедитор в паре с водителем грузовой машины развозит товар по заранее определенному маршруту и сдает дистрибьютору. Нередко он принимает наличные деньги и оформляет сопроводительные перевозочные документы:
Для работы на этой должности необходимо обладать хорошей памятью, внимательностью, коммуникабельностью, честностью и умением концентрироваться на процессах. В плане роста есть два варианта: первый — горизонтальный, до водителя-экспедитора; второй — вертикальный, до руководителя подразделения экспедирования груза, но только после получения образования.
Водитель-экспедитор. Позиция, востребованная в торговых и курьерских компаниях. Для трудоустройства здесь, помимо требований, актуальных для предыдущей должности, необходимо наличие водительских прав (а зачастую и стажа) и высокий уровень стрессоустойчивости. Работать можно как на личной машине, так и на автомобиле компании.
Карьерный рост не предусматривается напрямую. Профессиональный рост возможен при росте категории — от водителя легкового автомобиля (кат. В) до водителя большегрузной фуры (кат. Е).
Ассистент логиста | Грузчик |
Работник склада | Комплектовщик заказов |
Оператор погрузчика | Контролер качества |
Работник службы поддержки клиентов | Агент по продажам логистических услуг |
Сотрудник пункта выдачи заказов | Специалист по обработке заказов |
Кем работать в логистике после колледжа
Диспетчер. Эта позиция предполагает наличие логического мышления — для освоения программ по планированию маршрутов; сильной стрессоустойчивости — нужно быть готовым к форс-мажорам и ненормированному графику; умения быстро перестраиваться с одной задачи на другую, иногда в режиме дедлайна.
Карьерный рост возможен до позиции логиста или координатора. Оплата труда фиксированная, иногда в схему вознаграждения компании включают бонусы по результатам работы.
Логист. Как и позиция диспетчера, эта должность требует стрессоустойчивости, быстрой реакции и высокого уровня развития коммуникативных навыков. Дополнительно в список требований работодателей входят широкий кругозор, знание технических параметров средств перевозки товаров, нормативной законодательной и внутрикорпоративной документации, а также умение применять их на практике.
Карьерный рост возможен до менеджера по перевозкам (менеджера по продажам услуг перевозки) и ведущего менеджера. Профессиональный — до логиста мультимодальных перевозок и логиста-международника. Оба направления развития потребуют от специалиста получения дополнительного профильного образования. Подойдут курсы, семинары, тренинги и программы ДПО.
Менеджер по снабжению | Операционный логист |
Бизнес-аналитик цепей поставок | Агент по закупкам |
Цифровой логист | Заведующий складом |
Кладовщик | Ревизор автотранспорта |
Все перечисленные позиции предполагают высокий уровень автономности при принятии решений и соответствующий им уровень ответственности. Ошибка в работе может нанести ощутимый экономический ущерб предприятию, поэтому специалистов с образованием, но без опыта стараются принимать на ассистирующие должности, либо открывать карьерные треки с наиболее низких позиций для возможности формирования устойчивых компетенций.
На какие позиции можно претендовать после вуза
Ведущий менеджер. Из-за специфики деятельности занять эту должность сразу после получения диплома будет непросто. Главная задача специалиста — координация действий всех участников транспортной цепочки. Отсутствие практических навыков у сотрудника может обернуться для компании внушительным экономическим ущербом.
Начальник отдела логистики. Позиция, которая предполагает наличие навыков управления не только процессами, но и людьми. Отсутствие даже одной из этих компетенций — серьезное препятствие к занятию должности. Кроме того, для эффективной работы руководителю нужно постоянно осваивать смежные направления, например, маркетинг, рекламу, стратегическое и финансовое планирование, плюс желательно изучить английский язык.
Директор по логистике. В его подчинении, кроме подразделения, отвечающего непосредственно за перемещение товара, как правило, находятся структуры, которые контролируют работу склада и закупку продукции. Такая должность требует наличия большого жизненного опыта и широкого профиля компетенций, полученных на предыдущих карьерных ступенях, поэтому управленцами обычно становятся в 40–45 лет.
Нагрузка на руководящих позиция колоссальная. Чтобы занять любую из перечисленных должностей, нужно обладать развитой стрессоустойчивостью и умением эффективно координировать работу команды. Оплата состоит из постоянной и переменной частей, при этом в переменную часть закладываются показатели групповых достижений.
Специалист по SCM-системам | Директор по снабжению |
Специалист по морским перевозкам | Специалист по «зеленой» логистике |
Главный аналитик по логистике | Таможенный брокер |
Сюрвейер | Директор по международной логистике |
А стоит ли идти работать в логистику?
Мы рассмотрели с вами самые востребованные профессии, связанные с логистикой. Как видите, найти подходящую должность в этой сфере могут специалисты с разным опытом и образованием. А сейчас давайте подробнее остановимся на плюсах и минусах работы в отрасли — информация поможет вам принять взвешенное решение о трудоустройстве.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Интересная отрасль, много возможностей для профессионального и карьерного роста. В первом случае еще и нет ограничений по скорости | Сфера не для слабонервных. Здесь, как в большом спорте, без усилий и стремлению к достижениям не обойтись |
На позициях, имеющих постоянную и переменную части оплаты труда, есть возможность влиять на свой уровень дохода без необходимости перехода в другую компанию | Логистика в транспортной компании и торговых организациях отличаются по технологическим цепочкам и задачам, поэтому переходы между ними могут быть с понижением или повышением в должности |
В некоторых случаях практический опыт может нивелировать недостаток образования на старте, но в дальнейшем его, скорее всего, всё-таки придется добирать | Средний срок становления специалиста в логистике — 1,5–3 года, поэтому надеяться на очень быстрые переходы в плане карьеры не стоит |
Отдельно остановимся на ситуации с привлечением специалистов из других отраслей. Как быть, если образование получено по одному профилю, а потом вдруг пришло понимание, что логистика — это призвание? Идти переучиваться?
Необязательно. В таком случае стоит трезво оценить навыки, которые уже есть в вашем профессиональном бэкграунде, и идти на ту позицию, которая наиболее к ним близка. Накопленный опыт существенно сократит процесс адаптации.