Сопроводительное письмо (в английском языке — cover letter, CL) — это одностраничный деловой документ, который соискатели составляют для того, чтобы подробнее рассказать работодателю о себе, своей квалификации и достижениях, а также дать пояснения по некоторым фактам, указанным в резюме. Например, о причинах длительных перерывов в стаже и мотивах смены карьерного вектора.
Чтобы грамотно составить сопроводительное письмо, нужно отталкиваться не от личных целей, а от вопросов HR-менеджера «почему мы должны нанять именно вас» и «какие выгоды приобретет предприятие, если примет положительное решение по вашей кандидатуре».
О чем писать в сопроводительном письме к вакансии
Больше всего ошибок при составлении cover letter соискатели допускают в подборе информации. Одни кандидаты отправляют рекрутеру свою биографию, которая начинается с рассказа о школьных временах. Другие перечисляют увлечения, упоминают о наличии детей и питомцев. Третьи оправдываются из-за недостатка опыта и навыков. Но ни одна из перечисленных стратегий не работает.
Правильный подход — определиться с форматом делового письма, выбрать профессиональный шаблон, обратиться к рекрутеру по имени, кратко описать свои достижения, компетенции и релевантный опыт работы, попрощаться, выразить надежду на дальнейшее сотрудничество и оставить контактные данные для связи. Ниже мы подробно расскажем о том, что нужно сделать на каждом из этих этапов.
Проведите исследование
Прежде чем приниматься за написание сопроводительного письма к отклику на вакансию, соберите информацию:
- требования, указанные в вакансии;
- сведения о компании из разных источников;
- данные менеджера по найму.
Попробуйте наладить контакт с представителем организации до отправки резюме. Поищите HR-специалиста на LinkedIn. Задайте ему вопрос, касающийся вакантной позиции. Позднее вы сможете сослаться на этот диалог в сопроводительном письме и таким образом выделиться среди прочих соискателей.
Выберите шаблон
Письмо-заявку можно составить и оформить самостоятельно в Google Docs или Word, но будет лучше, если вы используете профессиональный шаблон. Заполнение делового документа по готовому макету сэкономит время не только вам, но и рекрутеру.
Обратитесь к менеджеру по найму
Если вам удалось узнать ФИО HR-специалиста, начните cover letter с обращения по имени-отчеству. Если нет — напишите: «Уважаемый менеджер по найму». В IT-компаниях с молодежным коллективом будет уместно поприветствовать эйчара или тимлида по имени, дабы не показаться слишком консервативным. Определить tone of voice можно по тексту вакансии и постам в соцсетях.
Напишите вводное слово
От нескольких предложений в начале сопроводительного письма зависит, будет ли менеджер по найму изучать его дальше. Поэтому важно составить вступление так, чтобы оно заинтересовало читателя. Здесь можно подчеркнуть свои достижения, продемонстрировать мотивацию к трудоустройству и даже упомянуть знакомого, который уже работает в компании.
Пример хорошего введения: |
---|
«Давно слежу за проектами ООО “АБВ” и рад был увидеть открытую вакансию по своему профилю. На прошлом месте занятости — в организации “ГДЖ” — я разработал три успешных SMM-стратегии и увеличил клиентскую базу на 22%. Считаю, что эти достижения подтверждают мою способность внести вклад в развитие вашего бизнеса». |
Пример плохого вступления: |
---|
«Я нашел ваше объявление о поиске SMM-специалиста на hh.ru. У меня большой опыт работы в сфере диджитал-маркетинга. Недавно я уволился, поэтому сейчас срочно ищу варианты для трудоустройства. Уверен, что справлюсь с должностными обязанностями, если вы примете меня в команду». |
Подготовьте основную часть
Два центральных абзаца письма должны включать в себя самую важную информацию о вашей профессиональной деятельности. Определите имеющиеся у вас навыки, которые можно применить на новом месте.
Предположим, компания опубликовала вакансию, в которой говорится, что она ищет опытного специалиста по диджитал-маркетингу (1), который будет курировать создание онлайн-портала (2).
Кандидат мог бы написать такое cover letter:
Избегайте общих фраз — нужно давать больше конкретики. В идеале сопроводительное письмо должно содержать все ключевые слова из текста вакансии.
Уделите внимание заключению
Хорошая концовка, как и интригующее начало, играет важную роль. Не нужно говорить, что вы остро нуждаетесь в деньгах или всю жизнь мечтали работать именно в этой компании. Вместо этого скажите, что будете рады возможности попасть на интервью, чтобы обсудить, как ваши компетенции и экспертность могут помочь предприятию достичь бизнес-целей.
Попрощайтесь с рекрутером
Напишите формальное «с уважением», укажите свои фамилию, имя и данные для связи. Добавлять рукописную подпись не обязательно, хотя в более официальных cover letter для бюджетных учреждений и корпораций с многолетней историей она может быть уместна.
Еще один психологический трюк — постскриптум. Эта часть бросается в глаза и обещает читателю сведения, которые нельзя упустить. Произведите впечатление, упомянув о каком-то особенном случае в вашей карьере, даже если он не имеет прямого отношения к вакансии. И намекните, что раскроете более подробную информацию, если этот момент окажется интересен.
Примеры сопроводительных писем к вакансии
Применим полученные знания о составлении cover letter на практике. Ниже несколько готовых примеров, которые вы можете взять за основу. Структура этих документов подходит для любой позиции и профессии.
Здравствуйте, Алексей!
Меня зовут Василий. Откликаюсь на вакансию администратора отеля «Идеальный отдых», которую Вы опубликовали на портале «Труд Всем».
Более 5-ти лет я занимал аналогичную должность в гостинице «Добро пожаловать». Моей основной задачей была оптимизация процесса регистрации посетителей и обеспечение высокого стандарта обслуживания.
Вот несколько результатов моей работы за последние два года:
- Сократил время ожидания гостей на 30% за счет внедрения новой системы регистрации.
- Повысил уровень удовлетворенности клиентов на 15%.
- Увеличил количество повторных бронирований на 20%.
Уверен, что смогу использовать свой опыт для достижения аналогичных результатов, став частью Вашей команды. Буду благодарен, если Вы назначите мне встречу, чтобы обсудить мои предложения по повышению уровня обслуживания и привлечению гостей в отель «Идеальный отдых». Спасибо за уделенное время!
С уважением,
Василий Иванов
+7 (987) 000-00-01
[email protected]
linkedin.com/in/vasiliyivanov
Добрый день, уважаемая Екатерина Ивановна!
Меня зовут Людмила. Направляю Вам отклик на вакансию ассистента. Даже не могу сосчитать, сколько раз я посещала Ваш книжный магазин! Как постоянный покупатель и ценитель хорошей литературы, я искренне поражена разнообразием представленных у Вас произведений.
В вакансии сказано, что Вы находитесь в поисках коммуникабельного сотрудника, обладающего организационными навыками и позитивным настроем. Мои персональные достижения могут подтвердить наличие у меня этих качеств:
- Организационные навыки. Я руководила благотворительной книжной ярмаркой, которая помогла собрать более $2300 на поддержку детей из местного Дома малютки.
- Позитивный настрой. В свободное время занимаюсь волонтерством — читаю книги пожилым членам сообщества «Лучи Добра», провожу мероприятия и встречи с интересными людьми.
- Коммуникабельность. Веду каналы с обзором книжных новинок в Телеграм (13 тыс. подписчиков) и на YouTube (120 тыс. подписчиков).
Буду признательна, если Вы назначите мне встречу, чтобы обсудить, как мои литературные познания и организаторские навыки могут помочь построить долгосрочные отношения с Вашими клиентами и повысить узнаваемость книжного магазина «Медленная улиточка».
С уважением,
Людмила Олейникова
+7 (999) 000-00-01
[email protected]
Коротко об оформлении письма
Мы рассказали о том, что писать в сопроводительном письме к вакансии. Но грамотное содержание — это только 50% успеха. Не забывайте и об оформлении документа. Если вы решите отказаться от шаблона и заниматься подготовкой cover letter самостоятельно, примите во внимание несколько рекомендаций:
- Выбирайте стандартный разборчивый шрифт, например, Arial или Roboto. Размер — 10–12 пунктов.
- Установите поля с четырех сторон — 2,5 см будет достаточно.
- Выровняйте текст по левому краю.
- Используйте двойной интервал между абзацами и 1–1,15 — между строками.
- Назовите файл по следующей схеме: «Должность — сопроводительное письмо — фамилия, имя». Например, «Маркетолог_сопроводительное_письмо_Кузнецов_Виталий».
- Сохраните документ в формате PDF.
- Постарайтесь уместить всю информацию на одной странице. Это должен быть краткий рассказ о вашей ценности как специалиста с доказательствами наличия определенных навыков.