Войти Создать резюме
Блог
Лого

Поведенческое интервью: в чем его суть и как подготовиться

Собеседование поведенческое интервью

В процессе трудоустройства кандидаты вынуждены проходить сразу несколько испытаний. Одно из них — поведенческое интервью — оценка ключевых компетенций.

Разберем типичные вопросы, которые задают рекрутеры на собеседовании, а также расскажем, как справиться с волнением.

Резюме — «пропуск» на очную встречу с работодателем. Подойдите к его заполнению ответственно:

резюме к поведенческому собеседованию

Составить резюме 🔥

В чем заключается смысл поведенческого интервью

У поведенческого интервью есть две цели. Первая — определить, обладает ли соискатель значимыми для должности «мягкими» навыками. Вторая — спрогнозировать, как он поступит в той или иной ситуации. В данном случае речь идет исключительно о тех сценариях, которые могут развернуться на рабочем месте.

Например:
При проверке на владение такой компетенцией, как тайм-менеджмент, на поведенческом интервью не будет вопросов вроде «Вспомните, почему вы чаще всего опаздывали на свидания?» или «За сколько дней вы начинаете подготовку ко дню рождения жены (мужа)?»

Поведенческое собеседование проводится не только при отборе кандидатов. Вот еще ситуации, когда оно необходимо:

  • формирование кадрового резерва;
  • оценка действующих сотрудников перед повышением;
  • проведение ротации;
  • разработка плана по обучению персонала.

Перечень оцениваемых скилов полностью зависит от функционала, который придется выполнять. Так, соискателя, претендующего на роль программиста, нет смысла проверять на способность к публичным выступлениям. А дизайнера — спрашивать о способах настройки рекламных кабинетов.

Важный момент! Часто, когда собеседование проходит в онлайн-режиме, кандидаты пытаются завуалировать недостатки или откровенно врут, чтобы предстать в лучшем свете. Поэтому в большинстве случаев испытание проходит в офисе, — так HR-менеджеру гораздо легче понять, насколько собеседник искренен.

Методы проведения поведенческого собеседования

Сегодня есть несколько методов проведения интервью по компетенциям. Самые распространенные — STAR, PARLA и CARE.

Смысл всех перечисленных моделей схож: HR задает респонденту ряд вопросов и на основании ответов получает полные поведенческие примеры из его жизни. По итогам собеседования специалист делает выводы о характере человека, его достоинствах, «мягких» навыках и умении применять скилы на практике.

Анализ результатов осуществляется в определенной последовательности, в зависимости от выбранного метода проведения интервью. Поэтому такие собеседования еще называют структурированными.

Методика STAR
  1. S – situation (ситуация). Эйчар попросит поделиться проблемной ситуацией, которая произошла с вами на рабочем месте в течение последних 4-6 месяцев.
  2. T – task (задача). Вам потребуется рассказать о целях, которых требовалось достичь для благополучного решения проблемы. Кто их формулировал — руководитель или вы сами.
  3. A – action (действие). Здесь нужно будет кратко описать конкретные шаги, направленные на решение задачи: что получилось, где возникали загвоздки.
  4. R – result (результат). В завершение беседы у вас спросят, удалось ли в итоге достичь поставленной цели или все усилия были напрасными.
Модель PARLA
  1. P – problem (проблема). Этот этап аналогичен первому пункту из методики STAR. В начале разговора потребуется вспомнить самую сложную ситуацию, с которой вы сталкивались в процессе выполнения должностных обязанностей.
  2. A – action (действие). Интервьюер попросит описать действия, направленные на преодоление препятствия.
  3. R – result (результат). На данном этапе нужно будет рассказать, удалось ли справиться с трудностями или вы потерпели фиаско.
  4. L – learned (усвоенное). Здесь придется поделиться вынесенными из сложившейся ситуации уроками: удалось ли понять причины, по котором вы столкнулись со сложностями, можно ли было их избежать, почему не получилось на 100% закрыть проблему.
  5. A – applied (примененное). В итоге эйчар попытается выяснить, как вы использовали полученный опыт, и помогли ли сделанные выводы предупредить возникновение трудностей в дальнейшем.
Метод CARE
  1. C – content (контент). Здесь, по аналогии с первыми двумя методиками, потребуется описать какую-нибудь сложность, которая застигла вас на работе.
  2. A – action (действие). На этом этапе вас спросят, как вы попытались преодолеть препятствия.
  3. R – role (роль). Тут потребуется обозначить свою значимость в сложившейся ситуации. Например, взяли ли вы все трудности на себя, а может обратились за помощью к более опытному коллеге или отдали инициативу в руки начальника.
  4. E – effect (эффект). В завершение разговора нужно пояснить, каких результатов вы в итоге достигли.

Какие вопросы задают на поведенческом интервью

В ходе собеседования эйчар оценивает компетенции исключительно на основании анализа ситуаций, которые уже когда-то происходили с кандидатом на рабочем месте. То есть, все поведенческие вопросы на собеседовании будут содержать глаголы в прошедшем времени.

На данном этапе смысла интересоваться, что сделал бы респондент при наступлении того или иного выдуманного сценария, нет. Ведь, не столкнувшись с конкретной проблемой, невозможно однозначно определить свое дальнейшее поведение. В теории человек может выбрать один вариант действий, а в жизни поступит совсем по-другому.

Примеры типичных поведенческих вопросов на собеседовании
  Исследуемые компетенции Рекомендации
Вспомните ситуацию, когда вам пришлось сообщить коллеге или клиенту компании заведомо ложную информацию Стрессоустойчивость, честность, коммуникабельность Не настаивайте на том, что всегда говорите правду. Подобный ответ 100% смутит эйчара. Упомяните пару моментов, когда обман был невинным. Например: «Однажды я не пошел на работу, так как у меня сильно болела голова после вечеринки. Начальнику сказал, что простудился».
Опишите свой рабочий день Проактивность, навыки планирования, инициативность Используйте как можно больше глаголов («встречаюсь», «созваниваюсь», «проверяю», «составляю»), — так вы покажете себя как деятельного сотрудника.
Расскажите о заключении сделки, убыточной для компании, но выгодной для клиента. Клиентоориентированность Не сокрушайтесь и тем более не вспоминайте клиента «добрым словом». Постарайтесь говорить спокойным тоном, расскажите о сделанных выводах.
Объясните, как после раздачи поручений сотрудникам вы понимаете, что до подчиненных дошел смысл заданий. Управленческие навыки Неправильный ответ — «Это сразу видно по глазам, рукам, ушам или любой другой части тела». Скажите, что всегда стараетесь поставить задачу максимально четко: с указанием конкретного результата, формата, сроков выполнения. И обязательно уточняете, у кого возникли вопросы, что непонятно.
Вспомните ситуацию, когда вы столкнулись с серьезными неприятностями на работе. Результативность, стремление к достижению цели Если не смогли справиться со сложностями, отвечайте честно. Самокритичность —ценное качество на рынке труда. Если все-таки удалось решить проблемы, расскажите, что именно вам помогло, опишите свои конкретные действия.
Расскажите о том, как по вашей вине был сорван дедлайн. Тайм-менеджмент, ответственность Не впадайте в крайности — не говорите, что такого не было. В то же время не упоминайте глобальные проекты, просрочка по которым негативно отразилась на всей организации. Вместо этого, расскажите о каком-то незначительном упущении. Например, как вы задержали отчет из-за того, что забыли про него на фоне работы в авральном режиме.
Что вы чувствуете, когда с вашей точкой зрения по поводу важной рабочей задачи не согласно большинство коллектива. Гибкость, умение работать в команде Не ставьте под сомнение компетентность коллег. Скажите, что считаете подобные ситуации стандартным рабочим моментом и готовы прислушиваться к мнению остальных членов команды.

Цель собеседования по компетенциям — определить полную поведенческую модель человека. Чтобы не затягивать интервью, сразу давайте развернутые и конкретные ответы. Если в ходе беседы в голове HR-специалиста «не сложится пазл», он будет задавать много уточняющих вопросов. Это может привести к нарастанию психологического напряжения и, как следствие, к ошибкам в рассуждениях.

Как подготовиться к собеседованию

Придумывать рабочие ситуации, из которых вы выходите победителем — сомнительная идея. Если эйчар заподозрит, что ответ заготовлен заранее, он попросит привести другой пример.

Как подготовиться к структурированному собеседованию

Определите примерный перечень компетенций, по которым будет проводиться проверка. Для этого проанализируйте свой будущий функционал или основные должностные обязанности, если вы действующий сотрудник.

Освежите в памяти реальные рабочие ситуации, для решения которых использовали скилы из полученного списка. Не забудьте вспомнить и такие моменты, когда что-то не получалось или возникали затруднения при решении проблем, — это нормально, ведь у любого человека есть и плюсы, и минусы.

Если объективно понимаете, что по ряду компетенций у вас «пробелы», поработайте над их устранением. Например, используйте методы поведенческой терапии (сократический диалог или рационально-эмоциональный подход Эллиса). При возникновении затруднений с самостоятельным использованием таких техник рекомендуем обратиться к практикующему психологу.

Чтобы снизить градус волнения, найдите несколько примеров поведенческих собеседований или советы по их прохождению в сети. Сегодня на ютубе выкладывают много тематических видео.

Главное, создайте правильный психологический настрой, не волнуйтесь. Вы не должны быть идеальным сотрудником или образцом для подражания. Промахи по 20-30% исследуемых компетенций считаются вполне приемлемым результатом.

Подведем итоги

Как и любое другое испытание, предстоящее поведенческое интервью вызывает сильное волнение. Это нормально. Тщательная подготовка поможет настроиться на позитивный лад и пройти собеседование на ура. Внимательно слушайте HR-специалиста. При необходимости задавайте вопросы и уточняйте непонятные моменты.

Помните, что, как правило, поведенческое интервью используется в составе комплексной оценки персонала. Поэтому его неудачное прохождение всегда можно компенсировать за счет достижения успеха на других испытаниях.

Автор статьи

Высшее юридическое образование. Специалист в сфере управления персоналом, карьерный консультант. Основное направление деятельности ‒ аттестация и повышение квалификации сотрудников. Приняла участие в разработке интерактивного онлайн-курса в формате SCORM для крупной строительной компании. Использует вовлекающие техники, повышающие мотивацию персонала и помогающие лучше усвоить учебный материал.

Оцените статью:

в среднем 5,00 (3 голосов)

Загрузка...
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы принимаете Соглашение об обработке персональных данных
Ежедневные подборки вакансий в телеграм