Вас почти ни о чем не спрашивали
Представим ситуацию: вы зашли в кабинет, HR-менеджер здоровается с вами, рассказывает об условиях работы и специфике бизнеса, задает пару дежурных вопросов в духе «Где вы учились?» и «Почему уволились?». Затем он интересуется, хотите ли вы у него что-то спросить, и всё…
Так бывает, когда кандидаты приукрашивают свои навыки и опыт в резюме, надеясь, что HR-менеджер при встрече не обнаружит подвоха. Не повторяйте эту ошибку! Если по каким-то требованиям вы не подходите, например, по уровню образования, сделайте акцент на чем-то другом: профильных курсах, достижениях, рекомендациях экспертов из выбранной сферы.
Когда работодатель заинтересован в кандидате, он стремится узнать о нем как можно больше. И хотя нигде нет исчерпывающей статистики о том, сколько вопросов задают HR-менеджеры во время собеседования при приеме на работу, наш опыт показывает, что их количество варьируется от 10 до 25.
Однако важно не только, сколько вопросов вам задали, но также были ли они качественными, то есть глубокими и узконаправленными.
Интервьюер вел себя странно
На собеседовании работодатели стараются поддерживать доброжелательную атмосферу: быть вежливыми, внимательными, учтивыми, понимающими. Даже если в ходе встречи они понимают, что соискатель не подходит под обозначенные требования.
Если HR-менеджер открыто демонстрирует негативную реакцию (критикует ваши ответы, отвечает вопросом на вопрос, посмеивается, закатывает глаза) — это повод задуматься, а точно ли всё идет хорошо.
О чем говорит такое поведение:
- Вы не впечатлили HR-менеджера или руководителя — в зависимости от того, кто проводил интервью. Вероятно, его не устроили ваши ответы. Да, это крайне неприятно, но помните, что нравиться всем невозможно.
- Собеседование, действительно, прошло плохо, и работодатель всячески пытается показать, что вы не подходите на эту должность. В таком случае дождитесь окончания встречи, вежливо попрощайтесь с интервьюером и забудьте об этом дне как о страшном сне. По крайней мере, вы будете знать, что ответа точно не последует, — сэкономите время на ожидании.
- Представитель компании вел себя непрофессионально. Бывает и такое. Не стоит расстраиваться. Вы же не хотите работать в токсичном коллективе, где даже рекрутеры не знают, что такое деловая этика?
Когда вы интересны работодателю, он внимательно слушает вас, не перебивает, задает дополнительные вопросы и изредка одобрительно кивает. Все его слова и действия направлены на то, чтобы узнать больше о ваших навыках, опыте и качествах.
Вас пытались отговорить от должности
Не очень хорошо, если HR-менеджер открыто говорит о проблемах компании.
У такого поведения могут две причины. Либо вы не подходите на должность, и рекрутер всеми силами пытается сделать так, чтобы вы сами от нее отказались. Либо в компании всё действительно плохо и специалист по найму сам в скором времени планирует увольняться оттуда. Второй случай — это не самое худшее интервью в вашей жизни, а знак, что в мире есть добрые люди
Если HR-менеджер разглядит ваш потенциал, то он будет рассказывать только о плюсах работы в компании.
Интервьюер задавал неприличные вопросы
Рекрутер или руководитель задает слишком личные вопросы? Тогда вряд ли вы интересны ему как специалист. Представитель компании, очевидно, пренебрегает деловой этикой, и если он делает это уже на этапе собеседования, то страшно представить, что будет дальше.
Иногда рекрутеры задают нескромные вопросы специально, чтобы «отпугнуть» неинтересных им кандидатов. Просто они не знают, как мягко отказать соискателю, и поэтому ссылаются на его жизненные обстоятельства: «Вот вы сейчас в декрет уйдете, а мне что потом делать?».
HR-менеджер может поинтересоваться вашими планами на будущее, но он должен спрашивать об этом только в контексте рабочих отношений: «Кем вы видите себя через 5 лет?», «Каковы ваши карьерные цели?».
Вам непонятно решение HR-менеджера
Если работодатель не объяснил, какие этапы будут после собеседования и что вам делать дальше, вероятно, интервью прошло не совсем удачно. Вот фразы, которые означают, что специалист по найму уже принял решение и с 99% оно отрицательное:
- «Мне нужно обсудить вашу кандидатуру с руководителем, но на данный момент его нет на рабочем месте. Мы вам перезвоним».
- «Прежде чем принимать решение, я бы хотел еще пообщаться с другими кандидатами».
- «Давайте вы подумаете, и мы еще подумаем».
Если интервью прошло хорошо, представитель компании уточнит дальнейший план действий или сразу даст вам фидбэк. Что он может сказать:
- «Поздравляю, вы приняты! Приходите завтра для подписания трудового договора».
- «Спасибо за интервью, но мне еще нужно поговорить с другими кандидатами. Я вернусь к вам с ответом до (конкретная дата)».
- «Благодарю за интересный и содержательный разговор. Предлагаю вам выполнить тестовое задание. Его нужно сдать до (конкретная дата), после чего я смогу дать вам окончательный ответ».
Короткое интервью — это тоже плохо
Самый простой способ понять, хорошо или плохо прошло собеседование, — оценить его продолжительность. Если встреча длилась максимум 10 минут, то на оффер рассчитывать не стоит. На одну только самопрезентацию отводится половина от этого времени, а ведь вам еще должны рассказать о компании, задать вопросы и предоставить возможность спросить об интересующих вас моментах.
Но есть исключение! При массовом подборе работодатели стараются сократить продолжительность интервью, чтобы времени хватило на всех кандидатов. Речь идет о линейных позициях, где не требуется серьезная профессиональная подготовка: кассиры, консультанты, промоутеры, страховые агенты и т. д.
- Не отзывайтесь плохо о предыдущем работодателе — это неэтично и непрофессионально. Рекрутер подумает, что в случае увольнения, вы будете так же негативно высказываться и о нем.
- Будьте открыты. Некоторые кандидаты склонны «зажиматься» во время собеседования, то есть жестами и мимикой демонстрировать нежелание идти на контакт. Не складывайте руки крест-накрест, не ерзайте на стуле, смотрите в глаза интервьюеру и хотя бы изредка улыбайтесь.
- Акцентируйте внимание только на хорошем. Не рассказывайте HR-менеджеру обо всех своих проблемах: «Какой же неудачный день! Сначала я забыла зонтик дома и, как назло, попала под дождь, а потом мне пришлось ехать в тесной маршрутке. Кстати, а где мой кофе? А то что-то я так устала!». Вас неправильно поймут.