Не забудьте распечатать резюме и взять его с собой на интервью. Оно вам может пригодиться:
Что такое собеседование по методике STAR
В ходе STAR интервью эйчар задает соискателю ряд вопросов, направленных на раскрытие необходимых для работы личностных характеристик.
S (situation) — ситуация. Сначала интервьюер просит соискателя вспомнить одну из проблем, с которой тот столкнулся в прошлом на рабочем месте.
T (task) — задача. На данном этапе кандидату потребуется рассказать о конкретной задаче, которую пришлось решать, чтобы справиться со сложностями.
A (action) — действие. Здесь HR-специалист попросит описать, какие способы соискатель использовал для устранения проблемы.
R (result) — результат. В завершение потребуется рассказать, помогли ли предпринятые действия справиться с возникшей проблемой.
Если интервью проводится по STAR-методике, вы можете не дожидаться наводящих вопросов от эйчара. Действуйте на опережение: сразу отвечайте развернуто, последовательно описывая каждый этап решения проблемной ситуации. Так вы одновременно продемонстрируете наличие требуемых личных качеств и создадите впечатление приятного собеседника, из которого не нужно вытаскивать слова клещами.
Как подготовиться к STAR-интервью
Результаты интервью по компетенциям STAR позволяют HR-менеджеру не только оценить профессионализм соискателя, но также спрогнозировать его поведение на новом рабочем месте и предвидеть возможные проблемы.
Как успешно пройти STAR-собеседование:
- Определите компетенции, которые у вас будут проверять. Самый верный способ — внимательно изучить требования к кандидатам, описанные в вакансии. Если в объявлении слишком большой список скилов, возьмите первые 5 пунктов. Как правило, сначала работодатели указывают именно ключевые навыки.
- Вспомните по одному примеру из рабочей практики, подходящих под каждое требуемое личное качество. Постарайтесь подобрать ситуации, имеющие логическое завершение. В идеале — из которых вы выходите победителем.
- Составьте краткий пересказ каждой рабочей проблемы в последовательности STAR. Отрепетируйте заготовленные описания по 2-3 раза.
Для успешного прохождения собеседования по методу STAR можно использовать и ситуации с неудачным завершением. Однако в этом случае нужно перечислить несколько сделанных из них выводов — так вы покажете себя как открытого человека, который не боится ошибок и предпочитает говорить правду.
Примеры ответов на вопросы по технике STAR
В теории методика STAR для проведения собеседования может показаться сложной. Чтобы помочь вам не запутаться в ходе реального испытания и в полной мере раскрыть свою компетентность, разберем несколько вопросов, которые часто задают HR-специалисты.
Кандидат: «На предыдущем месте работы, в компании New Technologies, я занимался разработкой системы анализа пользовательских предпочтений и мотивации. Это была достаточно сложная задача. Мне приходилось трудиться по 12 часов в день. В итоге я справился, и по ходатайству моего непосредственного начальника мне увеличили оклад на 10%».
Казалось бы, здесь ситуация завершилась успешно: кандидат показал хороший результат, и руководство осталось довольно. Но нет конкретики: не указаны сроки, поставленные задачи, методы их решения. Такой ответ можно назвать неполным. Чтобы внести ясность, нанимающему менеджеру придется уточнять подробности реализации проекта.
Теперь рассмотрим несколько удачных примеров вопросов по технике STAR на интервью по компетенциям (с ответами).
Соискатель:
«(S) В ООО «Сила духа» я входил в состав команды по запуску рекламы продукции организации. В ходе разработки одной из кампаний я понял, что мой коллега, менеджер по медийному планированию, выбрал неверную стратегию продвижения продукта. Мне кажется, что другие члены команды тоже это понимали, но во избежание конфликтов в коллективе царило фальшивое согласие.
(Т) Тогда я определил для себя задачу: донести до коллеги, что нужно скорректировать бюджет проекта и расширить перечень каналов распространения рекламы. Иначе мы потратим впустую не только время и силы, но также и деньги.
(А) Менеджер по медийному планированию очень эмоциональный человек, его легко задеть. Я понимал, что если скажу о проблеме напрямую, тем более в присутствии остальных членов команды, в ответ получу только обиду и критику. Поэтому решил действовать осторожно.
Во-первых, я собрал несколько фактов в пользу того, что стратегию рекламы нужно поменять. Также я нашел ряд примеров реальных кампаний, которые проводились по аналогичному плану и в итоге провалились. Во-вторых, изложил коллеге доводы и показал кейсы других организаций наедине в непринужденной обстановке. При этом я не настаивал на своей правоте, а просто попросил подумать над моим предложением.
(R) Через пару дней на совещании менеджер по медийному планированию озвучил команде предложение по корректировке текущего плана продвижения продукта и изложил соответствующие доводы. В итоге рекламная кампания прошла на ура, а мне удалось сохранить хорошие отношения с коллегой и благоприятную атмосферу внутри команды».
Кандидат:
«(S) На протяжении пяти лет я работал администратором ресторана «Восторг». Однажды заведение забронировали для празднования свадьбы. Заказали сервировку на 50 человек. В течение вечера количество гостей постоянно увеличивалось, места всем физически не хватало. Тогда молодожены принялись на повышенных тонах выяснить отношения с нашими сотрудниками, обвиняя их в том, что те не могут обеспечить нормальный сервис.
(Т) Передо мной стояла непростая задача — успокоить разгоряченных заказчиков и попытаться разместить всех гостей.
(A) Мне в голову пришла идея — накрыть еще несколько столов на веранде. Формально летний сезон не был открыт, и эта зона полноценно не работала. Но случай происходил в мае, уже установилась теплая погода, и гости чувствовали себя вполне комфортно на открытом воздухе. После решения главной проблемы я сделал новобрачным скидку 3%.
(R) Гости остались довольны. Заказчики поблагодарили персонал за приятно проведенный вечер и оставили положительный отзыв».
Кандидат:
«(S) В компании Digital World вместе еще с тремя программистами и дизайнером занимался созданием приложения для удаленной фотосъемки, которое требовалось сдать заказчику через 3 месяца. Спустя 10 дней наш начальник сообщил о сжатии сроков реализации проекта до 2,5 месяцев.
(Т) Я инициировал совещание с членами команды. Мы пришли к выводу, что должны сдать готовое приложение в срок, причем без потери качества софта.
(A) Для достижения поставленной цели я предложил скорректировать утвержденный график выполнения работ: увеличить нагрузку и равномерно ее распределить между всеми задействованными специалистами. При этом темп рутинной работы, которая не имела отношения к проекту и могла подождать, мы слегка снизили.
(R) В итоге приложение мы сдали даже на 5 дней раньше, чем планировали. За что получили благодарность от руководителя и премию».
Кандидат:
«(S) На предыдущем месте работы я занимал должность начальника отдела по взаимодействию с клиентами. Руководство запланировало релиз нового продукта в форме мероприятия и пригласило на него наших действующих и потенциальных партнеров.
Выступить перед участниками встречи (57 человек) должен был руководитель компании, но ему пришлось уехать в командировку. Его заместитель в тот момент болел и находился на карантине. «Почетная миссия» общения с гостями досталась мне.
(T) Я сильно волновался, так как опыта выступления на публичных мероприятиях на тот момент у меня не было, но решил взять свои эмоции под контроль и настроиться на позитив.
(A) Для этого мне потребовалось выполнить несколько действий:
- Познакомиться с площадкой проведения мероприятия. За 3 дня до встречи я съездил в выбранный бизнес-центр: оценил удобство парковки, попросил администратора показать зал, проверил его техническое оснащение. Это придало мне уверенности и помогло лучше ориентироваться в ходе встречи.
- Составить речь своего выступления и связаться с руководителем компании по скайпу, чтобы он ее оценил. Нужно отдать должное начальнику, ведь он не только сориентировал меня в правильном направлении, но и помог успокоиться: дал несколько советов по общению с широкой публикой.
- Подготовить список вопросов, которые могли задать гости, и тщательно проработать ответы. Я не мастер импровизаций, поэтому не хотел, чтобы меня застали врасплох.
В завершение подготовки к мероприятию я несколько раз прорепетировал свою речь дома перед родственниками.
(R) Встреча прошла идеально. Я быстро нашел контакт с участниками, смог раскрыть преимущества нашего продукта и уверенно ответил на все вопросы. Я по-прежнему волнуюсь перед публичными выступлениями, но уже гораздо меньше».