Куда пойти HR-специалисту с дипломом вуза
После окончания вуза перед выпускником открыто много дорог. Так, с дипломом о высшем образовании вполне можно претендовать на роль управленца. Однако, если вы боитесь сразу брать на себя большую ответственность, на первых порах лучше присмотреться к начальным позициям, а уже по мере расширения опыта продвигаться по карьерной лестнице и претендовать на высокую зарплату. Ниже рассмотрим должности HR-отдела и задачи, которые стоят перед работниками.
HR-менеджер
Одна из распространенных вакансий в сфере управления персоналом ― только на hh.ru сейчас свыше 20 тыс. предложений для соискателей. И это неудивительно — HR-специалист играет важную роль в формировании высокоэффективной рабочей среды. Именно от его усилий зависит, как быстро компания достигнет стратегических целей.
В числе основных обязанностей HR-менеджера:
- подбор сотрудников на конкретные позиции;
- взаимодействие с профсоюзами;
- консультирование руководства по вопросам трудовых отношений;
- поддержание корпоративной культуры.
Образование | Управления персоналом, бизнес-администрирование или менеджмент |
Навыки | – владение информационными системами управления персоналом; – умение отбирать кандидатов, проводить собеседования и оценивать потенциал сотрудников; – знание законов, касающихся трудоустройства и взаимодействия с персоналом |
Личные качества | Коммуникабельность, стрессоустойчивость, грамотная речь |
Дополнительные требования | Знание основ психологии и социологии, навыки командной работы |
Специалист по обучению и развитию
Эта должность предполагает активное участие в профессиональном росте и построении карьеры сотрудников внутри организации.
В числе обязанностей специалиста:
- планирование и внедрение образовательных программ для персонала;
- разработка и апробирование методов повышения квалификации сотрудников;
- составление отчетов о результатах программ профессионального и личностного роста и их влиянии на производительность;
- сотрудничество с руководством для постановки долгосрочных целей в области обучения и развития.
Образование | В приоритете кандидаты, которые учились на факультете педагогики, психологии или управления персоналом |
Навыки | – понимание методик и технологий обучения и развития; – опыт работы с обучающими платформами и электронными образовательными ресурсами; – умение разрабатывать учебные программы |
Личные качества | Коммуникабельность, эмпатия, ответственность, внимательность, грамотная устная речь |
Дополнительные требования | Приветствуется опыт проведения тренингов, семинаров и воркшопов |
HR-аналитик
Специалист по HR-аналитике занимается обработкой данных и последующей их расшифровкой для руководства компании. Результаты его деятельности необходимы для повышения эффективности работы с персоналом.
В обязанности HR-аналитика входит:
- работа с базой данных;
- внедрение метрик для оценки эффективности HR-процессов;
- подготовка отчетов и презентаций по результатам анализа;
- разработка рекомендаций по улучшению стратегии управления персоналом;
- взаимодействие с другими отделами для обеспечения точности и целостности HR-данных.
Образование | Минимальное требование ― степень бакалавра по специализации «бизнес-аналитика», «статистика» или «управление персоналом» |
Навыки | – понимание методов статистического анализа; – владение ПО (Excel, SPSS, SAS); – опыт работы с HR-информационными системами и базами данных |
Личные качества | Способность к критическому мышлению, внимательность, общительность |
Дополнительные требования | Знание трудового законодательства |
HR-бизнес-партнер
Устроиться на эту позицию непросто. Кандидаты, которые на нее претендуют, как правило, должны иметь опыт работы в сфере HR от трех лет. Основная задача HRBP — совместно с топ-менеджментом разрабатывать и реализовывать стратегии управления персоналом.
Обязанности:
- оптимизация найма и адаптации сотрудников;
- консультирование начальства по вопросам управления и трудового законодательства;
- анализ метрик для оценки эффективности HR-процессов и внесения корректировок;
- организация мероприятий для развития корпоративной культуры и укрепления внутренних коммуникаций.
Образование | Предпочтение отдается специалистам и магистрам, но при наличии солидного опыта допускается степень бакалавра по экономике, управлению или бизнес-администрированию |
Навыки | – понимание бизнес-процессов; – знание HR-аналитики и способность принимать решения на основе данных; – опыт в проведении переговоров |
Личные качества | Организаторские способности, аналитический склад ума, коммуникабельность |
Дополнительные требования | Понимание основ конфликтологии и тайм-менеджмента |
Директор по персоналу
Кем еще можно работать по специальности «управление персоналом», как не руководителем? Однако для этой должности потребуются глубокие познания в сфере HR и большой опыт. Начальник ответственен не только за трудовые ресурсы организации, но и за эффективность кадровой политики.
Обязанности HRD:
- согласование стратегии управления персоналом с общими целями компании;
- организация работы HR-департамента;
- создание и обновление внутренних правил и стандартов работы с сотрудниками;
- разработка программ по привлечению и удержанию перспективных кадров;
- внедрение систем оценки эффективности и программ профессионального развития;
- контроль деятельности отдела на соответствие требованиям трудового законодательства.
Образование | Управление персоналом или бизнес-администрирование, приветствуются соискатели, которые отучились на курсах по психологии |
Навыки | – владение методами организации труда и управления; – знание принципов кадровой политики; – понимание основ экономики и технологии производства; – взаимодействие с общественными учреждениями, департаментами, а также другими организациями и структурами |
Личные качества | Инициативность, лидерство, проактивность, адаптивность, коммуникабельность, стрессоустойчивость |
Дополнительные требования | Опыт руководящей работы обязателен, также необходимы знания в области социологии |
Кем работать с образованием «управление персоналом» после ссуза
Выйти на руководящие позиции после окончания заведения сразу среднего профессионального образования сложнее, чем после вуза. Однако это не мешает начать с более доступных позиций в сфере HR, а затем претендовать на повышение.
Рекрутер
Этот специалист по подбору персонала занимается поиском и первичным отбором сотрудников. В его обязанности входит:
- проведение собеседований с кандидатами;
- оценка квалификации претендентов;
- создание базы данных соискателей;
- взаимодействие с работодателями для определения потребностей в кадрах;
- анализ эффективности каналов поиска сотрудников.
Образование | Среднее специальное в области управления персоналом, психологии или бизнеса |
Навыки | – знание методов поиска и оценки соискателей; – умение работать с базами данных и социальными сетями; – понимание основ трудового законодательства |
Личные качества | Коммуникабельность, стрессоустойчивость, организованность |
Дополнительные требования | Приветствуется способность грамотно выстраивать отношения с кандидатами и менеджерами |
Кстати, в рекрутинг сегодня приходят не только новички, но также и специалисты, имеющие высшее образование и солидный опыт работы в сфере HR. Всё зависит от направления. Самые прибыльные — подбор топов и айтишников. Если вы планируете сделать карьерный переход, не забудьте подготовить резюме:
Ассистент HR
Эта должность предусматривает выполнение административных задач, организацию корпоративных мероприятий, содействие HR-специалистам высшего звена. На помощника возлагаются следующие задачи:
- сбор данных сотрудников в системе управления персоналом;
- публикация вакансий и отбор резюме;
- обработка документации по трудоустройству, отпускам и т. д.
Образование | Среднее специальное в области управления персоналом, экономики или психологии |
Навыки | – знание методов поиска соискателей; – умение быстро оценивать кандидатов; – опыт работы с офисными программами и базами данных |
Личные качества | Коммуникабельность, стрессоустойчивость, организованность |
Дополнительные требования | Умение работать в команде |
Специальности в HR для соискателей без образования
А сейчас давайте рассмотрим, кто работает в HR, не имея диплома по профилю. Новичкам доступны смежные направления с низким порогом входа.
Офис-менеджер
Этот сотрудник может выполнять некоторые функции по управлению персоналом, например, создание рабочего пространства и посредничество между руководителем и коллективом. Однако большая часть обязанностей связана с решением общих вопросов:
- ведением документооборота;
- организацией встреч и совещаний;
- управлением поставками и расходами.
Навыки | – знание программ пакета Microsoft Office; – умение работать с офисной техникой; – организационные и управленческие навыки |
Личные качества | Коммуникабельность, исполнительность, стрессоустойчивость |
Дополнительные требования | Умение адаптироваться и работать в условиях горящих сроков, опыт в административной сфере |
Координатор
Координатор участвует в процессе найма и адаптации новых сотрудников. На эту должность могут претендовать выпускники школ и студенты профессиональных учебных заведений, которые планируют получить образование в сфере управления персоналом. Такой опыт работы поможет им в развитии карьеры.
Обязанности:
- выполнение административных задач;
- взаимодействие с разными отделами;
- помощь в подготовке отчетов.
Навыки | – знание текстовых редакторов, Excel; – умение работать с офисной техникой; – организаторские способности |
Личные качества | Коммуникабельность, доброжелательность, пунктуальность |
Дополнительные требования | Опыт работы в команде |
Менеджер по внутренним коммуникациям
Эта должность предполагает активное взаимодействие со всеми сотрудниками с целью повысить корпоративный дух и общую производительность труда. Вакансию чаще закрывают соискателями без образования или с дипломами не по профилю. Некоторые компании берут выпускников учебных заведений по направлению «маркетинг» или «управление». Наибольшее значение для менеджеров по внутренним коммуникациям имеют soft skills.
Обязанности специалиста:
- распространение информации от руководства среди сотрудников;
- проведение опросов и корпоративных мероприятий;
- разработка и реализация программ внутреннего взаимодействия.
Навыки | – владение каналами коммуникации; – умение быстро находить информацию в социальных сетях; – опыт работы с контентом |
Личные качества | Креативность, инициативность, коммуникабельность |
Дополнительные требования | Способность работать в условиях многозадачности и под давлением сроков |
Коротко о главном
Мы рассмотрели, кем можно работать с образованием «управление персоналом», а также без диплома. Для тех, кто только пробует себя в сфере HR, подойдут позиции координатора или ассистента. Чуть больший порог входа для рекрутеров, HR-менеджеров и аналитиков. Если же у вас в планах стать управленцем, рекомендуем сначала окончить вуз (бакалавриат и (или) магистратуру) и затем набраться опыта.
Ресечер | HR-консультант |
Специалист по кадрам | Профориентолог |
Марчар | Инспектор по труду |
Talent-менеджер | Тайм-брокер |
Менеджер по корпоративной культуре | C&B-менеджер |