Из-за чего возникают конфликты с коллегами
Чаще всего напряжение в коллективе появляется из-за конкуренции. Работники соревнуются между собой, чтобы продвинуться по службе, и это нормальная ситуация. Амбициозный человек всегда будет вести борьбу за лучшие условия труда и престижную должность.
Однако здоровая конкуренция не должна превращаться в жестокое соперничество. Неэтичное поведение и подлые поступки, конечно, могут ввести в заблуждение начальника и создать предпосылки для повышения, но в перспективе такие способы продвижения по карьерной лестнице дадут обратный результат.
Из-за чего еще могут возникнуть конфликты между коллегами:
Понимание причин раздора предотвратит серьезные разногласия между сотрудниками и поможет создать условия для комфортной рабочей атмосферы.
Как разрешить конфликт с коллегой
Универсального способа, который помог бы решить проблему, нет. Для начала давайте рассмотрим ситуацию с продвижением по карьерной лестнице. Если коллега постоянно провоцирует вас на конфликт, а вы демонстрируете образцовое поведение, «играть по-честному» будет непросто. Но не стоит идти на поводу у подстрекателя. Скорее всего, именно этого он и хочет ― чтобы вы вышли из себя, не справились с возложенными обязанностями и выбыли из гонки за повышение.
Как быть в такой ситуации:
- Выясняйте отношения на ваших условиях. Если нормальное общение с конкурентом невозможно, он неустанно чинит препятствия и выставляет вас в невыгодном свете, игнорировать это не нужно. Продолжайте честно и последовательно бороться за хорошую должность и по возможности не ввязывайтесь в ссоры, на которые толкает оппонент. Полностью избежать стычек не удастся, но можно конфликтовать дозированно, выбирая те ситуации, в которых вы будете выглядеть более убедительно. К примеру, вы можете подгадать удачное «место битвы» и свидетелей, которые окажутся при разбирательстве.
- Сосредоточьтесь на профессиональных качествах. В случае нечестной конкуренции сложно не думать о том, как отомстить обидчику или ответить ему тем же. Но гораздо полезнее для продвижения по карьерной лестнице и личного душевного спокойствия сосредоточиться на развитии собственного профессионализма. Это отвлечет от мелких неурядиц и поможет доказать руководству, что вы ― именно тот, кто заслуживает повышения.
- Ищите посредника. Для разрешения конфликтов государственного уровня участники, неспособные договориться, обращаются к помощи парламентеров. К этому решению можно прибегнуть и в случае «маленькой войны» на работе. Переговорщиком может выступить коллега или сотрудник из другого подразделения, главное, чтобы он сохранял нейтралитет при взаимодействии со сторонами. К сожалению, желающих стать посредником в конфликте днем с огнем не сыщешь. Но попробовать всё же стоит.
Особенно изощренная конкуренция встречается в женских коллективах. Конфликт на работе с коллегой-женщиной может достичь таких размахов, что иногда безопаснее выйти из соперничества ради собственного ментального здоровья. Представительницы прекрасного пола чаще смешивают рабочие и личные вопросы и подвержены эмоциональным качелям.
Поскольку причины разногласий могут выходить далеко за рамки профессиональной конкуренции, то и способы решения нужно искать в источниках проблемы. Хорошо, когда коллеги в состоянии открыто поговорить и разобраться в скользких вопросах, — тогда удастся избежать недопонимания, а вместе с ним устранить почву для конфликта. Однако неуступчивый коллега может избегать таких разговоров из-за неуверенности в себе, скрытой агрессии и просто нежелания общаться.
Как поступить в этом случае:
- Воспользоваться техникой активного слушания. Не стремитесь переубедить сотрудника в его неправоте. Прислушайтесь к тому, что он говорит о вас и о проблеме (скорее всего, третьим лицам). Возможно, вам удастся понять истинную причину его неприязни.
- Рассказать о своих переживаниях. Делиться эмоциями с человеком, который с вами конфликтует, непросто, но зачастую именно это помогает найти общий язык и поговорить о проблеме начистоту.
- Сосредоточиться на совместных интересах. Помните, что вы ходите на работу для решения общих задач, а не для выяснения личных отношений. Превращаться из непримиримых соперников в друзей не нужно. Главное, чтобы вы с коллегой нашли компромисс и в дальнейшем могли достигать поставленных целей.
- Научиться конфликтовать. Это вполне осваиваемый навык, который можно приобрести на специализированных курсах. Обычно такие программы предлагают пройти руководителям, чтобы управленцы были способны своевременно устранять вспышки агрессии в команде. Однако на практике умение грамотно разрешать противоречия в коллективе полезно не только менеджерам.
- Посмотреть на ситуацию со стороны. Психологи часто предлагают этот инструмент для проработки разногласий, но мы поставили его в конец списка, потому как отстраняться от проблемы нужно учиться. Если вы сможете отнестись к истории ваших с коллегой взаимоотношений как к сюжету книги, вам будет легче отключить эмоции и проанализировать столкновение интересов беспристрастно.
Без разговора тет-а-тет конфликтующим сложно найти компромисс. Если на работе побеседовать не удается, можно воспользоваться неформальной обстановкой, например, обсудить проблему во время кофе-брейка, обеденного перерыва и даже корпоратива. Недаром совместные праздники сближают коллег и помогают наладить общение.
Если зачинщиком конфликта выступает начальник
Хуже обстоит дело, когда негатив исходит от руководителя. Начальник может использовать свое положение и оказывать психологическое давление на подчиненного. В этом случае придется проявить недюжинную стрессоустойчивость и дипломатическую гибкость, чтобы не бросить работу и справиться с эмоциональной нагрузкой.
Для разрешения спорных моментов с шефом лучше не привлекать коллег ― они так же находятся в зависимом положении, как и вы, и не оказывают влияния на руководителя. Есть другой вариант — обратиться к вышестоящему начальству, однако шансы на успех невелики. Во-первых, за этот поступок можно прослыть доносчиком. А во-вторых, менеджер, разозленный нагоняем сверху, наверняка захочет сделать вашу жизнь еще более невыносимой. Действовать в такой ситуации нужно по обстоятельствам, но совершенно точно не стоит:
Общение в спокойном тоне, соблюдение границ, исполнительность без лишней угодливости ― это то, что поможет вам сохранить отношения с шефом на комфортном уровне. Профессионализм ― лучшее оружие против некомпетентных руководителей, которые позволяют себе своеволие на рабочем месте.
Конфликт исчерпан — что дальше?
После примирения с коллегами важно научиться поддерживать положительные рабочие отношения. Вот несколько рекомендаций:
- Разработайте совместный план. Если однажды вам удалось найти компромисс, значит, вы получили полезный опыт и сможете при необходимости воспользоваться им вновь. Продумайте схему действий на случай повторения ситуации. Если другой коллега провоцирует конфликт, вы не станете паниковать, так как перед глазами будет руководство по урегулированию споров.
- Не вспоминайте былые неудачи. Пережитые разногласия не должны препятствовать профессиональным достижениям. Когда перемирие достается большой ценой, не стоит накалять отношения неуместными намеками на проблемы в прошлом.
- Помните о целях команды. Переживания и личные претензии не должны вредить общему делу. Оставляйте эмоции за пределами рабочего кабинета. Конечно, сложно не реагировать на провокации со стороны других сотрудников, однако, руководствуясь интересами коллектива, легче контролировать себя и не позволять лишнего в общении с оппонентом.
Стремиться к идеальным отношениям с коллегами нет необходимости, ведь здоровая конкуренция способствует развитию. Конфликтуйте корректно и не воспринимайте сложности на работе близко к сердцу. Те, кто не делают карьеру единственным смыслом жизни, переживают трудности легче.
Как не допустить конфликтов с коллегами
Чтобы работать было комфортно, желательно не доводить проблему до открытого столкновения и решить ее еще на этапе появления разногласий. Безусловно, расхождений во взглядах и карьерного соперничества не избежать, однако это не повод вступать в жесткую конфронтацию.
Как общаться с коллегами:
- Установите четкие границы. Ваши сослуживцы должны понимать, что им позволительно, а что — нет. Это распространяется как на профессиональные, так и на личные аспекты. Сначала будет сложно, но впоследствии такая позиция поможет избежать недовольства, фамильярных разговоров и неуместного вмешательства в семейную жизнь.
- Избегайте сплетен. Не участвуйте в распространении слухов. Это подрывает доверие других людей и грозит тем, что рано или поздно вы станете крайним в спорах между сослуживцами.
- Оттачивайте навыки коммуникации. Умение общаться нужно на любом рабочем месте, даже если вы трудитесь дистанционно и редко видите коллег.
- Развивайте чувство единства. За поддержание командного духа отвечает, прежде всего, руководитель, но и сами сотрудники должны ощущать общность интересов и целей — это поможет не потерять ориентиры в случае спорной ситуации.
- Не замалчивайте проблемы. Лучше озвучить недовольство при его появлении, чем накопить претензии и усугубить положение дел.
- Учитесь эмпатии. Задача перестает быть нерешаемой, когда удается посмотреть на ситуацию глазами своего визави и объяснить его мотивацию.
- Разряжайте обстановку. Юмор может смягчить напряженность, но следите, чтобы невинная шутка не превратилась в насмешку.
- Оставайтесь профессионалом. На работе люди встречаются для решения конкретных задач. Не стоит вмешиваться в частную жизнь сотрудников и посвящать коллег в личные проблемы. Деловые отношения не терпят панибратства, хотя они могут быть доверительными и даже дружескими.
Каких людей не любят в коллективе? Тех, кто не умеет слушать, говорит лишнее, неуважительно относится к другим и подводит команду. Даже если этот человек ― профессионал своего дела, ему будет трудно ужиться с коллегами и найти общий язык с начальством. Не совершайте подобных ошибок, и поводов для разногласий не останется.