Но для начала давайте разберемся, почему нам бывает сложно концентрировать свое внимание на рабочих задачах. Вот самые распространенные причины:
Мешают тревожные мысли.
Не нравится конкретная задача.
Бесит работа в целом.
Слишком много внешних раздражителей.
Если хотя бы один из этих пунктов вам близок, то наши рекомендации точно вам пригодятся.
Расставьте приоритеты
Возможно, вы удивитесь, но многозадачность, о которой так любят говорить на тренингах личностного роста, на самом деле не работает. Внимание — это очень ограниченный ресурс. Количество дел, на которых человек способен сконцентрироваться одновременно, гораздо меньше, чем кажется.
Да, мы можем жарить яичницу, слушать любимый подкаст и попутно отвечать на СМС, но так происходит только потому, что все эти действия небольшие и привычные. Другое дело — работа, где перед вами стоят действительно сложные задачи, требующие максимальной концентрации.
Эффективный инструмент для расстановки приоритетов — матрица Эйзенхауэра. С ее помощью вы сможете определить, что делать в первую очередь, что — во вторую, а что делегировать или вовсе отложить до лучших времен.
Подготовьте список дел
Итак, приоритеты определены. Теперь решите, что именно и когда вы будете делать. Списки можно составлять на день, неделю, месяц и даже год. На их подготовку уйдет не больше 15-ти минут, но зато вы будете точно знать, чем заняться в определенный промежуток времени, и не станете отвлекаться на незапланированные задачи.
Списки дел можно вести в специальных приложениях вроде Omnifocus, TickTick и Remember The Milk. Или выделить для этого отдельный ежедневник — так у вас точно не будет соблазна «на минутку» заглянуть в соцсети.
Уберите смартфон из поля зрения
Кажется, что не отвлекаться на проверку электронной почты и соцсетей легко, — нужно просто отключить телефон или поставить его на авиарежим. Но это иллюзия!
Поэтому один из самых действенных советов, как сосредотачиваться на работе, — убрать свой гаджет подальше, чтобы он не попадал в поле зрения, пока вы заняты делами. Например, положить в ящик стола или оставить в соседней комнате.
Выберите стратегию работы
Все мы разные, поэтому универсальной схемы, которая поможет сконцентрироваться на поставленных задачах, не существует. Однако в ваших силах определиться с общей стратегией работы. Просто выберите один из двух вариантов, которому будете следовать:
- Начинайте со сложного. Марк Твен говорил, что если с утра «съесть лягушку», остаток дня будет чудесным, ведь худшее на сегодня уже позади. Безусловно, эти слова не нужно воспринимать буквально. Смысл в том, что первым делом нужно выполнить самую трудную задачу, которую очень хочется отложить, и только после этого переходить к остальным, менее масштабным делам.
- Начинайте с простого. Совет с «гадкой лягушкой» подходит не всем. Возможно, вам удобнее начинать работу с простых вещей, чтобы нарастить темп и погрузиться в процесс. Например, сначала сделать несколько стандартных звонков клиентам, забрать документы у начальника, а уже потом браться за крупный проект.
Определите часы высокой и низкой эффективности
Понаблюдайте за собой неделю. Каждый час в течение дня отмечайте свой настрой на работу по шкале от 0 до 10, где 0 будет означать полное отсутствие концентрации, 5 — решение мелких задач, а 10 — максимальную производительность. После такой самодиагностики вы поймете, в какое время вам удается достигнуть наибольшей продуктивности. Отводите эти часы сложным задачам, требующим полного вовлечения.
Делайте перерывы
Если вы почувствовали усталость и начали отвлекаться на всё вокруг, устройте небольшой тайм-аут: сделайте легкую разминку, выпейте кофе, выйдите на улицу и подышите свежим воздухом. Работаете из дома? Тогда погладьте кота или поиграйте с собакой.
Если вы не можете понять, почему у вас никак не получается сконцентрироваться на работе, проанализируйте свой график. Там точно есть место отдыху?
Эффективно справляться с тяжелым умственным трудом помогает техника Pomodoro: работаете 25 минут, затем 5 минут отдыхаете и снова возвращаетесь к задаче. После 4 таких подходов нужно сделать один получасовой перерыв и вновь повторить цикл.
Масштабное дело выполнить легче, если работать над ним поэтапно с короткими перерывами.
Выделите время для коммуникаций
Чтобы не отвлекаться на уведомления, проверяйте социальные сети и почту в определенное время. Например, перед работой, во время обеденного перерыва и в конце дня. На каждую «сессию» выделяйте не больше 15-ти минут — этого времени достаточно, чтобы разобрать накопившиеся сообщения.
Победить лень на удаленке сложнее, чем в офисе. Слишком уж много отвлекающих факторов вокруг: холодильник, теплая постель, телевизор… Чтобы сосредоточиться на работе, составьте четкое расписание. Планируйте день по часам. Выделите время на выполнение задач, обед, перерывы для отдыха и строго следуйте установленному распорядку, иначе результата не будет.
Еще один совет — чаще выходите из дома. Вы не в офисе, поэтому во время обеденного перерыва вполне можно выделить 15–20 минут на короткую прогулку. Если не любите бродить бесцельно, поставьте себе еще одну задачу — например, купить продукты на ужин или взять книгу в библиотеке.
Как сконцентрироваться на работе в разных ситуациях
К сожалению, действовать по плану удается не всегда. Иногда жизнь подкидывает нам вызовы, которые выбивают из колеи. Но это не повод впадать в уныние. Ниже мы разобрали, как сконцентрироваться на работе в непредвиденных ситуациях.
Шумная обстановка. Ваш сосед решил послушать хэви-метал? Коллеги вдруг начали бурно обсуждать какую-то новость? Это и правда может сильно отвлечь от работы. Но способы борьбы с фоновыми звуками есть:
- Используйте беруши или шумоподавляющие наушники.
- Обсудите с руководителем возможность работать в конференц-зале или переговорной, пока эти помещения не заняты.
- Включите музыку или просто белый шум.
Расставание с любимым человеком. Когда нас одолевают грусть и переживания, то работа становится последним, о чем мы думаем, и не отвлекаться становится еще сложнее. Как же быть?
Отвлекайтесь на важные дела. Да, звучит странно, но это работает! Если заняться чем-то действительно полезным, то ни времени, ни сил на тревожные мысли у вас просто не останется. Главное — максимально вовлечься в процесс.
Недосып. Сосредоточиться на работе, когда клонит в сон, непросто. Скажем сразу, добавить максимальной концентрации в таком случае не удастся. Поэтому первое, что нужно сделать, — пересмотреть список дел и перенести вопросы, требующие сосредоточенности, на следующий день. А пока займитесь простыми задачами, до которых давно не доходили руки.
Чтобы взбодриться после бессонной ночи, сделайте легкую зарядку, примите контрастный душ и обязательно позавтракайте. Эти несложные действия улучшат ваше настроение и повысят уровень мыслительной деятельности. Не забудьте про «тяжелое вооружение» — пару чашек натурального кофе, но только не сразу, а в течение дня.
Если вы чувствуете, что засыпаете прямо перед компьютером, включите музыку. Лучший выбор для работы — классика, но так как она действует успокаивающе, то в данном случае эффект может быть противоположным и, вполне вероятно, восполнить потерю сна вам захочется еще сильнее. Попробуйте включить джаз, поп или R&B, но только при условии, что композиции в таких стилях не будут отвлекать вас еще больше.
- Научитесь ложиться и вставать вовремя. Спать нужно не 8 часов, а столько, сколько требуется вашему организму. Хороший отдых положительно влияет на концентрацию внимания и служит отличной защитой от стресса.
- Кофе — не всегда хорошо. Да, после ароматного эспрессо вы наверняка ощутите прилив сил и энергии, но только на 20–30 минут. Потом уровень адреналина будет падать и концентрироваться на работе станет сложнее. Поэтому возьмите себе правило: выпивать не больше 2-х чашек кофе в день.
- Учитесь собираться с мыслями. Сложно заниматься делами, когда в голове — думы о том, что приготовить на ужин или где лучше встретиться с друзьями. Чтобы вас не отвлекали повседневные задачи, планируйте их накануне точно так же, как и рабочие.
- Используйте волшебное слово «нет». Если вы понимаете, что работы вал, вежливо отказывайтесь от дополнительных проектов и новых обязанностей. Не берите на себя слишком много, иначе сосредоточиться на одном деле будет невозможно.
- Цените свое время. Каждый раз, когда вы берете в руки телефон, чтобы заглянуть в соцсети, спрашивайте себя: «А мне это точно нужно?». Согласитесь, лучше потратить драгоценные минуты на работу, чтобы быстрее с ней закончить и достигнуть намеченных целей?
- Будьте честны с собой. Составили расписание — неукоснительно следуйте ему. Убрали телефон в ящик стола? Отлично, только не нужно доставать его через каждые 15 минут. Сначала вам будет сложно, но только так вы сможете добиться результатов.
Коротко о главном
Чтобы фокусироваться на важных задачах и успевать больше, выясните, что вас чаще всего отвлекает, и постарайтесь избегать этих факторов. Начните высыпаться, не злоупотребляйте кофеином, проводите больше времени на свежем воздухе.
Уделяйте несколько минут в день для составления списка дел и не забывайте про приоритеты. Оставляйте всё самое важное на часы максимальной продуктивности, регулярно делайте перерывы и обязательно благодарите себя за хорошо выполненную работу.