Резюме — «пропуск» на очную встречу с работодателем. Подойдите к его заполнению ответственно:
В чем заключается смысл поведенческого интервью
У поведенческого интервью есть две цели. Первая — определить, обладает ли соискатель значимыми для должности «мягкими» навыками. Вторая — спрогнозировать, как он поступит в той или иной ситуации. В данном случае речь идет исключительно о тех сценариях, которые могут развернуться на рабочем месте.
Поведенческое собеседование проводится не только при отборе кандидатов. Вот еще ситуации, когда оно необходимо:
- формирование кадрового резерва;
- оценка действующих сотрудников перед повышением;
- проведение ротации;
- разработка плана по обучению персонала.
Перечень оцениваемых скилов полностью зависит от функционала, который придется выполнять. Так, соискателя, претендующего на роль программиста, нет смысла проверять на способность к публичным выступлениям. А дизайнера — спрашивать о способах настройки рекламных кабинетов.
Важный момент! Часто, когда собеседование проходит в онлайн-режиме, кандидаты пытаются завуалировать недостатки или откровенно врут, чтобы предстать в лучшем свете. Поэтому в большинстве случаев испытание проходит в офисе, — так HR-менеджеру гораздо легче понять, насколько собеседник искренен.
Методы проведения поведенческого собеседования
Сегодня есть несколько методов проведения интервью по компетенциям. Самые распространенные — STAR, PARLA и CARE.
Смысл всех перечисленных моделей схож: HR задает респонденту ряд вопросов и на основании ответов получает полные поведенческие примеры из его жизни. По итогам собеседования специалист делает выводы о характере человека, его достоинствах, «мягких» навыках и умении применять скилы на практике.
Анализ результатов осуществляется в определенной последовательности, в зависимости от выбранного метода проведения интервью. Поэтому такие собеседования еще называют структурированными.
- S – situation (ситуация). Эйчар попросит поделиться проблемной ситуацией, которая произошла с вами на рабочем месте в течение последних 4-6 месяцев.
- T – task (задача). Вам потребуется рассказать о целях, которых требовалось достичь для благополучного решения проблемы. Кто их формулировал — руководитель или вы сами.
- A – action (действие). Здесь нужно будет кратко описать конкретные шаги, направленные на решение задачи: что получилось, где возникали загвоздки.
- R – result (результат). В завершение беседы у вас спросят, удалось ли в итоге достичь поставленной цели или все усилия были напрасными.
- P – problem (проблема). Этот этап аналогичен первому пункту из методики STAR. В начале разговора потребуется вспомнить самую сложную ситуацию, с которой вы сталкивались в процессе выполнения должностных обязанностей.
- A – action (действие). Интервьюер попросит описать действия, направленные на преодоление препятствия.
- R – result (результат). На данном этапе нужно будет рассказать, удалось ли справиться с трудностями или вы потерпели фиаско.
- L – learned (усвоенное). Здесь придется поделиться вынесенными из сложившейся ситуации уроками: удалось ли понять причины, по котором вы столкнулись со сложностями, можно ли было их избежать, почему не получилось на 100% закрыть проблему.
- A – applied (примененное). В итоге эйчар попытается выяснить, как вы использовали полученный опыт, и помогли ли сделанные выводы предупредить возникновение трудностей в дальнейшем.
- C – content (контент). Здесь, по аналогии с первыми двумя методиками, потребуется описать какую-нибудь сложность, которая застигла вас на работе.
- A – action (действие). На этом этапе вас спросят, как вы попытались преодолеть препятствия.
- R – role (роль). Тут потребуется обозначить свою значимость в сложившейся ситуации. Например, взяли ли вы все трудности на себя, а может обратились за помощью к более опытному коллеге или отдали инициативу в руки начальника.
- E – effect (эффект). В завершение разговора нужно пояснить, каких результатов вы в итоге достигли.
Какие вопросы задают на поведенческом интервью
В ходе собеседования эйчар оценивает компетенции исключительно на основании анализа ситуаций, которые уже когда-то происходили с кандидатом на рабочем месте. То есть, все поведенческие вопросы на собеседовании будут содержать глаголы в прошедшем времени.
На данном этапе смысла интересоваться, что сделал бы респондент при наступлении того или иного выдуманного сценария, нет. Ведь, не столкнувшись с конкретной проблемой, невозможно однозначно определить свое дальнейшее поведение. В теории человек может выбрать один вариант действий, а в жизни поступит совсем по-другому.
Исследуемые компетенции | Рекомендации | |
---|---|---|
Вспомните ситуацию, когда вам пришлось сообщить коллеге или клиенту компании заведомо ложную информацию | Стрессоустойчивость, честность, коммуникабельность | Не настаивайте на том, что всегда говорите правду. Подобный ответ 100% смутит эйчара. Упомяните пару моментов, когда обман был невинным. Например: «Однажды я не пошел на работу, так как у меня сильно болела голова после вечеринки. Начальнику сказал, что простудился». |
Опишите свой рабочий день | Проактивность, навыки планирования, инициативность | Используйте как можно больше глаголов («встречаюсь», «созваниваюсь», «проверяю», «составляю»), — так вы покажете себя как деятельного сотрудника. |
Расскажите о заключении сделки, убыточной для компании, но выгодной для клиента. | Клиентоориентированность | Не сокрушайтесь и тем более не вспоминайте клиента «добрым словом». Постарайтесь говорить спокойным тоном, расскажите о сделанных выводах. |
Объясните, как после раздачи поручений сотрудникам вы понимаете, что до подчиненных дошел смысл заданий. | Управленческие навыки | Неправильный ответ — «Это сразу видно по глазам, рукам, ушам или любой другой части тела». Скажите, что всегда стараетесь поставить задачу максимально четко: с указанием конкретного результата, формата, сроков выполнения. И обязательно уточняете, у кого возникли вопросы, что непонятно. |
Вспомните ситуацию, когда вы столкнулись с серьезными неприятностями на работе. | Результативность, стремление к достижению цели | Если не смогли справиться со сложностями, отвечайте честно. Самокритичность —ценное качество на рынке труда. Если все-таки удалось решить проблемы, расскажите, что именно вам помогло, опишите свои конкретные действия. |
Расскажите о том, как по вашей вине был сорван дедлайн. | Тайм-менеджмент, ответственность | Не впадайте в крайности — не говорите, что такого не было. В то же время не упоминайте глобальные проекты, просрочка по которым негативно отразилась на всей организации. Вместо этого, расскажите о каком-то незначительном упущении. Например, как вы задержали отчет из-за того, что забыли про него на фоне работы в авральном режиме. |
Что вы чувствуете, когда с вашей точкой зрения по поводу важной рабочей задачи не согласно большинство коллектива. | Гибкость, умение работать в команде | Не ставьте под сомнение компетентность коллег. Скажите, что считаете подобные ситуации стандартным рабочим моментом и готовы прислушиваться к мнению остальных членов команды. |
Цель собеседования по компетенциям — определить полную поведенческую модель человека. Чтобы не затягивать интервью, сразу давайте развернутые и конкретные ответы. Если в ходе беседы в голове HR-специалиста «не сложится пазл», он будет задавать много уточняющих вопросов. Это может привести к нарастанию психологического напряжения и, как следствие, к ошибкам в рассуждениях.
Как подготовиться к собеседованию
Придумывать рабочие ситуации, из которых вы выходите победителем — сомнительная идея. Если эйчар заподозрит, что ответ заготовлен заранее, он попросит привести другой пример.
Как подготовиться к структурированному собеседованию
Определите примерный перечень компетенций, по которым будет проводиться проверка. Для этого проанализируйте свой будущий функционал или основные должностные обязанности, если вы действующий сотрудник.
Освежите в памяти реальные рабочие ситуации, для решения которых использовали скилы из полученного списка. Не забудьте вспомнить и такие моменты, когда что-то не получалось или возникали затруднения при решении проблем, — это нормально, ведь у любого человека есть и плюсы, и минусы.
Если объективно понимаете, что по ряду компетенций у вас «пробелы», поработайте над их устранением. Например, используйте методы поведенческой терапии (сократический диалог или рационально-эмоциональный подход Эллиса). При возникновении затруднений с самостоятельным использованием таких техник рекомендуем обратиться к практикующему психологу.
Чтобы снизить градус волнения, найдите несколько примеров поведенческих собеседований или советы по их прохождению в сети. Сегодня на ютубе выкладывают много тематических видео.
Главное, создайте правильный психологический настрой, не волнуйтесь. Вы не должны быть идеальным сотрудником или образцом для подражания. Промахи по 20-30% исследуемых компетенций считаются вполне приемлемым результатом.
Подведем итоги
Как и любое другое испытание, предстоящее поведенческое интервью вызывает сильное волнение. Это нормально. Тщательная подготовка поможет настроиться на позитивный лад и пройти собеседование на ура. Внимательно слушайте HR-специалиста. При необходимости задавайте вопросы и уточняйте непонятные моменты.
Помните, что, как правило, поведенческое интервью используется в составе комплексной оценки персонала. Поэтому его неудачное прохождение всегда можно компенсировать за счет достижения успеха на других испытаниях.