Плюсы и минусы профессии
Начнем с того, что взвесим все «за» и «против». Плюсов в профессии UE-разработчика много. Во-первых, достойная зарплата. В среднем программист уровня junior может претендовать на оклад до 60 000 ₽, а middle — до 150 000 ₽. У синьоров и тимлидов ставки, разумеется, еще выше, но до этих грейдов нужно еще «дорасти».
Во-вторых, как и другие айтишники, Unreal Engine программисты в своем большинстве работают удаленно. Хотя здесь как повезет: не во всех компаниях практикуется такой формат, поэтому если вы предпочитаете офис, то подходящие предложения тоже найдете.
Третий плюс — возможность открыть игровую студию. Некоторые программисты, поработав несколько лет на проектах, уходят из найма, собирают команду и организуют свой бизнес.
Конечно, есть и минусы: переработки и высокий уровень стресса перед релизом. Поэтому важное условие для входа в профессию — любовь к программированию и играм в целом.
Hard и soft skills программиста на UE
Переходим к профессиональным навыкам. Вот что разработчик игр на Unreal Engine должен знать в первую очередь:
- C++. Освоить только одну теорию будет недостаточно. Нужно научиться решать практические задачи, например, программировать приложения.
- Blueprints. Необходимо владеть системой визуального скриптинга, чтобы быстро создавать прототипы игр.
- Библиотека STL. Нужно уметь пользоваться набором согласованных алгоритмов, контейнеров и распространенных функций в STL.
- Движок Unreal Engine. Так как это основной инструмент, знания здесь должны быть максимально глубокими. Важно освоить работу с объектами, материалами, камерами, светом, UI, анимацией, звуком, системой частиц, ИИ. Нужно уметь создавать игровую логику, тестировать и оптимизировать код.
- Английский язык. Пригодится для чтения технической документации, сообщений на stackoverflow, кода и комментариев к нему, а также для прослушивания видео. Помните, что 90% информации по разработке публикуется именно на английском.
Помимо этого, UE developer стоит обратить внимание на следующие навыки:
Отсутствие одного-двух умений не станет критичным, но может повлиять на вашу конкурентоспособность. Наш совет — прокачивайте весь комплекс навыков.
Самостоятельность | Стрессоустойчивость |
Ответственность | Высокая работоспособность |
Обучаемость | Внимательность |
Пути получения профессии UE разработчика
Обучение программированию на Unreal Engine возможно в различных форматах. Способ нужно выбирать в зависимости от того, сколько у вас есть свободного времени и готовы ли вы вкладывать деньги в свое образование.
Образовательные учреждения
На разработчика UE в российских вузах и ссузах пока не обучают, но можно найти программы, где даются фундаментальные знания, а затем продолжить освоение профессии на курсах или самостоятельно.
Как правило, работодатели не смотрят на диплом, а оценивают навыки и портфолио кандидатов на вакансию UE developer. Но если соискателей будет много, наличие вузовской подготовки может стать вашим преимуществом.
При выборе образовательного учреждения учитывайте, что в ссузах дается больше прикладных знаний (безопасность, программирование, ОС, сети), а в вузах — теоретических (ассемблер, математика, строение компьютера). Также есть программы с упором на экономику, бизнес, деловую переписку, законодательство.
Курсы
Курсы помогают быстро стартовать в профессии, но, как и у любого другого формата обучения, у них есть свои плюсы и минусы.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
— преобладание практики; — быстрый вход в профессию; — возможность подстроить график под себя; — сертификат об окончании; — актуальная информация. | — недостаток теории; — сложно найти полноценный курс; — иногда трудно получить обратную связь; — ценность документа крайне низка; — качество материала зависит от компетентности лектора. |
Отправлять заявку на первый попавшийся курс не стоит. Сначала досконально изучите учебную программу и условия обучения. На что обратить внимание:
- Количество часов + соотношение теории и практики. Здесь всё логично: чем дольше идет обучение, тем больше знаний вы получите. Идеально, если 80% времени будет отведено на решение прикладных задач.
- Формат обучения. Желательно, чтобы курс предполагал живое общение с преподавателем.
- Количество студентов на потоке. Оптимально, если в группе будет не больше 20 человек.
- Количество проектов в портфолио и их качество. Учебные кейсы должны быть разной направленности (раннеры, РПГ, аркады, казуалки, шутеры).
- Наличие личного куратора, который будет проверять работу и давать комментарии по коду.
Во время обучения проявляйте инициативу. Если что-то непонятно, задайте вопрос преподавателю прямо на лекции или сразу после нее. Видите, что куратор не торопится проверять работу? Вежливо напомните о себе.
Старайтесь продемонстрировать максимум. Берите для реализации сложные задачи. Не страшно, если у вас будут ошибки, — так вы быстрее научитесь. По этой же причине домашнюю работу выполняйте не откладывая. Если у вас возникнут вопросы, вы сможете оперативно разобрать их с лектором или куратором.
Кстати, о преподавателях. Очень рекомендуем поддерживать с ними связь — это повышает вероятность выделиться среди других студентов и получить приглашение на работу по окончании учебы.
Если вы хорошо владеете английским языком и после обучения планируете устроиться в иностранную фирму, ищите сразу зарубежные курсы для Unreal Engine 5 developer и занимайтесь нетворкингом.
Самостоятельное обучение
Это не идеальный способ освоить профессию, но хорошая альтернатива в том случае, если вы не хотите тратить время и финансы на обучение в образовательных учреждениях.
Минусов, к сожалению, больше. Во-первых, новичку сложно самостоятельно выбрать качественный материал для обучения из той массы, что есть в интернете.
Во-вторых, ответы на свои вопросы специалистам-самоучкам приходится искать в гугле. В отличие от студентов, которые могут лично задать вопрос преподавателю и получить компетентное объяснение.
В-третьих, за самостоятельное обучение «корочек» не выдают. Конечно, они не так важны, как опыт или портфолио, но при первом устройстве на работу могут стать хорошим подспорьем.
В общем, недостатков много, но их легко нивелировать, если обратиться за помощью к ментору. Ниже мы расскажем поэтапно, как стать разработчиком игр на Unreal Engine с нуля самостоятельно.
Шаг 1. Подготовьтесь к обучению. Вам потребуется хоть и не топовый, но достаточно мощный ноутбук или компьютер. Минимальные и рекомендуемые требования также зависят от версии UE.
Unreal Engine 4 | Unreal Engine 5 | |||
Минимальные | Рекомендуется | Минимальные | Рекомендуется | |
ОС | 7/8/10 32х/64x | 10/11 64x | 10/11 64x | 10/11 64x |
Процессор | 4 ядра / 2,5 ГГц | 6 ядер / 3 ГГц | 8 ядер / 3,5 ГГц | 16 ядер / 4 ГГц |
ОЗУ | 8 ГБ | 16 или 32 ГБ | 32 ГБ | 64 ГБ |
ПЗУ | HDD и SSD | SSD m.2 | SSD | Два SSD m.2 |
Видеокарта | GTX 530 | GTX 700 | RTX 2080 | RTX 3080 |
R7 Graphics | R9 280X | RX 5700 | RX 6800 XT |
Шаг 2. Изучите язык C++. Разберитесь в основах синтаксиса, типах данных, функциях, заголовках, макросах.
Для первого погружения в язык больше подходят видео с ютуба:
- Гоша Дударь, «С++ программирование / Уроки C++»;
- #SimpleCode, «Основы C++. Программирование для начинающих»;
- Программист86, «Язык C++ с нуля»;
- #SimpleCode, «Объектно-ориентированное программирование (ООП) в C++».
Дальше можно переходить к профильной литературе и более подробным туториалам (например, на сайте metanit.com). Задачи для закрепления теории и получения практических навыков программирования лучше смотреть здесь.
Шаг 3. Хорошо освойте ООП. Начните с плейлиста «Паттерны проектирования» на Youtube-канале cppProsto, затем переходите к книге Роберта Нистрема «Паттерны программирования игр».
Шаг 4. Изучите библиотеку STL. На первом этапе поможет плейлист «C++ | STL | Библиотека стандартных шаблонов» на канале #SimpleCode. Более подробную информацию смотрите на сайте rsdn.org и bestprog.net. Далее библиотеку лучше изучать по официальной документации с сайта cppreference.com.
Шаг 5. Освойте движок Энджи. Научитесь работать с объектами, камерами, светом, материалами, создавать анимации, элементы интерфейса, связывать всё кодом.
Начать изучение проще с видеоматериала на YouTube:
- Unreal Engine Rus, «Уроки Unreal Engine 4»;
- CG-SCHOOL, «Уроки по Unreal Engine на русском для начинающих»;
- VlaKu, «Создание игр на C++ в Unreal Engine».
После можно обратиться к статьям, книгам. Для начала прочитайте «Туториал по Unreal Engine» в 10 частях на habr.ru (автор — PatientZero). Затем переходите к литературе:
Шаг 6. Освойте систему Blueprint. Изучите, какие компоненты, функции имеются в скриптинге, как можно выстраивать взаимосвязи объектов, создавать дерево задач. Начните с плейлиста «Blueprint» на канале Unreal Engine Rus. Книг по технологии немного, одна из лучших — «Blueprints Visual Scripting for Unreal Engine».
Шаг 7. Познакомьтесь с дополнительными инструментами. В первую очередь это касается GIT. Освойте ее на сайте hexlet.io и git-scm.com.
Шаг 8. Изучите основы геймдева. Ваша цель — понять, как придумывать интересные механики, создавать и продвигать игры. Для этого отлично подойдет профильная литература. Например, книга Рефа Костера «Разработка игр и теория развлечений».
Шаг 9. Практикуйтесь. Для начала можете создавать игры по плейлистам, но только не копируйте их полностью. Добавляйте что-то свое (меняйте уровни, цвета):
- Гоша Дударь, «Уроки по Unreal Engine 4 / Создание шутера»;
- Channel Zero, «Создание игры ужасов выживания»;
- BC Softworks, «Создание ММОРПГ на UE4»;
- MakeYourGame, «Создаем игру в Unreal Engine».
Затем переходите к разработке собственных простых игр и пополнению портфолио.
Как UE программисту устроиться на работу
На рынке game-индустрии высокая конкуренция. Чтобы устроиться на работу, новичку нужно оформить хорошее портфолио, создать привлекательное резюме, выделиться на собеседовании и проявить себя на стажировке.
Портфолио
Для наполнения портфолио берите заказы из всех доступных источников.
Разрабатывайте свои мини-игры. Это самый первый способ получения опыта. Вас никто не торопит, можно создавать тестовые проекты ради отработки технологий. Если результат получается интересным, то опубликуйте игру и посмотрите на реакцию пользователей.
Участвуйте в джемах и хакатонах. Если вы будете делать всё в одиночку, то не сможете продемонстрировать наличие глубоких знаний и навыков. Для большей эффективности рекомендуем объединяться с другими новичками и разрабатывать проекты вместе.
Займитесь фрилансом. Здесь можно получить первые деньги и опыт коммерческой разработки, но и ответственность тут высокая: необходимо соблюдать дедлайны и сразу создавать качественную архитектуру. Кроме того, исходный код проекта нельзя будет выкладывать на GitHub.
Дайте комментарии к коду. Опишите, почему вы выбрали именно этот проект, использовали ту или иную технологию. И еще один совет — убирайте игры, которым больше года. Не показывайте, с чего вы начинали, демонстрируйте лучшие работы.
Резюме
Какую информацию нужно включить в свой документ:
- Фамилию, имя, контакты и желаемую должность. Расположите эти данные в верхней части бланка. Зарплатные ожидания при первом трудоустройстве лучше не указывать.
- Опыт. При его отсутствии перечислите проекты, которыми занимались самостоятельно или на фрилансе, плюс оставьте ссылку на GitHub, либо профиль на бирже.
- Образование и курсы. Вуз и ссуз могут быть по любому профилю, а вот курсы должны быть специализированными.
- Навыки. Перечисляйте свои компетенции кратко в виде списка. Начните с наиболее важных пунктов.
- О себе. Расскажите, почему вы решили стать разработчиком, что вас привлекает в геймдеве. Отметьте готовность поработать в качестве стажера.
Резюме не должно занимать больше одной страницы формата А4. Пишите емко и по делу. Разделяйте текст на смысловые блоки, используйте инфографические элементы. После того как ваш документ будет готов, проверьте его на грамотность.
Собеседование
Накануне встречи посмотрите видео в интернете о том, как люди проходят собеседования на разработчика Unreal Engine. В отечественном сегменте подобных роликов немного, поэтому придется обращаться к англоязычному контенту.
Улыбка, позитив и уверенность — ваше главное оружие на интервью. Работодатель ищет не просто программиста, а командного человека, который будет делать игры в тесном взаимодействии с остальными.
В случае отказа после собеседования обязательно поинтересуйтесь у интервьюера, какие знания вам еще нужно подтянуть. Возможно, специалист вам не только обозначит слабые стороны, но и порекомендует источники информации для обучения.
Подведем итоги
Чтобы быстрее стать разработчиком на Unreal Engine, нужно искренне любить свое дело и много учиться. Скорее всего, вам придется пройти не одно интервью, но это не должно вас пугать или расстраивать. Ваша задача — верить в себя, постоянно подтягивать навыки и улучшать портфолио.