1. Ориентируйтесь на себя
Начать построение карьерного пути нужно с определения собственных интересов и способностей, иначе можно зря потратить время на обучение. Одному человеку хорошо дается торговля, второму — аналитика, третьему — тюнинг автомобилей. Отталкивайтесь от своих предпочтений.
Чтобы понять, какое направление близко вам, пройдите профориентационные тесты, например, опросники Е. А. Климова и Дж. Холланда. С их помощью вы определите общий вектор развития: техника, педагогика и т. д. Для выбора конкретной профессии нужно изучить спрос на специалистов у работодателей в вашем регионе.
2. Проанализируйте рынок труда
Порой студенты тратят годы на обучение в вузе, но после получения диплома не хотят работать по специальности. Так происходит потому, что при выборе карьерного пути они не ориентировались на рынок труда, а поступили за компанию с друзьями или по настоянию родителей.
Чтобы не разочароваться в профессии, нужно еще до ее получения провести мониторинг вакансий. Важна не только востребованность специальности, но и личные предпочтения к графику, нагрузке, доходу и т. д. Параллельно с обучением стоит осваивать смежные навыки — это позволит вам оставаться конкурентоспособным на рынке труда.
3. Определитесь с видом карьерного пути
При планировании профессионального маршрута важно правильно выбрать направление. Карьерный рост — это не обязательно движение вверх по служебной лестнице. Траектория может быть любой, например, связанной с освоением смежных навыков и углублением экспертизы.
Основные виды карьеры:
- Горизонтальная. Линейный переход с одной позиции на другую, но без изменения статуса. Позволяет лучше изучить нишу и расширить в ней компетенции.
- Вертикальная. Продвижение вверх по иерархической лестнице. Как правило, сопровождается увеличением полномочий и ростом ответственности.
- Диагональная. Развитие в одной области, но с переходом в другую компанию.
- Центростремительная. Повышение квалификации в выбранной сфере, путь к глубокой экспертизе в нише.
- Ступенчатая. Комбинация горизонтальной и вертикальной карьеры. Дает возможность расти постепенно.
- Предпринимательская — развитие собственного бизнеса.
4. Подготовьте карьерный план
Часто причиной, по которой люди не добиваются успеха в деловой сфере, становится отсутствие четкой стратегии. Без нее трудно понять, как получить нужный результат. Вероятность достижения цели увеличится, если продумать каждый шаг.
План должен учитывать ключевые этапы на пути к конечной точке маршрута. Например, такими стадиями может стать учеба в вузе и работа на должности стажера. Так как ситуация на рынке часто меняется, нет смысла загадывать на 10 лет вперед. Лучше продумывать действия на 3–5 лет.
При построении стратегии важно собрать полную информацию о желаемой цели. Необходимо знать, каким требованиям нужно соответствовать, чтобы достичь результата. Возможно, придется пройти дополнительные курсы или задержаться на скромной должности для наработки стажа.
Алгоритм подготовки плана:
- Определите карьерную цель, например, «хочу стать начальником отдела логистики».
- Создайте портрет «идеального» претендента на желаемую должность, по мнению работодателей. Он может состоять из перечня компетенций и описания опыта.
- Напишите, чего вам не хватает, а затем предусмотрите этапы, которые позволят приобрести недостающие компетенции.
- Установите сроки на выполнение каждого шага и запланируйте начало карьерного пути, например, «9 января 2025 года».
5. Прокачивайте хард скиллы
Hard skills — это профессиональные навыки, которые необходимы для выполнения должностных задач. Так, интернет-маркетологу важно умение управлять кабинетами в рекламных и социальных сетях, а оператору станков ЧПУ не обойтись без чтения чертежей и настройки программного обеспечения.
В каждой профессиональной сфере есть свой перечень жестких скиллов. Самые востребованные компетенции вы увидите в вакансиях работодателей. Получить навыки можно разными способами: на курсах, стажировке и самостоятельно. Но в последнем случае желательно найти наставника, который мог бы дать качественную обратную связь.
6. Развивайте личностные качества
Без мягких навыков сложно строить взаимоотношения с другими людьми и адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. Они нужны всем сотрудникам, независимо от статуса в служебной иерархии, профессиональной сферы и режима работы. Например, программисту, несмотря на то что он большую часть времени кодит, коммуникативные навыки необходимы для общения с коллегами, руководством и заказчиками.
Основные виды мягких скиллов:
- Навыки коммуникации. К ним относится умение вести устные и письменные переговоры, выступать перед публикой, получать обратную связь и понятно излагать свои мысли.
- Эмоциональный интеллект. Это способность понимать собственные чувства, а также намерения и эмоции других людей. Она особенно важна на руководящих должностях и позициях, предполагающих прямое взаимодействие с клиентами и партнерами.
- Навыки самоорганизации. К ним относится умение контролировать свои поступки, строить планы, соблюдать дедлайны и расставлять приоритеты. Эти компетенции необходимы специалистам, чья работа предполагает большую долю самостоятельности.
- Лидерские качества. Это навыки управления командой, делегирования задач, убеждения и мотивации персонала. Нужны руководителям разного уровня.
- Стрессоустойчивость. Она помогает сохранять спокойствие в экстремальных и сложных жизненных ситуациях. Также это качество необходимо для быстрой адаптации к изменениям.
Soft skills — это надпрофессиональные навыки. Работодатели сегодня придают им большое значение при поиске и продвижении специалистов, ведь из-за отсутствия актуальных мягких скиллов сотрудник может не справиться с должностными обязанностями.
На развитие мягких скиллов требуется время. Нужно постоянно практиковаться: выступать публично, проводить переговоры и т. д. В этом деле будут полезны тренинги и онлайн-уроки.
7. Ищите работу грамотно
При реализации профессионального плана иногда приходится искать работу. Этот процесс тоже требует наличия определенных навыков. Например, нужно научиться выбирать вакансии в тех фирмах, где есть возможности для роста и развития, иначе пройти запланированный карьерный маршрут в компании не получится.
Также необходимо уметь грамотно составлять резюме. Важно, чтобы оно привлекало внимание рекрутеров и проходило через фильтры программ ATS:
После завершения первого этапа отбора нужно основательно подготовиться к остальным: продумать самопрезентацию и ответы на возможные вопросы рекрутера, изучить информацию о компании и т. д. Более подробно об этом мы рассказывали здесь.
Коротко о главном
Осознанный выбор карьерного пути увеличивает шансы на успех. Чтобы достичь цели, нужно понимать, как поступить и в каком направлении развиваться. В этом деле вам поможет четкий план с описанием этапов, бюджетов и сроков. Конечно, его не получится реализовать без настойчивого движения по выбранной траектории. Кроме того, важно действовать и контролировать ситуацию на рынке труда, чтобы при необходимости вовремя скорректировать маршрут.