Кто такой PR-менеджер
PR-менеджер — это специалист по связям с общественностью. Он может сотрудничать как с брендами, так и с публичными личностями — например, звездами эстрады, политиками и бизнес-тренерами. Специалист по пиару участвует в проведении рекламных кампаний и всеми силами пытается сформировать положительный (в редких случаях — отрицательный) имидж своего клиента, используя для этого разные средства продвижения.
Но не всё так радужно. Порой пиарщик заменяет собой целый штат сотрудников: дизайнера, копирайтера, маркетолога, event-менеджера, фотографа и даже детского аниматора — если того требует очередная внештатная ситуация.
Обязанности PR-специалиста
Кажется, что точного ответа на вопросы, кто такой пиарщик и чем он занимается, нет. На работных сайтах, наряду с объявлениями для PR-менеджеров, в выдаче появляется огромное количество вакансий по смежным профессиям, но при этом с идентичным списком задач: «координатор в PR-агентство», «SMM-менеджер», «специалист по бренд-коммуникациям» и даже «помощник руководителя с функциями пресс-секретаря».
И с другой стороны, в объявлениях исключительно для специалистов по пиару обязанности порой разнятся кардинально. Где-то менеджеру придется отвечать только за тексты и внешнюю коммуникацию, где-то — за проведение мероприятий и общение с блогерами. А в некоторых компаниях будущему сотруднику, кроме всего прочего, предстоит заниматься продажами и ассистировать руководителю.
Что обычно входит в обязанности PR-менеджера:
- генерация инфоповодов;
- разработка PR-стратегий;
- сотрудничество с блогерами, артистами, экспертами и лидерами мнений;
- сопровождение руководителя на светских мероприятиях;
- работа с текстами, взаимодействие со СМИ.
Hard и soft skills специалиста по пиару
Чтобы успешно справляться с рабочими задачами, нужно овладеть целым спектром профессиональных умений, а затем постоянно их совершенствовать.
PR-стратегии | Реклама |
Инфлюенс-маркетинг | Взаимодействие со СМИ |
Медиапланирование | PR-кампании |
Работа с контентом | Анализ ЦА и конкурентов |
SMM-продвижение | Создание инфоповодов |
Лидогенерация | Веб-аналитика |
Маркетинг | Сторителлинг |
Управление проектами | Ньюсджекинг |
PR-технологии | Публичные выступления |
Но на самом деле пиарщик — это больше не про работу, а про состояние души. Медиапланирование, инфоповоды и организация мероприятий уходят на второй план, если человек умеет жить в режиме аврала и импровизировать на ходу.
Креативность | Гибкость |
Адаптивность | Коммуникабельность |
Ответственность | Клиентоориентированность |
Критическое мышление | Многозадачность |
Убедительность | Стрессоустойчивость |
Лидерство | Проактивность |
Как получить профессию специалиста по PR
Профессия пиарщика манит многих молодых людей, — тех, кто хочет общаться с известными личностями, не пропускать ни одного event’a и всегда находиться в эпицентре событий. Вечный тусовщик — именно такой образ PR-менеджера создала эта индустрия.
Реклама и связи с общественностью.
Медиакоммуникация.
Маркетинг.
Журналистика.
Однако есть нюанс — высокая конкуренция. Ежегодно российские вузы выпускают десятки тысяч специалистов, в чьих дипломах красуется надпись «Реклама и связи с общественностью». Выпускников непрофильных направлений обычно рассматривают в порядке исключения. Например, если они уже добились популярности в индустрии или у них есть портфолио с громкими кейсами из мира медиа и пиара.
Но это не значит, что если у вас нет диплома, нужно отказаться от своей мечты. Ниже мы разберем рабочие способы, как стать PR-менеджером с нуля и получить хороший оффер.
Запишитесь на профильные курсы
Обучение PR на курсах — это возможность быстро перейти из одной сферы в другую, получить максимум полезной информации за короткое время и познакомиться со многими интересными людьми из индустрии. Особенно этот пункт будет актуален для тех, у кого нет профильного образования, но есть большое желание работать пиарщиком.
- SkillBox;
- Нетологии;
- MADS;
- Rassvet.school;
- Skvot.
В MADS и Rassvet.school курсы проводятся в формате Boot camp. Они позволяют стать PR-менеджером в режиме turbo, то есть быстро освоить необходимый теоретический минимум по профессии и одновременно получить базовый опыт.
Составьте профессиональное резюме
Хорошее резюме помогает выделиться на фоне конкурентов и обратить на себя внимание компании мечты.
С вероятностью 99%, HR-менеджер не обратит внимание на такой отклик, даже если человек работал пиарщиком в престижной компании.
Что нужно включить в резюме:
- релевантный опыт;
- профессиональные достижения;
- личностные качества;
- навыки и владение современными PR-технологиями;
- курсы повышения квалификации.
Чтобы показать свою заинтересованность в вакансии, подготовьте сопроводительное письмо. Напишите, почему именно вы подходите на эту должность и какую пользу можете принести работодателю. Порой даже 2-3 коротких предложения влияют на результат рассмотрения кандидатуры.
Оформите кейсы в портфолио
В большинстве курсов, помимо изучения теории, предусмотрена практическая часть — работа над реальными проектами. Отнеситесь к ней серьезно: это реальная возможность добавить интересные кейсы к себе в портфолио. Ключевая фраза здесь — «интересные кейсы».
В общем, вспомните всё, за что можно хоть как-то зацепиться. Даже если вы занимались только документооборотом, и то, очень поверхностно, напишите, что проявили колоссальную усидчивость, не допустили ошибок и ваш начальник остался доволен. Плюс к этому нелишним будет прикрепить положительную характеристику от куратора практики или руководителя компании.
Пройдите стажировку
Стажировка… как многие не любят это слово Но, увы, без нее очень сложно начать карьеру в индустрии PR. Тем более, если специалист только окончил вуз или курсы и у него мало опыта.
Стажировка — это возможность получить хорошую должность в сфере PR, даже не имея профильного образования. Но здесь всё будет зависеть только от вас. Сначала нужно заинтересовать HR-менеджера своей кандидатурой, а в ходе работы — показать наличие навыков и развитых софт скиллов.
Стажировки чаще всего не оплачиваются, но это не должно вас смущать. Помните о преимуществах, которые они дают: опыте, знаниях и полезных знакомствах. К тому же сам факт того, что вы успели немного поработать по специальности, станет достойным украшением вашего резюме.
Обучение пиару на стажировках чаще всего предлагают агентства. Информацию о наборе на профильную подготовку можно отслеживать на их официальных сайтах или в нашем Телеграм-канале:
Перед тем как согласиться на стажировку, изучите отзывы о компании, а еще лучше — поговорите с ее действующими или бывшими сотрудниками. В большинстве случаев это помогает «отсечь» предложения недобросовестных работодателей, которые вместо обучения эксплуатируют труд начинающих специалистов.
Что еще можно сделать
Если с поиском работы возникли проблемы, можно пойти на маленькие ухищрения. Например, предложить свои услуги в качестве PR-специалиста бесплатно (в рамках проекта или на определенный срок), а после того, как вы проявите себя и принесете очевидную пользу компании — попроситься в штат.
Еще один вариант — самостоятельно или с единомышленниками сделать небольшой проект на любую тематику, где вы будете заниматься продвижением и всем остальным, что связано с коммуникациями. А потом оформить этот кейс в портфолио. В общем, не сдавайтесь. Безвыходных положений не бывает. Подключите креативность
- Получить образование в сфере PR. Сделать это можно разными способами: поступить в университет или окончить онлайн-курсы, либо совместить академическое образование с дополнительным обучением пиару.
- Попробовать влиться в местное community. В PR-индустрии нетворкинг играет огромную роль. Без полезных знакомств будет непросто получить первую работу (или проект) и в целом добиться успеха в карьере.
- Составить правильное резюме. Сделайте акцент на релевантных навыках и опыте. Отдельное внимание уделите оформлению документа. Выбрать подходящий шаблон можно здесь.
- Оформить портфолио. Включите в него учебные кейсы и собственные проекты. Главное — чтобы они демонстрировали ваши сильные стороны.
- Искать подходящие вакансии, много откликаться и проходить собеседования. Не стоит бояться отказов. Во-первых, каждое интервью здорово прокачивает soft skills. Во-вторых, в некоторых сферах продолжительный поиск работы (примерно от 3 до 6 месяцев) считается нормой, и PR как раз входит в этот список.