Попросить о помощи
Первые дни самые сложные. Новый коллектив, другие порядки, «акклиматизация» — в такие моменты уровень стресса зашкаливает. Коллеги кажутся серьезными людьми, профессионалами своего дела, а вы на их фоне будто меркнете и чувствуете, что не справляетесь с обязанностями и делаете всё хуже остальных.
Если основная проблема кроется в неуверенности и возникшей на ее фоне нервозности, не бойтесь попросить помощи у коллег. Кто-нибудь из них точно найдет лишнюю минутку, чтобы приободрить и объяснить вам нюансы работы. Таким образом, другой человек почувствует себя экспертом, а вы узнаете что-то новое и обзаведетесь приятелем. Главное — самому быть дружелюбным, инициативным и тактичным в общении.
Найдите того, кто сможет поддержать вас в трудной ситуации словом или делом. Не стесняйтесь задавать вопросы, касающиеся работы. Но помните, что помощь — дело добровольное. Не стоит навязываться человеку, если он тяжело идет на контакт. И не перегибайте палку, чтобы случайно не поставить свою компетентность под сомнение.
Подождать
Если не нравится новая работа и непонятно, что делать, — подождите. Да, звучит странно, но постарайтесь посмотреть на ситуацию объективно: действительно ли всё настолько плохо?
Часто бывает так, что новичок приходит в период аврала — например, когда отделу нужно сдавать отчетность. В такие моменты офис погружается в кромешный хаос: обстановка в коллективе накаляется до предела, все нервничают, торопят друг друга. Понятно, что ни о какой адаптации прибывшего сотрудника не будет и речи. Если вы оказались в подобной ситуации, подождите. Выводы о реальной обстановке в команде нужно делать тогда, когда пройдет «жаркая пора».
Сформулировать проблемы
Распишите по пунктам, что конкретно вам не нравится на новом месте работы. Рядом с каждым укажите степень важности по пятибалльной или десятибалльной шкале:
Благодаря такой таблице, вы поймете, насколько критичны проблемы, с которыми вы столкнулись. Кстати, прежде чем писать заявление на увольнение, лучше обсудить эти темы с начальством. Вряд ли по итогам встречи руководитель изменит общую схему оплаты труда, но, возможно, он снизит вам нагрузку или согласует более удобный для вас график работы.
Поговорить с руководством
Подготовьтесь к диалогу заранее: подробно опишите каждую проблему и негативные последствия, к которым каждая из них приводит (используйте таблицу из пункта 3). Чтобы разговор не вышел слишком сумбурным, набросайте тезисный план и возьмите его на встречу.
Примеры, что сказать в зависимости от проблемы*:
- Частые переработки. Объясните, что высокая нагрузка и ненормированный рабочий график отрицательно сказываются на вашей продуктивности, да и семья не в восторге, что вас постоянно нет дома.
- Регулярные задержки зарплаты. Скажите, что из-за отсутствия стабильности вы не успеваете вовремя платить за квартиру и уже просрочили платеж по кредиту, поэтому на данный момент задумываетесь о смене работы. Если вы действительно ценный сотрудник, руководитель найдет способ решить проблему.
- Штрафы. Поясните, что из-за размытых правил и необоснованных санкций у вас пропала мотивация к работе, и вы не можете сконцентрироваться на качественном выполнении своих обязанностей.
*У вас могут быть другие аргументы. Здесь представлены лишь примеры, которые можно взять за основу. Отталкивайтесь от своей жизненной ситуации.
Имейте в виду, что не все проблемы можно решить путем их озвучивания, да и влияние человеческого фактора никто не отменял. У начальника тоже бывает плохое настроение, поэтому иногда разговор о «наболевшем» может оказаться просто не вовремя, а зарплату точно не начнут платить «в белую», если таковы особенности внутренних процессов и распространяются они на всех сотрудников.
Сравнить с прошлой работой
Вам может казаться, что на прошлом месте работать было комфортнее, но на самом деле это не более, чем привычка. В психологии такое явление называется «синдром утенка». Его суть в том, что человек, впервые сталкиваясь с чем-то новым, всю жизнь считает этот объект лучшим, а всё остальное воспринимает в штыки.
Если вы устраиваетесь на новую работу, не думайте, что там будет всё, как на предыдущем месте. Не торопитесь увольняться: осмотритесь, проникнитесь внутренними процессами. Возможно, со временем эта обстановка понравится вам больше прежней.
Цикличная ловушка подсознания, но ее легко обойти. Сделайте таблицу. Сравните зарплату, условия труда, отношения в коллективе и другие параметры на прежнем и новом месте работы:
Такой метод поможет определить истинную причину своего отношения к новой работе. Если это влияние когнитивного искажения, то стоит обусудить проблему с психологом. Если в прежней компании и правда было лучше, тогда остается вопрос: почему же вы тогда ушли
Уволиться
Увольнение — это ответственное решение, которое нельзя принимать скоропалительно. Особенно если вы устроились 2–3 месяца назад. Почему так:
- С новым работодателем могут возникнуть аналогичные проблемы: «серая» зарплата, переработки, токсичный коллектив и так далее. Причем вы вряд ли узнаете об этом из вакансии или на собеседовании. Прежде чем увольняться, попробуйте приложить максимум усилий, чтобы остаться на текущем месте.
- Вы рискуете столкнуться со сложностями в дальнейшем трудоустройстве. На собеседованиях вам наверняка будут задавать вопросы касательно недолгого периода работы в предыдущей компании. Слишком уж большие подозрения вызывает такой кандидат. Но, если вы настроены решительно, сформулируйте убедительное объяснение, почему вы уволились так быстро.
В общем, если вам не нравится на новом месте работы, и вы перепробовали все варианты, — увольняйтесь, но заранее просчитайте все риски.
- Есть ли у вас финансовая подушка безопасности, и на сколько ее хватит.
- Что вы будете делать, если накопленные деньги закончатся быстрее, чем вы найдете работу.
- Сможет ли вам кто-то финансово помочь на время поиска нового места.