Не всё решает опыт
Не ждите, что ваш профессионализм однажды станет трамплином для карьерного роста. Так происходит далеко не всегда. Как правило, сотрудника, который готов работать до потери пульса, начальство не торопится повышать. А зачем? Ведь юнит с 1000 очков опыта и так приносит пользу компании в роли эксперта.
Чтобы «дойти до босса», зачастую нужно действовать по-другому:
- Демонстрировать результаты. Регулярно рассказывайте руководителю, над чем работаете, какие гипотезы выдвигаете, кого привлекаете в проект. В данном случае это не самохвальство. Если не донести до начальства сведения об усердном труде, есть риск, что ваших усилий не заметят и не оценят.
- Не забывать о конкуренции. Постоянно хвалить при начальстве коллег, значит, признавать заслуги других. Не увлекайтесь — лучше продемонстрируйте боссу, какой вы стрессоустойчивый, коммуникабельный и ответственный.
- Научиться общаться с коллективом и руководством. Универсальных рекомендаций по построению взаимоотношений в команде нет. Здесь всё индивидуально. Присмотритесь, как организует работу нынешний менеджер, если он, конечно, пользуется авторитетом у сотрудников.
- Выявить закономерности карьерного продвижения в компании. Вам вряд ли разложат по полочкам, как добиться повышения, но общую схему вы должны уловить. Если выяснится, что кресло руководителя «передается по наследству», свои амбиции придется реализовывать в другой организации.
- Взять на себя руководство небольшой группой людей. Когда возникнет острая необходимость, с вероятностью 99% начальство выберет на должность менеджера не лучшего эксперта и не героя, который живет на работе, а того, кто обладает управленческими скиллами, — самостоятельно разруливает проблемы, подключает исполнителей, дает задания и несет ответственность за результат.
Что нужно, чтобы стать руководителем
Если придерживаться установки, что начальник должен быть во всём самым-самым, до кресла директора можно и не добраться. Саморазвитие — бесконечный процесс. Аналитики портала SuperJob выяснили, благодаря каким качествам рядовые специалисты становятся лидерами и руководителями:
Образование
Ни один российский вуз не предложит вам обучение по специальности «Директор компании», зато бакалавриат, специалитет и магистратура по программе менеджмента есть практически в каждом учебном заведении. За рубежом студенты, которые планируют в будущем занять руководящую должность, идут на факультет Business Administration (управление бизнесом):
- BBA (Bachelor of Business Administration) — бакалавр делового администрирования;
- MBA (Master of Business Administration) — мастер делового администрирования.
Если сейчас вы пытаетесь определиться, в какой университет поступать, обратите внимание на рейтинг российских вузов, выпустивших наибольшее число ведущих топ-менеджеров:
МГУ | 92 выпускника |
МФУ | 47 выпускников |
МГИМО | 32 выпускника |
МИСиС | 23 выпускника |
МФТИ | 17 выпускников |
Также можно ориентироваться на сферу деятельности, в которой вы планируете строить карьеру. Например, если хотите руководить банком, идите учиться по специальности «Банковское дело». Управленческие навыки можно прокачать на курсах, в том числе бесплатных. Например, «Эффективное делегирование» от GeekBrains и «Победитель кризисов в бизнесе» от НИЯУ МИФИ.
Опыт
Согласно исследованию Wall Street Journal, в компаниях из списка S&P 500 пост генерального директора крайне редко занимают управленцы моложе 50 лет. До появления конкурса «Лидеры России» в нашей стране ситуация была аналогичной. Но мы говорим именно о топовых предприятиях. Ничто не мешает вам стать директором небольшой фирмы или подразделения средней компании.
Даже с профильным образованием получить должность руководителя сразу после университета крайне сложно. Предполагается, что выпускник должен пройти определенный путь:
Самый очевидный способ набраться опыта в управлении — спросить руководителей на текущем месте работы, какие функции они вам готовы делегировать. Но можно примерить на себя роль управленца и вне офиса: возглавьте команду волонтеров или вызовитесь вести дела класса как представитель родительского комитета.
Особенности личности
Исследование Мортена Соренсена и Стивена Н. Каплана показало, что руководителями обычно становятся экстраверты и оптимисты. Они менее склонны к рискам, чем другие работники компании, а также обладают харизмой, стратегически мыслят и остаются исполнительными на протяжении всей своей карьеры.
Доктор Ицхак Калдерон Адизес, основатель одной из ведущих консалтинговых компаний в мире, разработал типологию управленческих стилей, которую высоко оценили главы правительств нескольких стран, IBM и Coca-Cola Bottling:
Адизес подчеркивает, что у «правильного» управленца из четырех ролей доминирующей должна быть одна, остальные, как правило, развиты на элементарном уровне, — вот почему становятся руководителями не только «прирожденные лидеры».
Некоторые менеджеры сочетают в себе две выраженные роли — таких Адизес называет «талантливыми». Сочетание трех достаточно развитых качеств встречается, по его мнению, «в 15 людях на всю страну».
Профессиональные навыки
Набор компетенций управленцев варьируется в зависимости от сферы деятельности. Но есть несколько навыков, которые следует совершенствовать всем претендентам на место руководителя:
Если понятия «повышение квалификации», «саморазвитие» и «личностный рост» вызывают у вас негативный отклик, от мечты стать управленцем лучше отказаться. Эффективные руководители стремятся к получению актуальных знаний на тематических форумах, лекциях, конференциях и митапах. Они постоянно читают новости о бизнесе, а также экономической ситуации в стране и в мире. Знания в профессиональных областях также требуют регулярного обновления — в современных реалиях всё быстро меняется, нужно держать руку на пульсе.
Тест «Готовы ли вы стать руководителем?»
Одного желания занять руководящую должность мало, нужно адекватно оценивать свою готовность к такого рода ответственности. Хотите узнать, получится ли из вас хороший управленец? Вопросы этого теста помогут вам прояснить ситуацию. Отвечайте односложно – «Да» или «Нет»:
За каждый ответ «Да» поставьте себе 1 балл. Если ваш результат — 7–10 баллов, вы готовы к продвижению по карьерной лестнице. Если меньше — обратите внимание, на какие вопросы вы дали отрицательный ответ.
Стратегия построения карьеры управленца
Желание стать начальником есть, компетенции развиты на должном уровне… Что дальше? Существует два противоположных взгляда на построение карьеры управленца:
- Традиционный, согласно которому необходимо всеми силами избегать рискованных действий. Именно такой взгляд на карьерный рост прививали нам родители: «хорошо учись в школе, поступи в вуз, получи высокооплачиваемую работу в крупной компании, параллельно заканчивай программу MBA и трудись, пока начальство не увидит твою мотивацию и не предложит тебе занять руководящую должность».
- Современный, который основан на данных десятилетнего исследования Ким Пауэлл, Елены Лыткиной и Николь Вонг. Он продвигает идею допущения смелых карьерных шагов, чтобы стать так называемым «спринтером» и занять позицию гендиректора за минимальное время.
Какой бы метод продвижения вы ни выбрали, не забывайте про личностный рост, — саморазвитие никогда не должно стоять на паузе:
Тренируйте софт скиллы, к которым у вас нет врожденной склонности. Если вы интроверт, увеличивайте количество контактов и чаще выступайте на публике. Слишком доверчивы — развивайте критическое мышление.
Прокачивайте профессиональные навыки. Посещайте семинары, проходите курсы, общайтесь с успешными в вашей сфере людьми.
Научитесь анализировать и мыслить стратегически. Сегодня в открытом доступе есть много бизнес-игр, которые способны в этом помочь.
Научитесь делегировать. Даже если вы планируете быть «добрым» начальником, научитесь добиваться того, чтобы ваши поручения выполняли, причем качественно и в срок. Проведите «неделю несамостоятельности»: в течение семи дней ничего не делайте сами — делегируйте всё, что можно, другим людям. Уверены, у вас получится.
Руководителем можно стать даже до достижения 30-летнего возраста. Но этот путь не простой, придется отказаться от свободного времени уже в студенчестве:
- Начните трудовую деятельность как можно раньше. В идеале стоит совмещать учебу в вузе и подработку.
- Никогда не упускайте возможность поговорить с начальством и коллегами. Лучше задавать вопросы и просить совет, чем «подсматривать».
- Проявляйте инициативу. Большинство сотрудников спокойно отсиживается на работе и каждые 15 минут заваривает чай, а вам нужно всячески усложнять себе жизнь незнакомыми задачами, спорами и гипотезами.
- Заявляйте о своих намерениях грамотно. Подходите к начальству с вопросом: «Хочу стать руководителем. Что я должен знать и уметь для реализации своей цели?».
- Не бойтесь ошибок. Главное — уметь вынести из них урок и сделать правильный вывод. Нет ошибок — нет движения вперед.
- Научитесь делегировать. Если метите в руководители, забудьте пословицу «Хочешь сделать хорошо — сделай сам».
- Постоянно развивайтесь. Ищите для этого любые возможности — мастер-классы, конференции, стажировки, корпоративное обучение.
- Освойте тайм-менеджмент — это ключевой навык руководителя.
- Не забывайте про нетворкинг и практику построения отношений с людьми.
Боюсь становиться руководителем — что делать?
Не все мечтают стать начальником со студенческой скамьи. Иногда бывает так, что вышестоящее руководство замечает лидерские задатки в рядовом сотруднике и предлагает ему занять место директора.
Начнем с ободряющей мысли: идеальных руководителей не существует ни среди мужчин, ни среди женщин. Ицхак Адизес, о котором мы уже говорили ранее, признает, что хороший начальник должен быть одновременно Производителем, Администратором, Предпринимателем и Интегратором. Однако это невозможно, потому что для каждой из ролей требуются слишком разные черты характера. Адизес даже опубликовал профиль «идеального» менеджера, назвав его несуществующим в реальной жизни.
Какой вывод можно из этого сделать? Если вы поставите перед собой цель, вы обязательно станете хорошим руководителем, несмотря на неидеальный набор личностных и профессиональных качеств. Прокачивайте свои сильные стороны, а работу, которую вы не в силах выполнить достаточно качественно, научитесь делегировать. Например, если ваш стиль управления — Предприниматель, ищите в помощь себе сотрудников, которые смогут взять на себя роли Производителя, Администратора и Интегратора. В сумме вы получите мощный человеческий ресурс.
Коротко о главном
Представьте ситуацию: на вашем текущем месте работы или в другой компании, которой вы давно интересовались, открылись одновременно две должности. Заработная плата на обеих позициях одинаковая и достаточно высокая. Первая возможность — стать старшим экспертом, заниматься своей работой до определенного времени в офисе или удаленно. Вторая перспектива — занять позицию начальника отдела и отвечать за работу всей команды. Вам нужно решить, какой вариант вы бы выбрали.
Если первый, ваш путь — развиваться как специалист, добиваться высокого оклада и спокойно спать по ночам. Если второй — рано или поздно вы поведете за собой людей, и у вас всё получится, нужно только постоянно учиться и не бояться принимать управленческие решения.