Кем можно работать в университете
Для начала изучим список позиций, которые можно занимать в университете, а заодно и изучим структуру вуза.
Кафедра (базовая, общепрофессиональная, выпускающая) — подразделение факультета, отвечающее за учебный процесс в рамках одной специализации, а также организацию научных исследований, методическую работу и повышение квалификации педагогов.
Должность | Что делает | Требования |
---|---|---|
Заведующий кафедрой | Координирует работу сотрудников кафедры, добивается исполнения поручений высшего руководства, занимается организацией образовательного процесса |
|
Профессор | Выступает в роли научного руководителя, читает лекции в магистратуре и на старших курсах бакалавриата |
|
Доцент | Ведет работу с аспирантами, руководит написанием учебных проектов, читает лекции |
|
Старший преподаватель | Разрабатывает образовательные программы, актуализирует учебные модули, руководит процессом написания курсовых работ, ведет лабораторные работы и другие практические занятия, консультирует ассистентов и преподавателей, может читать лекции | От трех лет научно-педагогической деятельности (со степенью кандидата — один год) |
Ассистент | Проводит практические занятия и лабораторные работы, консультирует студентов по вопросу написания курсовых |
|
Лаборант | Профориентация абитуриентов, организация работы библиотеки, контроль за функционированием сайта вуза, оформление документов, подготовка учебных помещений | Особых требований нет, в лаборанты может пойти как студент, так и аспирант кафедры |
Среди тех, кто работает в институте, есть сотрудники, занимающиеся научными исследованиями, а также инженеры, которые отвечают за обслуживание техники. Некоторые позиции могут предполагать удаленный формат занятости.
- разработчиком образовательных траекторий;
- продюсером онлайн-курсов;
- координатором образовательной онлайн-платформы;
- методистом электронного обучения;
- педагогическим дизайнером;
- организатором проектного обучения;
- специалистом по информационным технологиям в образовании.
Названия некоторых профессий могут показаться вам незнакомыми. Всё потому, что они появились недавно. Однако передовые вузы уже проводят обучение по этим направлениям.
Факультет (очный, заочный, для иностранных студентов) — структурное подразделение университета, объединяющее несколько кафедр одной направленности.
Деканат — связующее административное звено между высшим руководством образовательного заведения и кафедрами, преподавательским составом, студенческими ассоциациями, учащимися. Он отвечает за координацию работы факультета.
Должность | Что делает | Требования |
---|---|---|
Декан или директор (если в составе университета есть отдельные институты) | Управляет работой кафедр вуза, выступает представителем университета на различных мероприятиях, решает административные вопросы, дает поручения заместителям по методической, научной, воспитательной и учебной работе | Должность профессора, иногда — доцента, но только при наличии организаторских способностей |
Секретарь | Реализует поручения декана, занимается делопроизводством (оформляет документы, организует презентации, доносит до кафедры важные сведения) | Организованность, ответственность, владение компьютерными программами, стрессоустойчивость |
Методист | Формирует учебные группы, составляет списки для начисления стипендий, проводит работу со старостами, доводит сведения до студентов | В/о или СПО, грамотная речь |
Ректорат — орган управления вуза, который координирует деятельность всех подразделений образовательного учреждения, руководит научной работой, администрирует учебный процесс. Ректор избирается ученым советом и утверждается Министерством образования РФ. Он назначает себе заместителей (проректоров), один из которых выполняет его обязанности в период отпуска или болезни.
Мы рассмотрели профессии тех, кто работает в университете. Теперь переходим непосредственно к вопросу трудоустройства.
Как устроиться на работу в вуз
Учебная работа — это только часть вузовской системы. Университетам также нужны сотрудники, которые будут заниматься научными исследованиями, внеучебной деятельностью, обслуживанием помещений и администрированием. И если к преподавателям предъявляется ряд серьезных требований (о них мы говорили выше), то представителям остальных профессий попасть в штат не так сложно.
Как и любая другая организация, учебное заведение должно удостоверится в том, что кандидат на должность обладает достаточным уровнем образования, официальным стажем и подходящими личностными качествами. И, конечно, тем, кто хочет работать в вузе, нужно сначала убедиться, что там есть вакантные места.
В целом для охранников, уборщиц, инженеров, библиотекарей, бухгалтеров, финансистов, кадровиков и прочего вспомогательного персонала процедура трудоустройства стандартная:
Поиск вакансий. Искать объявления можно на вузовских сайтах, популярных джоб-ресурсах и каналах-агрегаторах в Телеграме.
Подготовка резюме. Обратите особое внимание на информацию об образовании, расскажите про опыт работы по профилю, проведенных исследованиях, публикациях в научных изданиях, курсах повышения квалификации:
Дайте понять, что заинтересованы в сотрудничестве именно с этим университетом, и аргументируйте свою позицию.
Составьте сопроводительное письмо. Изложите в нем все моменты, о которых не удалось упомянуть в резюме. Поясните, чем можете быть полезны работодателю.
Соберите информацию об учебном заведении. Узнайте про историю, ценности вуза, руководящий состав.
Подготовьтесь к собеседованию. Когда вас позовут на интервью, вы должны быть во всеоружии. Отрепетируйте самопрезентацию (короткий рассказ о себе на 3–5 минут), составьте список вопросов для работодателя.
Соберите документы. Заранее узнайте в кадровом отделе вуза, что взять с собой на собеседование и в момент официального оформления.
Ознакомьтесь с условиями договора. Прочитайте внимательно каждый пункт и только потом ставьте подпись. Может оказаться так, что вы обязуетесь не расторгать соглашение с университетом в течение обозначенного срока, или вас берут только на полставки.
Изучите должностную инструкцию. Помимо этого, попросите дать вам и другие локально-нормативные акты, разъясняющие правила работы в образовательной организации.
Тем, кто хочет работать в университете педагогом, следует уточнять требования к соискателям у руководства учебного заведения. Несмотря на то что условия трудоустройства в универы, институты и академии одинаковы, многое зависит от типа образовательной организации:
- государственный вуз может не принять на работу педагога без ученого звания, здесь деятельность кафедр больше направлена на проведение научных исследований;
- частным заведениям важнее стремление кандидатов к инновациям — сюда берут практиков, которые успели построить карьеру, трудятся над собственными проектами и обладают авторскими разработками.
Помимо очевидных условий найма вроде наличия диплома, современные вузы могут потребовать от кандидатов широкий кругозор в определенной сфере, знания психологии, навыков организации учебного процесса, командной работы и удержания внимания аудитории.
Например, вот какие требования к преподавателю дисциплин математического цикла выдвигает университет ИТМО:
Как видите, устроиться преподавателем в вуз можно даже не на полставки, а на 0,25 ставки. Этот вариант понравится тем, кто хочет связать свою жизнь с преподаванием, но не готов отказываться от высокого дохода по основному месту занятости.
Устроиться в вуз может даже вчерашний студент, который хочет остаться с альма-матер. При условии поступления в аспирантуру, учащийся вправе претендовать на должность ассистента. Бакалавров нанимают для общения с абитуриентами на днях открытых дверей и работы в читальном зале.
Простым и старшим преподавателям понадобится официально подтвержденный стаж по специальности. А вот заведующим кафедрой, профессором и доцентом не получится стать без ученой степени. Но если человек задался целью построить карьеру в образовании, для него нет ничего невозможного.
Стоит ли идти работать в вуз
Итак, мы разобрались, кто работает в вузе, какие требования предъявляются к кандидатам и как проходит процесс трудоустройства. В заключение предлагаем оценить преимущества и недостатки сотрудничества с образовательными организациями, чтобы вы уже точно могли определиться, а нужно ли вам это.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Официальное трудоустройство, стабильность (с недавних пор трудовой договор с преподавателями вуз может заключить только на неопределенный срок или 3–5 лет, если речь идет о замещении соответствующей должности) | Система образования часто претерпевает изменения |
Осознание того, что преподаватель может повлиять на будущее студентов | Низкое социальное положение преподавателей |
Оплачиваемые стажировки, конференции и другие мероприятия | Нехватка сотрудников в вузах (молодое поколение не стремится получать педагогические специальности) |
Общение с учеными | Нервная работа (в любой группе найдутся абитуриенты, у которых нет интереса к учебе), высокая степень ответственности |
Длинный отпуск (официально 56 дней в году, но по факту время отдыха бывает более продолжительным) | Нехватка финансирования (зачастую сотрудники сами оплачивают публикации, канцелярию и так далее) |
Гибкий график, возможность принять участие в составлении расписания занятий со студентами и регулировать нагрузку | Невысокая заработная плата (по крайней мере, в региональных и бюджетных вузах) |